Попасть в роль

Разделение функций худрука и управленца в культуре:
что получит потребитель?
«Воронежские театры заметно прибавили: обновилась инфраструктура, высокий уровень творческой части постановок. Но высокого сервиса по-прежнему ожидать не приходится. Сразу настраиваешься на это и просто игнорируешь возникающие неудобства. Например, к очередям на выходе все уже привыкли», — рассказывает о впечатлениях управляющий партнер профессионального организатора мероприятий Event Сергей Слабунов.

Нужно ли жесткое разделение функций художественного руководителя и директора культурного заведения? Проанализируем по методике SWOT-анализа.

S

Strengths

Сильные стороны

Что получает культурное учреждение во внутренней среде?
Худрук получает больше времени на творчество. Худрук Воронежского театра драмы им. Кольцова Владимир Петров считает, что решение бытовых проблем (например, очереди в буфетах) должен целиком брать на себя управленец, а не человек творческий: «Редкий художник может вести еще и административную деятельность. Нужно иметь знания, опыт и способности, склад ума играет не последнюю роль. Если сам лично будешь разбираться, то бардак начнется уже на сцене. Просто не хватит на все времени».

При этом Владимир Петров считает, что эта сильная сторона не перекрывает возможных негативных последствий (см. раздел «Слабые стороны»).

Повышение рабочей дисциплины позитивно влияет на качество постановки. Режиссер Воронежской филармонии Александр Латушко считает: когда есть грамотный управленец, владеющий методиками решения конфликтов, управления персоналом, то дисциплина выше. Что, разумеется, повышает качество постановки.

Рассмотрение нарушения трудового договора, карательные меры — это все прямые обязанности директора.

Александр Латушко
Воронежская филармония
Директор сдерживает завышенные карьерные амбиции худрука. Завкафедрой экономики исполнительских искусств Школы-студии МХАТ Александр Рубинштейн считает, что, если у руля стоит один человек, он иногда может всю энергию направлять на реализацию собственных амбиций: создание ажиотажа и шумихи. Например, ставит скандальное произведение, его самого заметят, пригласят в авангардные театры других городов, а вот репутация местного надолго останется подмоченной.

Повышается качество работы нетворческого персонала (уборщицы, гардеробщицы, технические работники). «Как-то я спросил у Марка Захарова, кого он считает самым главным в своем театре, — вспоминает Рубинштейн. — И он назвал своего директора, армянина, даже фамилии его никто не знал. Он не только решал все бытовые вопросы, благодаря чему театр мог работать безостановочно, но и сам нанимал, обучал, наказывал и поощрял линейный персонал: тех же гардеробщиц, уборщиц, техслужащих».

W

Weaknesses

Слабые стороны

Что теряет культурное учреждение во внутренней среде?
В угоду доходам снижается качество постановок. Как считает Петров, пока в театре есть два практически равных по статусу человека, двоевластие будет всегда. Даже со стороны кажущееся жестким разделение функций условно.

Например, худрук хочет ставить серьезную драматургию, а директор говорит, что нужна касса, ставьте что-нибудь легкое в духе «Любовь и помидоры». А этими названиями и так пестрят все афиши и города, в которых антреприза «занимается сенокосом».

Владимир Петров
Воронежский театр драмы им. Кольцова
По мнению Петрова, в этом плане легче тем заведениям, в которых функции совмещает один человек. Либо же худрук имеет преимущественно право подписи, а за хозяйственную часть отвечает менеджер, но находящийся в подчинении у первого.

Интриги одного руководителя против другого. «В моем театре были попытки обойти меня и посадить «нужного» человека на место директора, — вспоминает Латушко. — Это недопустимо. Когда один будет действовать за спиной другого, согласия не будет — о каком творчестве может идти речь?»

На его взгляд, это гораздо более опасный момент, чем снижение рабочей дисциплины внутри коллектива. Так как первое приводит к снижению качества продукта, а второе может стоить всего репертуара театра, если опытного худрука выживут. Поэтому в целом Латушко против жесткого разделения функций.

