Понт назначения

К чему приведут нарастающие понты в обществе?
«80% горожан, красиво проводящих свое время, демонстрирующих богатую и счастливую жизнь, на самом деле находятся на грани, на грани банкротства», — уверен бизнесмен, завсегдатай светских тусовок Воронежа Дмитрий Воронин.

1

Понты стали другими

Как меняются понты в обществе?
Для начала сразу определимся: этот материал не имеет ничего общего с людьми, потребляющими дорогостоящие товары и услуги и действительно заслужившими такой образ жизни. Это естественное воплощение результатов их собственного труда. Мы поговорим о том, когда понты — это проявление желания жить напоказ. Когда люди хотят позволить себе больше, чем могут на самом деле. И сегодня все это приобретает просто гротескные формы.

Я регулярно слышу, как начинающие клерки в банках покупают мобильные за 30-50 тысяч рублей, хотя их зарплата не достигает и 15. Но так принято: если ты работаешь в банке, то у тебя должен быть только такой мобильный. А недавно я видел, как юнец, вчерашний подросток, взял кредит на новый BMW на 25 лет. Да у него за 25 лет этот автомобиль сгниет! Ему его и обслуживать не за что, и ставить негде

Игорь Вышегородцев
арбитражный управляющий
Такие примеры удивляют скорее своей абсурдностью. По своей же сути они вписываются в явление, характерное для общества еще много лет назад. Есть другое, куда более интересное наблюдение: за последние 5 лет в понтах произошел ряд коренных изменений.

Изменение 1. Понты стали свойственны менее обеспеченным слоям населения.
Люди с достатком наелись красивой жизни, эпоха новых русских с золотыми цепями в три пальца толщиной прошла.

«Человек, который уже поел черной икры, понимает, что в 3 горла он ее есть не сможет, — говорит бизнес-консультант Александр Теньков. — А вот те, у кого «лишние» деньги начали появляться только в нулевые, этого еще не поняли. Они дорвались до красивой жизни и пытаются выставить ее напоказ, даже когда она им не по карману. Вспомните классические произведения: слуги богатых господ, не имеющие ни вкуса, ни воспитания, но получающие неплохой доход, всегда более падки на всякие понтовские штучки».

Доступ к понтам не столь обеспеченным воронежцам дали в основном кредиты. Независимый финансовый советник Алексей Жирнов отмечает, что чем меньше человек зарабатывает, тем больше он хочет показать, что что-то значит. Хотя бы за счет материальных ценностей, хотя бы в кредит. У того, кто действительно добился статуса и благополучного материального положения, нет потребности это демонстрировать.

Изменение 2. Понты перестают носить чисто материальный характер. Основатель компании «Контакт Эксперт» и кафедры психологии экономического поведения МГУ печати им. Федорова Григорий Трусов отмечает: сейчас принято кичиться не столько материальными благами, сколько участием в нестандартных мероприятиях, принадлежностью к некой тусовке.

Кутежами с цыганами уже никого не удивишь. А вот те, кто шел на OperaNight — серию выступлений вокалистов оперы в клубах, — рассказывали об этом явно с желанием попонтоваться.

Григорий Трусов
основатель кафедры психологии экономического поведения МГУ печати им. Федорова
Ты пришел на какую-то нестандартную выставку? Да ты крут! Даже если ничего там не понял. Или вообще проспал все время где-нибудь в заднем ряду. Но теперь у тебя есть повод хвастать перед друзьями и выкладывать фото в инстаграм. Понтоваться сегодня принято, например, тем, что ты якобы принадлежишь к людям, заботящимся о своем здоровье — ходишь на фитнес. Наверняка вы встречали в фитнесклубах нарядных девушек с идеальной укладкой и профессиональным макияжем. На занятиях они в основном халтурят, зато успевают сделать несколько селфи.

Как говорит социолог, руководитель аналитического отдела ВЦИОМ Леонтий Бызов, крутым авто или бытовой техникой сегодня уже никого не удивишь. Рост понтов наблюдается в таких сферах, как:

- туризм («А мы ездим отдыхать на Мальдивы, а не в Комарово и даже не в Турцию»). Директор турагентства «На чемоданах» Валерия Суховей встречает немало примеров, когда воронежские молодожены ради понтов отправляются в туры, которые они явно не могут себе позволить: «Помимо того что многие из них берут кредит на организацию самой свадьбы, путешествие или медовый месяц также планируется в кредит. Они отказываются рассматривать разумные для себя по деньгам варианты и любыми способами отправляются на модные курорты. Причем стандартный номер в делюкс-отелях также не приходится по душе, бронируются исключительно VIP-номера. Я знаю много примеров, когда траты на свадебное путешествие планировалось окупить за 7-10 лет»;

- образовательные услуги («Мой сын учится в элитной частной школе»);

- культурные мероприятия («Я хожу не куда-нибудь, а в оперу»).

