Семь нескучных рецептов спасения экономики

Начать третью мировую войну

Российская экономика в стагнации, а в ближайшее время может погрузиться в рецессию — и, похоже, в правительстве нет четкого плана по выходу из ситуации. Между тем ученые, журналисты и предприниматели придумали массу способов ускорить экономический рост за пределами скучных «увеличить бюджетную дисциплину» и «включить печатный станок». Slon выбрал наиболее необычные из рецептов.

Экономисты часто сравнивают Великую рецессию 2008 года с Великой депрессией 1929-го. А, как известно, сразу за утомительным десятилетним кризисом последовала Вторая мировая война. Глобальный конфликт обратил Европу в руины, но стал мощным стимулом для американской экономики, считают многие экономисты. Расходы федерального правительства США с 1940 по 1944 год выросли с $9,5 млрд до $72 млрд, номинальный ВВП — на 75%, безработица сократилась с 8,1% до менее чем 1%.

Так почему бы не повторить это сейчас? Конечно, издержки реальной войны очень высоки, поэтому в полушутливой колонке на Business Insider директор Euro Pacific Capital Питер Шифф, известный своим удачным предсказанием мирового финансового кризиса, предлагает каким-нибудь странам, например России и США, объявить друг другу войну понарошку — что-то вроде бескровного масштабного пейнтбол-сражения с массовыми закупками оружия, униформы и шариков с краской. А чтобы за этим было интересно наблюдать, Голливуду можно было бы заказать картинку для массмедиа (все доходы от рекламы, само собой, пойдут в бюджет).

Единственная загвоздка — увеличение федерального бюджета, как во Вторую мировую, будет означать увеличение нынешних госрасходов США до астрономических $20 трлн. Сейчас собрать подобную сумму американским властям будет намного труднее, чем 70 лет назад, признает Шифф. Общество вряд ли согласится на очередное повышение налогов, которые и так достаточно высоки, а также не располагает достаточными сбережениями для покупки военных облигаций (за их счет было профинансировано порядка трех четвертей расходов США в 1941–1945 годах).

Что касается российской экономики, то она вряд ли выиграет от конфронтации с Западом пусть даже не в форме ужасной третьей мировой, а новой холодной войны, писал ранее обозреватель Slon Константин Гаазе. Взять хотя бы проекты по экспорту в Европу американского сжиженного природного газа, который в перспективе может подорвать положение «Газпрома» на континенте. Если Россия продолжит жесткую конфронтацию с Западом, Европе и Штатам будет значительно проще договориться на эту тему, что, в свою очередь, ударит по российской экономике.

Снимать больше мультиков

В 1938 году в США продолжалась Великая депрессия, и местные интеллектуалы пытались найти свет в конце тоннеля. Именно тогда выход на экраны диснеевской «Белоснежки и семи гномов» вдохновил редакторов New York Times на колонку, где утверждалось, что производство мультфильмов окажется спасением для национальной экономики. «Белоснежка» оказалась важной лентой для своего времени — как в художественном, так и в коммерческом плане. Студии Уолта Диснея удалось не только отбить невероятные по тем временам $2 млн бюджета, но и заработать.

Дополнительный доход приносили сопутствующие товары вроде фигурок гномов-персонажей, что в то время было в новинку. Подобный ход был ранее успешно опробован на другом популярном персонаже — Микки Маусе, который появлялся на циферблатах часов, упаковках мыла, картах, расческах и в прочих неожиданных местах. «Белоснежка» закрепила успех улыбчивого мышонка. «Одна фабрика в Акроне, штат Огайо, которая делает резиновых гномиков, работает по 24 часа в сутки, в то время как другие резиновые фабрики закрыты. Простачок и Ворчун (прозвища гномов из мультфильма. — Slon) дают людям работу в покрасочных мастерских, на производстве упаковки, кремнедобывающих шахтах, каменоломнях и мельницах по всей стране», — восторгается автор NY Times.

Хотя мотором американской экономики во время послевоенного бума оказалась вовсе не развитая фантазия Диснея, а реальный сектор с вполне осязаемыми домами, автомобилями и холодильниками, сложно отказать журналисту в дальновидности. Мерчендайзинг спас Голливуд в 1960–1970-е годы, когда начала снижаться посещаемость кинозалов и студиям потребовались более надежные источники дохода.

Полную версию читайте на slon.ru


Комментарии





+18