В Минфине прогнозируют дальнейший рост розничной цены на бензин на 1,8 рубля за литр

Наступившая неделя должна принести облегчение участникам российского топливного рынка, которые весь октябрь живут в самой жесткой с марта 2011 года ситуации. Из ремонта выйдут Ангарский и Мозырский НПЗ. Кроме того, ожидается и сезонное снижение спроса на бензин. Перебои поставок топлива, которые наблюдались в Сибири, остались локальными и не переросли в полноценный бензиновый кризис, уверяют эксперты.

К середине сентября рынок бензина в России в целом был разбалансирован и находился в опасном состоянии, пишет «Ъ». Череда аварий на заводах (в частности, июньская авария на Ачинском НПЗ) привела к тому, что к началу октября выпуск высокооктановых бензинов, по данным Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса (ЦДУ ТЭК), отставал от плана на 700 тыс. тонн.

Дисбаланс спроса и предложения на рынке привел к резкому росту цен в течение лета: в ходе торгов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) бензиновые индексы достигли новых исторических максимумов. По данным ЦДУ ТЭК, по АИ-92 средняя отпускная цена с НПЗ выросла с начала года к 7 октября на 29%, по АИ-95 — на четверть. Цены на заправках увеличились на 2,9 рубля и 2,5 рубля на литр соответственно (что составило 9,7% и 7,5%). Росстат свидетельствует о том, что цены производителей в нефтепереработке выросли за девять месяцев на 10,6% — это самый высокий показатель среди всех отраслей промышленности. Крупнейшие нефтяники указывают на то, что оптовые цены на бензин имеют резкую сезонность и в годовом выражении рост меньше — около 15% при инфляции 8%. Кроме того, они напоминают, что в этом году вновь были повышены акцизы, что дало прирост цены еще на 3,2%.

Сам по себе рост оптовых цен не угрожает дефицитом, но к нему может привести увеличивающаяся разница в темпах роста между оптовыми и розничными ценами. Собеседники издания в правительстве признают: есть неформальное указание сдерживать стоимость бензина на заправках, чтобы рост цен не превышал инфляцию. В этой ситуации нефтяники переносят центр прибыли — зарабатывают на оптовых продажах, а в рознице могут торговать по себестоимости или даже в убыток.

В 2015 году произойдут регуляторные изменения, которые, по мнению экспертов, могут оказать гораздо большее влияние на ценообразование.

Во-первых, запрещается оборот бензина «Евро-3», который в этом году составляет 17% от плана производства, или 6,35 млн тонн. Больше половины из них (3,6 млн тонн) приходится на НПЗ «Роснефти», остальное примерно в равных долях делят «Сургутнефтегаз», «Газпром нефтехим Салават» и «Орскнефтеоргсинтез». В «Роснефти» уверяют, что компания намерена в 2015 году на 30% увеличить выпуск бензинов «Евро-4» и «Евро-5». В этом году, по плану производства, «Роснефть» должна выпустить 6,2 млн тонн бензинов «Евро-4» и «Евро-5». Даже если она реализует намерение увеличить их выпуск на 30% в 2015 году, то общий выпуск товарных бензинов ею все равно сократится на 1,7 млн тонн — это в 2,5 раза больше, чем российский рынок недополучит до конца года из-за аварии на Ачинском НПЗ. Если «Роснефти» не будет хватать своего бензина, она вынуждена будет купить его у других нефтекомпаний, что может привести к взвинчиванию цен.

Во-вторых, в 2015 году начнется налоговый маневр, последствия которого для рынка топлива его участники пока не берутся точно предсказать.

— Никто не понимает, как это будет работать, но все готовятся к росту цен,— говорят они.

Замглавы Минфина Сергей Шаталов заявил на прошлой неделе, что маневр приведет к росту розничной цены топлива на 1,8 рубля на литр из-за увеличения стоимости нефти на внутреннем рынке. 

Теги: | бензин |

Комментарии






+18