Изменение 3. Понты начинают проявляться в более интимных сферах. Понты сегодня также затрагивают такие глубинные сферы, как, например, духовная. Леонтий Бызов отмечает, что понты сегодня активно проявляются в религии. Люди демонстративно сообщают, что ходят в церковь, отправляются в паломнические поездки далеко не всегда от глубокой веры, а чтобы этим можно было гордиться. Аналогично эксперт выделяет патриотический понт. «Более того, сегодня меняют жен чисто ради понтов», — добавляет социолог.

Один из основателей компании Genotek Артем Елмуратов говорит, что сегодня высок спрос на липовые родословные: люди ищут не те компании, которые действительно помогут узнать о генеалогическом древе больше, а те, что найдут у предков голубую кровь.

Изменение 4. Понтовщиками становятся уже в начальной школе. Леонтий Бызов отмечает, что снижается возраст, когда люди начинают активно «гнуть пальцы». Так, по его мнению, сегодня понтовщики есть уже в начальной школе. Они демонстрируют новые модели телефонов, рассказывают о походах с родителями на «крутые мероприятия», выкладывают фото в социальные сети и ждут лайков по поводу их еще небольшой, но уже гламурной жизни.

2

Кризис — не повод понтоваться меньше

В экономике бушует буря. Почему понтовщиков все больше?!
Таким образом, понты становятся всеобъемлющими. 80% нашего образа жизни — это демонстративное потребление, считает Бызов. Потребление в широком смысле этого слова, не только материальных, но и духовных благ.

Всем нам в той или иной степени свойственно пытаться изображать из себя то, чем мы не являемся.

Вадим Клецов
руководитель ГК «Фенко»
Это подтверждают многочисленные примеры с форумов (орфография и пунктуация сохранены).

Postoronniy: «Понты дороже денег» — такую фразу я услышал от одного моего знакомого.Акогда невозможно попонтиться своими материальными достижениями палочкой-выручалочкой выступают эти вот иные поводы. «Я ем только вегетарианское! Я не участвую в убийствах!»— истерично верещит экзальтированная дамочка. Это тоже понты, ведь все кругом нравственные уроды, а вот ЯЯЯЯ!!!»

Anka-Manka: «Идет мимо нас.... вау! загар, как у курицы-гриль, волосы выжжены и отрощены, голубые тени, розовый блеск, каблуки 30 см (еле передвигается, но нос по ветру:)). и главное! платье из какой то тоненькой шелковой ткани, самосшитое, с огромнейшим вырезом сбоку, торчит попа, декольте ах. воняет чем то типа гуччи. ну проходит такая и.... влазит в маршрутку, проталкивается, неуверенно стоя проезжает в маршрутке».

Но стоп! На дворе же кризис? Какие понты — не до жиру, быть бы живу, скажете вы? Да, реальные доходы населения падают, большинство вынуждено экономить. Но Григорий Трусов убежден — меньше понтов в этот кризис не стало. Наоборот, объемы демонстративного потребления растут: «У всех все плохо? А я на плаву!» Потребность доказать свою состоятельность, значимость только повысилась.

3

Почему понты изменились?

Анализируем причины эволюции понтов
Разделим причины эволюции понтов на несколько групп.

Экономические

Причина первая. Люди привыкли к постоянному повышению уровня жизни. В тучные нулевые зарплаты росли, кредиты становились доступнее. Плюс сыграла роль специфика Воронежской области — достаточно благополучный регион с развитой сферой торговли и услуг. Чем уровень дохода в регионе выше, считает Алексей Жирнов, тем понтов больше. Каждый думает, как лучше «кинуть понт», показать себя сегодня. Ведь завтра, скорее всего, снова будет все хорошо. Возможно, в том числе и поэтому Воронежская область оказалась в лидерах Черноземья по числу физлиц, подавших заявления на банкротство.

