БКС Премьер в Воронеже: введение налога с продаж станет мощным катализатором для продуктовой розницы в регионах

Официально объявленный целевой показатель инфляции — 6% к концу 2014 года, хотя первый замглавы ЦБ Ксения Юдаева не исключает, что 6,5% могут оказаться более реальными. Главной угрозой планам регулятора остаются завышенные инфляционные ожидания граждан и вероятные сильные колебания курса рубля. Помимо этого, дополнительно один процентный пункт к показателю 2014 года может прибавить введение налога с продаж в регионах, подсчитал заместитель главы Минэкономики Андрей Клепач. О плюсах и минусах нового налогового бремени рассуждает директор БКС Премьер в Воронеже Игорь Гольцев.

— По оценкам экспертов, в случае введения НСП, цены сразу вырастут минимум на 3%. На ваш взгляд, каковы будут последствия инициативы?

— Я склонен разделить эти оценки. Сейчас министерство финансов рассматривает возможность наделить регионы правом вводить налог с продаж в размере 3—5% со следующего года. Вероятность его утверждения высока, учитывая поддержку властей, дефицит региональных бюджетов и небольшое давление налога на рост ВВП. Естественно, он будет «зашит» в цены, ни одна компания не будет работать в минус. Напомню, в 2003 году этот налог был отменен после обращения российского бизнеса в Конституционный суд. Сейчас мы к нему возвращаемся в виду, в том числе, замедления роста экономики. Доходы регионов серьезно сократились, в результате в их бюджетах образовался дефицит, не считая расходов на выполнение майских указов. Средств для покрытия этого разрыва у Минфина нет. В то же время отказаться от реализации крупных инфраструктурных проектов в регионах тоже нельзя. В результате в отсутствие других источников пополнения бюджетов единственным возможным выходом остается увеличение налогового бремени.

В настоящее время ритейлеры платят в региональные бюджеты только налог на имущество, налоги на фонд заработной платы и небольшую долю налога на прибыль организаций. Введение налога весьма вероятно, учитывая поддержку государства и минимальное негативное влияние на динамику ВВП. Вероятность введения налога с продаж высока, учитывая поддержку идеи правительством и проправительственным лобби в Госдуме. Во-первых, налог с продаж является косвенным налогом и, таким образом, окажет несущественное давление на рост ВВП. Во-вторых, бюджеты регионов испытывают растущий дефицит, следовательно новый налог станет эффективным способом их пополнения. При ставке налога с продаж в 5%, доходы в региональные бюджеты составят около RUB 200 млрд в год, что, по оценкам S&P, соответствует 5—6% совокупного объема бюджета регионов.

Минусы: Усиление давление на рентабельность ритейлеров. Налог с продаж в случае его введения приведет к моментальному пропорциональному повышению практически всех розничных цен в целях сохранения положительной прибыли. С учетом бюджетных ограничений потребителей, повышение окажет негативное влияние на сумму среднего чека и, следовательно, на операционную рентабельность продуктовых сетей.

Плюсы: Розница получит больше поддержки со стороны региональных властей. Обратная сторона введения налога с продаж — сложность его администрирования. Поскольку представители организованной розницы в отличие от неорганизованной розницы (которые могут проводить покупки вне кассы и потому избавить себя от уплаты налога) платят все налоги, региональным властям будет выгодно оказывать максимальную поддержку торговым сетям — вне зависимости от региона их юридической регистрации. Таким образом, мы считаем, что введение налога с продаж станет мощным катализатором для современной продуктовой розницы в регионах, где уровень проникновения пока остается низким в сравнении с Санкт-Петербургом и Москвой. Справедливости ради, это не единственная обсуждаемая инициатива. Также планируется увеличение акциз на табак. Помимо потребителей, ритейлеров и табачных компаний новые предложения Минфина коснутся и «Газпрома». В частности, речь идет о введении акциза на газ, экспортируемый в Турцию по трубопроводу «Голубой поток».

Теги: | Игорь Гольцев |

Комментарии






+18