Идекс ОКБ, отражающий динамику просрочек по активным кредитам по итогам II квартала 2014 г.

Согласно данным ОКБ, во II кв. 2014 г. наблюдается значительный рост просрочки, которая по данным за июнь 2014 г. достигла 14,91% (14,09% в I кв. 2014г.). Общая сумма просроченной задолженности приблизилась к значению 600 млрд. руб.

Вместе с просрочкой растет и средняя сумма долга. Средняя сумма долга на одного заемщика по потребительским кредитам на конец II кв. составила 177 тыс. р., а в июне 2013 г. она составляла 142 т.р. Незначительно вырос и средний долг по кредитным картам — с 29 до 31 т.р. за год.

Хуже всего во II кв. заемщики обслуживали потребительские кредиты, просрочка, по которым за II кв. выросла на 104 б.п. и достигла 16,24%. Еще одним анти-лидером по росту просрочки стали POS-кредиты, показавшие во II кв. рост 0,78%, однако стоит отметить, что просрочка по этому виду кредитов в июне 2014 г. равна прошлогоднему значению — 15,66%. Просрочка по автокредитам выросла за II кв. на 68 б.п., и составила 9,79%, в то же время в мае-июне отметилось резкое сокращение количества автокредитов. Если во II кв. 2013 г. рынок автокредитования вырос на 25%, то во II кв. 2014 г. отмечалась фактическая стагнация данного сегмента. Негативный тренд в июне продемонстрировали и традиционно стабильные ипотечные кредиты. В 2013 г. средний ежемесячный прирост процента просрочки по ипотеке составлял 0 (в одни месяцы была небольшая просрочка, в другие заемщики ее полностью погашали). За первое полугодие 2014 г. средний ежемесячный прирост процента просрочки по ипотеке немного вырос и составил 4 б.п., а в июне 2014 г. процент просрочки по ипотеке подскочил на 22 б.п. Тем не менее, подобный скачок уже наблюдался в мае 2013 г. Не стоит однозначно говорить об ухудшении данного сегмента, так как полностью тренд проявится только в III кв. 2014 г.

Даниэль Зеленский, Генеральный директор, ОКБ считает: «Основная причина активного роста просрочки во II квартале 2014 года вызвана скорее всего не столько ухудшающейся платежной дисциплиной заемщиков, сколько темпами прироста кредитного портфеля в целом. Темп роста рынка кредитования во II кв. 2014 г. составил 3%, что втрое ниже аналогичного показателя 2013 г. Тенденция сокращения объемов потребительского кредитования связана прежде всего с ограничениями ЦБ, из-за которых банки стали чаще отказывать в выдаче кредита сомнительным на их взгляд заемщикам. Что касается автокредитования, то это скорее всего связано с общим спадом продаж автомобилей, обусловленным колебанием курса рубля и снижением покупательной способности населения. При уменьшении количества «хороших» заемщиков, своевременно погасивших свои обязательства перед банками, в портфеле остается больше «плохих» заемщиков, которые портят общую картину и обеспечивают активный рост просрочки.»

Ирина Кремлева, Председатель Совета директоров, ОКБ; Вице-президент, Сбербанк России: «На текущий момент публичная информация о показателях качества портфеля банков России достаточно скудна, наполнение системы новыми надежными данными позволит повысить измеримость проблем с закредитованностью в разбивке по сегментам, поможет банкам проводить более взвешенную политику по рискам и безусловно будет способствовать стабилизации ситуации. Публикация подобной информации, на наш взгляд, поможет банкам учитывать тенденции и общее состояния качества портфеля банковской системы при настройке процедур риск-менеджмента. Так, например, в середине 2012 года, когда у нас еще не было информации об ухудшении нашего портфеля потребительских кредитов, анализ темпов роста и показателей качества портфеля банковской системы помог скорректировать процедуры анализа заемщиков и избежать проблем стремительного ухудшения качества кредитования. На сегодняшний день качество розничного кредитного портфеля Сбербанка более чем в 2 раза лучше качества портфеля по системе в целом и этот разрыв продолжает увеличиваться».

Дополнительная информация

Объединенное кредитное бюро (ОКБ)

Создано в 2004 году, входит в тройку крупнейших кредитных бюро России. Учредители — ОАО «Сбербанк России», ведущий мировой оператор кредитных бюро Experian, и ЗАО «Интерфакс». По данным на апрель 2014 г. в базе данных ОКБ хранится более 144 млн. кредитных историй. Доля информативных ответов (хит-рейт) составляет 94,1%.

Бюро уделяет большое внимание не только количеству кредитных историй в базе данных, но и качеству их обработки. ОКБ является лидером в сфере сервисов по оценке кредитных рисков и борьбе с мошенничеством. Бюро предоставляет своим клиентам сервис уведомлений об изменениях в поведение заемщиков Триггеры, сервис по ID верификации клиента, уникальный сервис по созданию унифицированного портрета заемщика Объединенный кредитный скоринг, сервис отслеживания мошеннических заявок Национальный Хантер.

В числе клиентов ОКБ — более 500 банков, микрофинансовые организации и операторы мобильной связи.


Комментарии





+18