Социологические

Причина вторая. Понтоваться стало проще с помощью интернета. Директор института социальной политики Сергей Смирнов отмечает, что активное развитие социальных сетей стало причиной столь широкого распространения понтов. Появился инстаграм — стало принято хвастать своей красивой жизнью в любой удобный момент: «Вот я, весь на виду, такой крутой!» Раньше понтануться можно было перед близкими знакомыми, а теперь тебя видит чуть ли не весь мир, тем более ты за считанные секунды отфотошопил свое фото до неузнаваемости и лоска. В этом же кроется и причина влияния понтов на детей. Сегодня, когда чуть ли не рождаются с гаджетами в руках, дети 8-9 лет уже имеют аккаунты в сетях и выставляют свои фото. При этом у девчонок этого возраста они под стать девицам лет 18. В социальные сети стало принято выставлять и личную жизнь — стало еще одним поводом больше пытаться предстать крутым и в ней.

Причина третья. В обществе до сих пор не сформирован средний класс и другие социальные группы. В Советском Союзе была идеология, четкое деление на социальные группы: рабочий класс, интеллигенция и т. д. Сегодня на пороге 2016 год, но ни среднего класса, ни каких-либо других четко сформированных групп в обществе практически нет. От того, что это деление на группы затянулось, народ пытается самоопределиться с помощью понтов в нематериальных сферах, считает Леонтий Бызов. Вспомните пример с фитнес-клубами. Понты — это принадлежность к какой-либо тусовке.

Психологические

Причина четвертая. Молодежь воспринимает жизнь как игру, а понты — как ее часть. Александр Теньков наблюдает среди современных воронежцев (особенно это свойственно молодым людям) расцвет психологии игры. Они инфантильны и не воспринимают всерьез окружающую действительность. Как говорится, «Вся жизнь — игра». А гаджеты, машины, а порой и окружающие люди — это лишь игрушки, которые нужно менять, как только они надоедают, и хвастаться ими. Как дети в песочнице: «Смотри, что у меня есть! А тебе в это поиграть не дам».

Причина пятая. Интеллектуальное обеднение личностей. Стилист и телеведущий Владислав Лисовец считает, что времена массового расцвета талантов прошли. Произошло обеднение личностей. Людям нечем выделиться. Если раньше можно было сделать какое-либо незначительное открытие или просто хорошо поработать и появиться на доске почета, как лучший инженер, или в газете, как доярка года, то сегодня возможностей прославиться гораздо меньше. Не каждому удается сделать что-то значимое, стать топменеджером или кем-то еще. Помните, в рассказе Чехова «Радость» герой был безумно счастлив из-за того, что попал в газету: написали, как пьяного его сбила лошадь. Он так этим хвастал! Примерно то же самое происходит и с понтами сегодня.

«Когда человеку нечем выделиться, он начинает понтоваться, причем чаще всего за счет материальных вещей, — рассуждает владелица магазина Charoi Ирина Жукова. — Например, я встречала людей, которые ничем не выделялись из серой массы, но в сумасшедший кредит покупали себе телевизоры на всю стену, которые даже я не могла себе позволить».

Причина шестая. Нарастающая депрессия в обществе. Профессор ВШЭ Ян Левченко в одной из своих статей пишет, что нарастающие в небогатых слоях населения понты — признак массовой депрессии в обществе. Это как массовая истерия: каждый день воспринимается как последний, поэтому нужно прожить его «красиво».

Примерно 30% воронежцев покупают ювелирные изделия только ради понтов. При этом далеко не все могут себе их позволить и берут в кредит. Под 40% годовых. Когда я это узнала, то была в шоке. Это же не хлеб, это предмет роскоши. И переплачивать за него тройную цену, отдавать последние деньги, на чем-то экономить… Мне кажется, это безответственно и недальновидно. Похвастаться перед друзьями сегодня, не думая, как ты будешь платить по кредиту завтра.

Ольга Шершнева
владелица ювелирного дома «Сердолик»

4

Как нарастающие понты повлияют на нашу жизнь?

Что делать, когда вокруг почти все понтуются?
Рассмотрим с экспертами, как понты будут эволюционировать дальше и как это будет влиять на нашу жизнь. Выделим векторы их развития.

Вектор 1. Понты приведут к росту стресса в обществе. Леонтий Бызов считает, что понты войдут в привычку у тех, кто сегодня понтуется только изредка. Например, сегодня малообеспеченная семья едет за границу, чтобы попонтоваться. Но, съездив туда пару раз, она понимает: чтобы поддерживать свой понтовый статус, ей нужно ездить туда минимум раз в год. А денег на это едва хватает. Но нужно же! Пусть даже в кредит. Ехать на русский юг после Лазурного берега как-то не понтово… А эта семья — сотрудники какой-то компании. В ней она будет требовать более частого повышения зарплаты. Все это приведет к повышению нервозности в обществе.