Да и в целом интриги вряд ли позитивно влияют на качество спектаклей. Поссорился актер с худруком — бежит к директору. И наоборот. Не репетиции, а одна беготня.

Борис Любимов
Высшее театральное училище им. Щепкина
Снижение уровня актерского состава. В футболе, как правило, за подбор игроков отвечает спортивный директор. Именно он ищет футболистов, решает, кого выгоднее купить и за сколько. Александр Рубинштейн считает, что если культурным учреждением руководят два человека, у которых нет четкого разделения функций, то такая модель может оказаться пагубной. И здесь по пути спорта идти никак нельзя. «Хорошо, когда директор — помощник худрука во всех бытовых вопросах, — рассуждает искусствовед. — Если же он начинает совать свой нос в то, какого актера взять, а какого невыгодно, — горе спектаклям. Так, я встречал театры, где жена директора играла больше ролей, чем по своим «талантам» могла бы осилить».

Мой друг Сергей Безруков создал Губернский театр. Он был худруком, а директором — другой человек. Через полтора года его пришлось менять: директор стал убирать актеров, перетряхивать труппу.

Владимир Бубнов
меценат

O

Opportunities

Возможности

Что получает культурное учреждение во внешней среде?
Профессиональному управленцу легче получить достаточное финансирование учреждения. По мнению директора воронежского театра кукол «Шут» Владимира Сафонова, в том, как получить больше доходов, субсидий, как грамотно их распределить, лучше разбирается профессиональный управленец. Как следствие — учреждения культуры могут предложить зрителю более комфортный зрительный зал, современное осветительное оборудование, качественные декорации. Да и актерам и другим творческим сотрудникам высокого уровня нужно платить.

В театре жить надо ради искусства, но оно не сможет существовать без материальных вложений. Чтобы театру нормально работать, обновлять инфраструктуру, в год нужно не меньше 10 миллионов рублей. Но еще в 90-е субсидии из регионального бюджета урезали, даже коммунальные услуги оплачивать приходилось за счет средств от продажи билетов.

Владимир Сафонов
Воронежский театр кукол «Шут»
Культурное учреждение становится более узнаваемым и востребованным. Худруки, погруженные в творчество, иногда считают, что их детище уникально и в дополнительной рекламе не нуждается. Рубинштейн же уверен, что профессиональный маркетинг необходим. И обеспечить его может только профессиональный управленец — директор.

T

Threats

Угрозы

Что теряет культурное учреждение во внешней среде?
Отжим актеров или активов другими учреждениями. Руководитель театра кошек Юрий Куклачев считает, что лучше некий деспотизм одного руководителя, чем преследование каждым из двух своих интересов: «Мне известны случаи, когда директоров подкупали, чтобы они помогли переманить актеров или их самих. Потому что директор — это наемный управленец. Когда же театром или другим культурным учреждением руководит один человек, он живет им. У меня был случай, когда пытались отнять здание театра. Лично мне удалось его отстоять. Удалось бы наемному топ-менеджеру — вопрос».

Администратор работает в угоду работодателю, а не творчеству. Так, рассуждает Рубинштейн, на местах решение о назначении директора театра и филармонии обычно принимают региональные департаменты культуры. После этого управленец старается следовать его интересам и иногда гасит не только творческое пламя своего коллеги, но и зрительский интерес.

Сервис не соответствует специфике культурного учреждения. «От театра должно веять особым духом во всем, даже гардероб должен быть особенный, с предложением биноклей, с интеллигентными гардеробщицами, — рассуждает Александр Латушко. — А если приходит опытный, но хозяйственник, далекий от театра, то он может сделать все по-своему, только испортив впечатление».

Пожалуй, четкий ответ на вопрос, как разделение функций худрука и директора сказывается на потребителе, может дать реальная практика. Правда, в таком эксперименте и того, и другого нужно наделить настоящими полномочиями.

Команда проекта
Редактор — Наталья Андросова
Текст — Анна Захарова
Фото — Константин Лопухов
Дизайн — Иван Гулевский
Техподдержка — Ярослав Тарасов
Made on
Tilda