Вчера и сегодня — кризис, завтра — стагнация

Это не сценарий фильма ужасов, а суровая реальность руководителей отечественных компаний. Сокращения бюджетов и персонала, закрытие проектов, — как из кризисной ямы выбираются компании в 2014 году? Безрадостная статистика — в статье на E-xecutive.ru.

Кризис, который всегда с тобой

Кризис 2008 года не остался на страницах учебников, он продолжает настойчиво проверять на прочность российские компании, и непростой 2014 год — логическое продолжение экономической турбулентности прошлых лет. Такие данные получены в ходе исследования, проведенного хедхантинговой компанией «Агентство Контакт» в июне-июле 2014 года.

В ходе исследования было опрошено 360 респондентов, 24% которых являются генеральными директорами компаний, 10,67% занимают должность замгендиректора и еще 10,67% числятся руководителями направлений. Большинство компаний, чьи представители приняли участие в исследовании, относятся к малому бизнесу, то есть число их сотрудников не превышает 100 человек, 20,27% — крупные компании, персонал которых насчитывает более 1 тыс. человек. При этом 30,51% компаний работают в сфере строительства и недвижимости, 22,03% — в сфере производства, 16,95% — в рекламе, консалтинге, маркетинге и PR.

При этом вне зависимости от сферы деятельности организаций большинство респондентов — 73,3% — как из Москвы и Санкт-Петербурга, так и из регионов признают 2014 год кризисным. В частности, некоторые участники рассказали, что вынуждены были сократить свой бюджет из-за произошедших перемен в банковском секторе: были закрыты банки, через которые велись расчеты, что повлекло потери значительной части оборотных средств.

Говоря о максимально эффективном сокращении издержек в кризисные времена, 72% респондентов считают категорически неправильным решение об экономии средства за счет сокращения персонала. Комментируя свою позицию, многие придерживались мнения, что при принятии решения об экономии необходима сбалансированная стратегия, качественная оценка ситуации и индивидуальный подход. Однако при этом 56% участников исследования были все же вынуждены уволить некоторое количество своих сотрудников в 2014 году. Среди уволенных примерно равное количество занимали менеджеры среднего звена — 25,3% — и линейный персонал — 21,1%. В меньшинстве оказались топ-менеджеры — 8,4%.

Несмотря на экономические трудности, 71,4% респондентов в этом году не сокращали и не планируют сокращать заработную плату сотрудников.

При этом 51,4% респондентов отмечают, что при составлении бюджета на следующий год в их компании учитывалась вероятность кризиса. 24,3% отметили, что в их организации не было общего сокращения бюджета. 23% респондентов сообщили, что сокращение бюджета в их компании произошло, однако оно вызвано не кризисными временами, а общей политикой компании.

Прогнозы неутешительны — большинство опрошенных — 36,49% — считает, что в ближайшее время их компании грозит снижение финансовых результатов. Об улучшении финансовых показателей говорят 24,32% респондентов.

44% респондентов уверены, что кризисные явления этого года представляют собой продолжение кризиса 2008 года, и в своих прогнозах говорят о стагнации всех отраслей экономики в ближайшее время, — такого мнения придерживаются 48,6% высказавшихся. При этом в большей степени кризис коснется банковского отрасли и инвестиционного сектора, так считают 72,22% опрошенных, туризма и гостиничного бизнеса — 70,83%, маркетинга и консалтинга — 50%, рекламы и медиа — 50%.

Кризис — время не сокращать, а нанимать персонал

А вы почувствовали на себе экономическую непогоду 2014 года? Упали ли показатели компаний? Какой стратегии планирует придерживаться ваша компания? По мнению опрошенных E-xecutive.ru руководителей, 2014 год действительно выдался непростым, показатели многих организаций оставляют желать лучшего.

«2014 год действительно можно охарактеризовать как кризисный, год, когда большинство компаний испытывают проблемы и видят это в своих финансовых результатах, — рассказывает операционный директор Wyser Ольга Овчинникова. — Безусловно, меры по борьбе с кризисными явлениями всегда так или иначе связаны с персоналом, одной из которых является сокращение штата. Однако, на мой взгляд, наиболее передовые компании борются с кризисными явлениями, прежде всего, за счет повышения эффективности во всех аспектах своего бизнеса: оптимизации бизнес-процессов, разработки инновационных решений, пересмотра традиционных схем работы. Именно в этом направлении лежит путь преодоления кризисных явлений, а не в механическом сокращении численности сотрудников».