Вектор 2. Понты станут своего рода моральным ограничителем. Бызов также считает, что так как роста реальных доходов в ближайшее время не предвидится, то понты продолжат частично переходить в нематериальную сферу. В этом есть свои плюсы, считает эксперт. Люди, которые будут относить себя к определенному социальному статусу или к религиозной группе, будут заботиться о своей репутации. И соответственно, вести себя в некотором роде «правильно» или подобающе тому статусу, принадлежность к которому они хотят подтвердить.

«Например, если я хочу отнести себя к интеллектуальной элите, то я не могу позволить себе какие-то аморальные вещи, а если я хочу принадлежать к числу посетителей какого-либо пафосного ресторана, то мне придется научиться хотя бы есть вилкой и ножом», — рассуждает Бызов.

5

Понты — может,
это круто?

А что, если... или Вместо вывода
В советские годы было понтово владеть дефицитным товаром. В 90-е — ездить на немецкой иномарке и носить малиновый пиджак. В 2000-е — покупать телевизор во всю стену. Если сегодня становится понтово ходить на культурные мероприятия «для избранных» или заниматься фитнесом, пусть и вполсилы, пусть и ради селфи, — может, стоит искать в этой бочке дегтя и несколько увесистых ложек меда? Спросим у руководителей.

6

А вас понты
в обществе раздражают?

Руководители развернуто рассказывают о своем отношении к понтам
Владелец интерьер-бутика «Эрмитажъ» Александр Бубнов
К моему великому счастью, сегодня воронежцы научились считать деньги и реально оценивать свои финансовые возможности. Поэтому понты исчезли в нашем городе как явление. Конечно, может быть и так, что вокруг меня просто-напросто больше нет людей, которые окружают себя мнимыми материальными благами.

Несколько лет назад понтовщиков было достаточно. Их появлению способствовала благоприятная экономическая ситуация в стране — экономический рост. Повсюду людей окружала «пена» — легкие деньги. И воронежцы, да и не только они, не задумываясь о завтрашнем дне, брали дешевые кредиты, совершали необдуманные покупки. Естественно, при этом люди не рассчитывали своих возможностей по погашению долга с требуемой тщательностью, надеясь на то, что время легких денег никогда не пройдет. Но ситуация изменилась, причем резко. Конечно же, кризис многих застал врасплох. И те пузыри понтов, которые раньше быстро надувались то там, то тут, лопнули. Для понтовщиков настало грустное время.

Вреда люди с мнимыми материальными благами никому не приносят. Кому они могут помешать? Даже само слово «понт» звучит несерьезно. Это почти смешное «выражение-междусобойчик». Как оно может быть связано с такой серьезной темой, как экономика?

В моем окружении никогда не было людей, которые на самом деле ничего собой не представляют, а пыжатся. В этом отношении можно сказать, что мне повезло. И сейчас вокруг меня только те люди, которые не пытаются казаться кем-то другим, приукрасить что-то. Если они крутые, то крутые по-настоящему. И у меня самого никогда не было потребности в понтах. Одна из моих любимых поговорок вот уже более нескольких десятилетий — «Крутым нужно быть, а не казаться». Часто повторяю ее не только в общении со своими друзьями-предпринимателями и знакомыми, но и в кругу родственников.

Сегодня понты, даже если бы для них снова настали благоприятные деньки, просто не смогли бы ужиться в нашем обществе. Сейчас с первого взгляда видно, who is who. Смотришь на человека, и сразу понятно, богатый он или бедный. Никакая его дорогая машина или броские внешние мелкие бытовые атрибуты не смогут пустить пыль в глаза. Свои истинные возможности человек спрятать не сможет, даже если очень постарается.
Девелопер Юрий Камзолов
Наблюдаю, что в обществе стало больше людей, которые стремятся выделиться за счет понтов. В предыдущие годы уровень доходов рос, и многим с помощью дорогих вещей захотелось продемонстрировать себя. В духе «Смотрите, какой я герой!». Очень много таких показов на общество.

Хотя это только одна сторона медали. Если человек зарабатывает свое состояние и может, исходя из своего дохода, приобрести машину премиум-класса или другую люксовую вещь, то в этом ничего от понтов я не вижу. Это рядовая ситуация, когда у человека есть возможности, и он покупает те товары, которые им соответствуют. К тому же люди с высоким доходом по обыкновению проще относятся к статусным вещам и свое внимание уделяют не очередным коллекциям, а, например, благотворительности.

