12 Июля 2013 года, 07:45

Аналитики аудиторско-консалтинговой компании ФБК оценили потери экономики страны от активности россиян в социальных сетях в сумму от 281,7 до 311,5 млрд. руб. в год.

«Идея состояла в том, чтобы оценить ущерб от нецелевого использования рабочего времени, - говорит директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. - Конечно, это примерная оценка. Для того чтобы назвать точные цифры, необходимо детализированное исследование аудитории соцсетей, данные о времени, проводимом в соцсетях представителями каждого сегмента аудитории, данные о размере заработных плат таких работников и т.д. Тем не менее, наша оценка позволяет судить о масштабе потерь».

В оценках эксперты ФБК исходили из того, что к концу 2012 г. число россиян - пользователей социальных сетей – достигло 51,8 млн. человек (хотя есть и более высокая оценка – 57,8 млн. чел.) По данным исследования СomScore, в 2012 г. россияне проводили в социальных сетях в среднем 25,6 минут в день (12,8 часов в месяц), в том числе и на работе. «Такое нецелевое использование рабочего времени имеет вполне определённые экономические потери (работодатель, фактически, оплачивает «сидение» работника в соцсети), – отмечает И. Николаев. – Я уже не говорю о том, что согласно некоторым (небесспорным) исследованиям, это ведет к существенному снижению производительности труда - чтобы восстановить производительность труда после перерыва, необходимо более 20 минут».

Согласно расчётам ФБК, за 2012 г. каждым активным в соцсетях работником было потеряно 3187,2 минуты, или 53,1 часа рабочего времени. Аналитики ФБК рассчитали нижнюю и верхнюю границы возможных потерь - исходя из структуры пользования соцсетями работниками разных отраслей и по средним значениям для экономики в целом. В нижней границе размер экономического ущерба составил 281,7 млрд. руб., в верхней – 311,5 млрд. руб.

Если исходить из структуры использования соцсетей работниками разных отраслей (тут большое значение имеет уровень зарплаты по тому или иному виду экономической деятельности), то наибольший экономический ущерб причинили те, кто трудится в сфере финансов и операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг (67,9 млрд руб.), на втором месте – работники образования (39,8 млрд руб.), на третьем – государственного управления и обеспечения военной безопасности и социального страхования (36,6 млрд руб.). Самые незначительные экономические потери от активных в соцсетях россиян, занятых сельским и лесным хозяйством (0,9 млрд руб.).

«Относительно аналогичных оценок по США и Великобритании, в России экономические потери от соцсетей выглядят не такими уж большими (ежегодные потери экономики США от социальных сетей оцениваются в 650 млрд. долларов). Но если сравнивать с некоторыми расходными статьями федерального бюджета, российские потери очень велики. Они сравнимы с годовыми ассигнованиями на поддержку транспорта или с половиной расходов федерального бюджета на образование», – отмечает И.Николаев.

По мнению экспертов ФБК, пока проблема использования соотечественниками соцсетей не является острой, но в будущем ситуация может измениться. «Работодатели уже осознают серьёзность проблемы и даже предпринимают определённые меры. Можно прогнозировать, что они будут вынуждены активизировать усилия по противостоянию «сидению» работников в соцсетях, особенно с учётом того, что проблема повышения производительности труда в российской экономике остаётся по-прежнему актуальной», – резюмирует И.Николаев.


Комментарии