Ольга Овчинникова уверена — наиболее прогрессивные компании, как ни парадоксально, используют период кризиса для найма более эффективных сотрудников, и эту тенденцию можно было наблюдать во время экономического спада 2008 года. — Это объясняется тем, что рынок труда становится «кандидатским», и на нем появляется много ценных специалистов.

В свою очередь, директор по развитию кадрового агентства «Юнити» Людмила Чернякова уверена, что происходящие на внешнем и внутреннем рынке изменения делают людей крайне осторожным. Но осторожными не значит пессимистичными.

Людмила Чернякова: Будьте осторожны, но не впадайте в депрессию!

«Происходящие изменения влекут за собой конец времени «легких денег». Рынок усложняется, становясь более требовательным, профессиональным и избирательным. Во время кризиса первыми всегда страдают отрасли и направления, связанные с созданием картины будущего. Мы это видим на примере смещения акцентов в динамике и качестве поступления вакансий от наших клиентов и по рынку в целом.

Маркетинг, консалтинг, медиа, девелопмент, продажи в luxury-сегменте, авто, недвижимость и строительство сейчас снижают активность. По-прежнему устойчивы фармацевтика, IT/Telecom, сектор FMCG, производство и логистика», — рассказывает Людмила Чернякова.

Комментируя для E-xecutive.ru предварительные итоги 2014 года, генеральный директор компании VENTRA Марина Симонова отмечает: «Если ранее мы наблюдали ежегодное увеличение объемов бизнеса, то финансовые результаты 2014 года, по нашим ожиданиям, будут на уровне предыдущего года. Тем не менее, решение о сокращении издержек за счет персонала является в корне неверным. Наша компания не собирается «урезать» заработную плату сотрудников или проводить массовые сокращения персонала, однако и говорить об индексации заработной платы или расширении штата в сложившихся условиях нельзя».

Марина Симонова: Стагнация затронет многие отрасли российской экономики

Также не наблюдается инвестирования в новые проекты или расширения существующих. Мы судим об этом, будучи кадровым агентством, предоставляющим услуги для ведущих российских и западных организаций, — говорит Марина Симонова. 

«Некоторые крупные проекты, особенно в банковской сфере, «замораживаются» на неопределенный срок. Стратегией, которой придерживается бОльшая часть компаний-клиентов, является оптимизация расходов и максимальное использование имеющихся мощностей. Это особенно актуально для производственных компаний. Общее экономическое состояние в стране, рост инфляции и снижение покупательной способности повлечет за собой стагнацию во многих отраслях экономики, а также окажет существенное влияние на рынок ритейла», — считает специалист.

Говоря о том, какой стратегии придерживается ее компания, Марина Симонова отмечает: «Мы продолжим стратегию по сокращению затрат компании на текущую деятельность и отлаживанию внутренних процессов с целью увеличения эффективности бизнеса и снижения себестоимости услуг, не жертвуя при этом качеством и уровнем сервиса».

Продолжая комментировать предварительные итоги 2014 года, руководитель департамента «Офисный подбор» аутсорсинговой компании «СТС Групп» Анна Иванова отметила, что 2014 год отличился уходом с рынка некрупных игроков, в том числе закрытием многих небольших организаций, например, туристических фирм и банков, неэффективных филиалов и отделов, а также сокращением сотрудников, работа которых не приносила пользу предприятию.

При этом эксперт особо отмечает — увольнение сотрудников увеличивает риск возникновения негативных настроений и волнений в коллективе, что может отразиться на работе компании в целом. «Такую ситуацию можно избежать, проводя сбалансированное и не кардинальное снижение расходов по всем направлениям, а не исключительно в штате предприятия», — рекомендует специалист.

В результате подведения предварительных итогов уходящего годы картина складывается довольно безрадостная. Однако эксперты советуют не впадать в депрессию, ведь если жизнь усложняется, значит, она становится интереснее. Тем более, что в ряде отраслей кризисные явления проявляются не так сильно.

По мнению руководителя департамента «Executive Search and Management Selection в отрасли «Розничные сети и электронная торговля» компании «Агентство Контакт» Анны Сус, хороших специалистов компании всегда стараются удержать вне зависимости от экономических условий. И ваша задача — стать одним из них. «Если все же говорить о сокращении штата, то к этому процессу следует подходить грамотно и взвешенно, увольняя наименее эффективных сотрудников. Что касается, например, рынка розничной торговли, несмотря на кризисные явления этого года, снижения активности с точки зрения заказов не наблюдается. Можно говорить лишь о том, что изменился список наиболее востребованных специалистов», — заключает эксперт.

Материалы исследования вы можете посмотреть здесь.


Комментарии





+18