Кредиты, выданные в 2014 г., обслуживаются лучше кредитов 2013 года

Индекс ОКБ: Общая статистика просроченной задолженности за август 2014 г.

Объединенное кредитное бюро (ОКБ) подвело общие итоги платежной дисциплины заемщиков в августе 2014 г.

В последний месяц лета просроченная задолженность по всем типам активных кредитов выросла на 12 б.п. по сравнению с июлем, ее значение составило 15,12%. Однако обозначилась позитивная тенденция по замедлению темпов роста просрочки по отдельным видам кредитных продуктов.

Хуже всего в августе заемщики обслуживали потребительские кредиты, просрочка, по которым за месяц выросла на 74 б.п. и достигла 17,04%. На 34 б.п. выросла просрочка по автокредитам, которая составила 9,82%. Остальные кредитные продукты не продемонстрировали активного роста, а по многим даже наметилась тенденция к снижению уровня просрочки. Просрочка по кредитным картам выросла только на 4 б.п. и составила 13,22%. Для сравнения в июле она выросла на 18 б.п. Просрочка по POS-кредитам снизилась на 14 б.п. и составила 15,54%.

Также позитивный тренд в августе продемонстрировали ипотечные кредиты. В июне 2014 г. процент просрочки по ипотеке подскочил на 22 б.п. и составил 3,15%, в июле снизился до 3,14%, а в августе сократился на 11 б.п. до 3,04%. Вместе с тем доля дефолтных кредитов с просрочкой более 90 дней продолжает увеличиваться, в августе ее значение составило 10,3%, что на 27 б.п. выше, чем в июле.

Весомым фактором ухудшения розничного портфеля остается закредитованность заемщиков. Согласно динамике новых заявок и новых выдач каждый восьмой заемщик имеет 4 или более активных кредитов в момент подачи заявки на новый, год назад 4 и более кредитов были у каждого десятого заемщика.

Среди тех, кто кредит уже получил, 8% имеют 4 и более активных кредита, в 2013 г. их было 6%. При этом доля заемщиков, не имеющих ни одного кредита на момент получения нового, снизилась с 44% в 2013 г. до 41% во II кв. 2014 г. По данным ОКБ во II кв. 2014 г. тенденция наращивания кредитной нагрузки обозначила тренд на снижение. Скорее всего, на изменение динамики оказали влияние меры ЦБ по охлаждению рынка потребительского кредитования и последующее ужесточение рисковых политик банками.

Однако заёмщики, удовлетворяющие ужесточившимся требованиям банков, все активнее пользуются возможностью рефинансирования старых долгов, когда клиент берёт новый кредит на бОльшую сумму и закрывает им старый долг. По статистике ОКБ на текущий момент каждая 10-я новая выдача потребительского кредита — рефинансирование имеющейся задолженности с полной оплатой долга хотя бы по одному имеющемуся кредиту.

Традиционно доля людей, которые допустили просрочку по потребительским кредитам до 60 дней, составляет 5-7% от всего портфеля. При этом поведение заёмщиков меняется в зависимости от срока просрочки. Например, заёмщики, которые допустили задержку платежа от 1 до 30 дней, в 30% случаев закрывают ее в следующем месяце. Текущий показатель является самым низким за последние 2 года. Всё меньше заёмщиков берут новые кредиты, для погашения уже имеющихся — в 2014 году их доля резко снизилась с 6% до 2.8%. Полагаем, что это связано с ужесточением банками условий кредитования, когда заемщикам все сложнее получить новый кредит при наличии даже небольших проблем с платежной дисциплиной по уже существующим кредитам.

Сегмент более поздней просрочки 30-60 дней демонстрирует схожую динамику по возвратам, однако доля заёмщиков, которые входят в нормальный график платежей после достижения 30-дневной просрочки, в два раза ниже — 14% на конец I полугодия 2014 года. При этом доля людей, которые обращаются за новыми кредитами для погашения старых, не снижается, находясь на уровне 3,6%. Очевидно, что достижение поздних стадий просрочки зачастую говорит о том, что заёмщики не в силах погасить задолженность собственными силами. И снижение количества возвратов в нормальный график платежей связано с тем, что клиенты банков все более ограничены в увеличении долговой нагрузки, особенно при наличии текущей просроченной задолженности.

Даниэль Зеленский, Генеральный директор, Объединенное кредитное бюро: «В августе продолжился тренд по замедлению темпов роста просроченной задолженности, которые мы наблюдали в прошлом месяце, а также ее снижение по отдельным видам кредитных продуктов. Однако необеспеченные потребительские кредиты остаются главным драйвером роста просроченной задолженности. Также беспокойство вызывает вновь выросшее значение дефолтной просрочки в 10,3%, которая за последний месяц выросла на 27 б.п. Фактически это значит, что каждый десятый заемщик вряд ли когда-нибудь исполнит свои кредитные обязательства, а банк будет вынужден списать эти долги или продать коллекторам. Ухудшение портфеля происходит в основном за счет старых выдач, а из-за снижения темпов роста кредитования прироста новых заёмщиков недостаточно для выравнивания статистики. Однако данные ОКБ говорят о том, что кредиты, выданные в течение 2014 г., обслуживаются лучше кредитов, выданных в 2013 г., поэтому мы предполагаем, что просрочка продолжит расти, но умеренными темпами».

Дополнительная информация

Объединенное кредитное бюро (ОКБ)

Создано в 2004 году, входит в тройку крупнейших кредитных бюро России. Учредители — ОАО «Сбербанк России», ведущий мировой оператор кредитных бюро Experian, и ЗАО «Интерфакс». По данным на август 2014 г. в базе данных ОКБ хранится более 151 млн. кредитных историй. Доля информативных ответов (хит-рейт) составляет 93,9%.

Бюро уделяет большое внимание не только количеству кредитных историй в базе данных, но и качеству их обработки. ОКБ является лидером в сфере сервисов по оценке кредитных рисков и борьбе с мошенничеством. Бюро предоставляет своим клиентам сервис уведомлений об изменениях в поведение заемщиков Триггеры, сервис по ID верификации клиента, уникальный сервис по созданию унифицированного портрета заемщика Объединенный кредитный скоринг, сервис отслеживания мошеннических заявок Национальный Хантер, сервис для оценки текущей ситуации на рынке кредитования РФ и места финансовой организации в нем — Бенчмаркинг и сервис Экспресс Скоринг, который позволяет провести быструю проверку заявки на кредит без запроса кредитной истории заявителя.

В числе клиентов ОКБ — более 500 банков, микрофинансовые организации и операторы мобильной связи.

www.bki-okb.ru


Комментарии





+18