Тем, кто активно использует мнимые материальные блага, чаще всего движет не только желание завысить свой статус. Иногда это может быть и попытка выделиться, стать ярче или показать себя в лучшем свете. Чаще всего это те, на кого внезапно свалилась крупная сумма денег или доход вырос совсем недавно. Особенно это характерно для тех, у кого вообще ничего не было. Ведь красивую жизнь мы все так или иначе наблюдаем с детства, а вот позволить ею жить может не каждый.

Как мне кажется, чаще всего показывает понты средний класс. Когда у человека что-то получается или появляются большие деньги, сразу возникает желание показать, что перешагнул в более статусную социальную группу.

Все-таки именно средний класс наиболее зависим от понтов еще и потому, что его представители рядом с собой видят, как живут обеспеченные люди, и порой разница не очень велика. Локоток близок, а не укусишь, вот и хочется перепрыгнуть на ступеньку повыше и показать это всем. Ради этого и кредиты берут, знаю такие ситуации. Только вот брать займы у банка или влезать в долги ради показухи и понтов считаю бессмыслицей. Рано или поздно и этот мыльный пузырь лопнет, закончится все печально. Так показывает жизнь.

Что касается меня, то почти не обращаю внимания на понтовщиков, благо в моем кругу это возможно. Гораздо приятнее общаться с самодостаточными и обеспеченными людьми, которые своим трудом делают себя и зарабатывают свой капитал. Если же и случается заметить, то ничего, кроме смеха, это не вызывает.

Как бы в последнее время ни увеличивалось количество понтующихся в народе, все же это частные случаи, а не массовое явление. В связи с этим не вижу проблем для бизнеса и экономики из-за таких выскочек. Даже те же кредитные пузыри — это отдельные истории, и на картину в целом они не повлияют.
Гендиректор агрохолдинга «Зеленая долина» Михаил Корнев
Понты — проявление финансовой безграмотности Есть старая поговорка: «Никто не разбирается в дорогих часах так, как бедные люди». Известно, что среди серьезных бизнесменов не принято носить броские бренды и тем более выставлять напоказ лейблы и этикетки. Так скорее поступают те, у кого средств небольшое количество. Вряд ли преуспевающий человек, который обычно поглощен делами, будет задумываться о том, какой бренд ему сегодня надеть и как часто менять телефоны. Могу даже сказать, что Bentley и Vertu — признаки плачевного состояния бизнеса. Их любят покупать, чтобы пустить пыль в глаза, и, может быть, себе в первую очередь. Ведь тот, кто заранее продумывает свой бизнес-план, в том числе и частной жизни, не будет просто так швыряться деньгами, сколько бы их ни было.

Перекосы в экономике и пик потребления — это правда, но я бы не связывал это с понтами в народе. Надо понимать, что нулевые были «жирными». У людей впервые, наверное, за сто лет появилась возможность покупать то, о чем раньше только мечтали. Поэтому и брали огромное количество кредитов на машины, плазменные телевизоры, на все что угодно. Я считаю, что это не особое поколение понторезов, а отложенный спрос. Годами в советское время жили, во всем себе отказывая. Помню, как моя мама копила на телевизор чуть ли не 10 лет, откладывали каждую копеечку.

Поколения были лишены возможности покупать желаемое, а в 21-м веке она появилась. Все стало стоить относительно недорого, и купить то, что захотелось, мог едва ли не каждый. Так сказался отложенный спрос, а люди с понтами были всегда и везде. Желание казаться, а не быть статуснее возникает у человека вне времени.

У тенденции распространения понтов в народе я вижу еще одну причину, — финансово безграмотное население, которое также влияет и на экономику и бизнес. Неразумные расходы, которыми сопровождается кидание понтов, и есть проявления безграмотности, неумение управлять бюджетом. Сколько проблем у банков и заемщиков с непогашенными кредитами, а их сейчас огромное количество! Сколько по стране обманутых дольщиков! Это все примеры о желании потреблять, невозможности управлять своими ресурсами и порой об инфантильности. Пожалуй, последняя черта тоже влияет, а российскому народу это присуще. Надежда на авось, любовь к халяве, постоянная мысль, что придет кто-то и спасет... Чуть ли не вся страна так живет! Молодое поколение таково, но ведь не оно одно. Пол-России любит халяву, а в понтах это и проявляется. Конечно, это явление скажется на экономике. Когда 80% населения инфантильно, ничего хорошего не произойдет.
Руководитель адвокатской конторы Николай Алимкин
Что вообще представляют собой понты? По сути, это не что иное, как разновидность тщеславия.

