Предприниматель: кризис все ближе, но будет ли он?

По мнению основателя сети кофеен «Кофеин» Евгения Когана, рынок и бизнес могут попасть под грядущую новую волну кризиса. Он признается, что в текущем году рост его сети составил всего 1,5% по сравнению с тем, что «в течение последних шести лет мы стабильно прибавляли 8-12% к обороту».

— Стагнацию ощущаем не только мы: ресторанный рынок и рынок кофейный чувствуют замедление темпов роста. Ситуация непростая. Частично это происходит потому, что экономика хромает, а частично потому, что люди влезли в потребительские кредиты, и к концу месяца им уже не до кофе в кофейне. Хорошо бы хватило на бутерброд с колбасой и кредит погасить,— рассуждает бизнесмен.

Он затрудняется с оценкой масштабов надвигающегося кризиса, добавляя, что «не на 100% уверен, что он будет, все-таки я не экономист».

Это своего рода экономические игры, продолжает Коган, события 1998 и 2008 годов «заметны и сейчас»:

— Когда люди не уверены в своем будущем, они боятся тратить деньги и в первую очередь отказывают себе в маленьких удовольствиях. Поэтому я склонен винить кредиты лишь частично и, думаю, что мы почувствовали вторую волну кризиса 2008 года, которую ждут уже несколько лет. Если вы пойдете на рынок электроники, вам скажут то же самое: люди стали покупать меньше холодильников, стиральных машин и других бытовых приборов. Тем временем холодильник может быть необходимой покупкой: если у вас сломался старый, вы не обойдетесь без нового. А без чашки кофе всегда можно обойтись. Это нормально.

Предпринимателям Евгений Коган рекомендуют следить за рынком, двигаться вперед, если это возможно, а также «тормозить, но не останавливаться».

— Не могу сказать, что новый кризис поможет всем, но думаю, что начинающие рестораторы могут выиграть. Речь о тех, у кого уже сейчас достойный продукт. Если они нашли свою нишу, своего покупателя и умеют экономить,— резюмирует эксперт.


Комментарии






+18