Чтобы прочувствовать смысл поговорки «Понты дороже денег», даже в столицу выезжать необязательно. Сам я не склонен к тусовкам, но несколько мест в Воронеже, где можно ощутить и вникнуть в суть «ярмарки тщеславия», назвать все же смогу. Ее «витрину» можно отыскать у самых раскрученных ресторанов Воронежа. Еще одним примером мест, где есть возможность понаблюдать за понтовщиками, являются концерты известных артистов, предпочтительнее всего пописполнителей и шансона. На различных праздниках и в элитных местах долго понтовщиков искать не придется: они сами выделятся из толпы. Для того чтобы человеку казаться более обеспеченным, чем он есть на самом деле, достаточно обзавестись обязательными атрибутами. Их стандартный набор давно сложился: в прошлом это лошади, ружья, собаки и женщины, теперь это автомобили, мобильные телефоны (лучше всего Vertu, украшенный бриллиантами, но и последний айфон тоже ничего) и все те же женщины. Причем автомобиль сегодня в этом плане наиболее весомый аргумент.

И неважно, на свои ли, пусть и последние деньги это приобретено или на заемные, хоть и под сумасшедший процент, главное — обладание напоказ. И тут и потребитель, и производитель дуют в одну дуду.

Производитель всякими брендами и лейблами провоцирует покупку далеко не всегда нужных вещей, а потребитель, носитель «гаджета», «фишки», «штучки», движимый идеей, что «жить нужно в кайф», чувствует себя крутым, важным, значимым.

Во мне подобные явления в обществе ничего, кроме сожаления, не вызывают. По этому поводу в Библии сказано: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». А какие чувства может вызывать человек, который меняет сокровища души на этот вот ширпотреб? Разве что беспокойство и сожаление, на мой взгляд.

Если попытаться проследить за причинами появления понтов, их концентрацией, то можно заметить, что чем хуже экономическая ситуация в стране, тем больше склонность граждан к таким проявлениям, как демонстрация мнимого богатства. Согласитесь, наибольший размах понты в России получили в 90-е годы, когда экономика и хозяйство, что называется, разваливались, пребывали в состоянии глубокого пике. В Европе, где уровень жизни достаточно высок, но — главное — устойчив, людей, пытающихся выделиться за счет мнимых материальных благ, таких как малиновый пиджак или златая цепь, значительно меньше, чем в странах третьего мира. В странах с хорошо развитой экономикой нет смысла выставлять нажитое напоказ, ведь и так все очевидно. Даже образ мыслей в подобной ситуации другой: «Ты успешный человек? Ну и хорошо». У людей в этом случае пропадает склонность к попыткам реализовать себя с помощью мишуры. В кризисных и бедных странах стремление к проявлению внешнего, наоборот, возрастает. Давайте вспомним, например, про папуасов, менявших на разноцветные стеклянные бусы золото и земли.
Директор хоккейного клуба «Буран» Сергей Ткачев
Что скрывать, понтовщики в Воронеже есть. Но не стоит их путать с людьми невоспитанными.

Есть люди, которые пытаются внешне выделиться из толпы, не имея для этого достаточных финансовых средств. Вот это настоящие понтовщики! К примеру, ездит такой на BMW X5, но при этом снимает однушку в лучшем случае в районе шинзавода. Но ведь никто ему это делать не запрещает. Это ведь его проблема, если он, чтобы показать свою состоятельность, задолжал всем и вся, а за душой имеет одни кредиты. У каждого свои ценности. Падок на понты чаще тот, кто вырос в небогатой семье, но всегда хотел чем-то выделиться.

Совсем другое дело, если человек кичится переизбытком денег. Но это случается крайне редко. Состоятельному человеку выделяться из толпы или что-то кому-то доказывать попросту незачем. А если уж он и решит попонтоваться, то большого ума на это не потребуется. Ну что он может сказать окружающим? «У меня крутая машина, а ты пешком ходишь так часто, что подметки у башмаков отслаиваются?» Умный и воспитанный человек вряд ли будет тратить время на подобные глупости. А уж если кто-то все же занимается подобной ерундой, то тут поможет только воспитательная роль могилы: она горбатого исправит.

Причина таких явлений в обществе, как мне кажется, плохое воспитание. Ведь именно воспитанность не дает человеку поставить собеседника в неловкое положение.

Любители попонтоваться большого вреда ни обществу, ни экономике не приносят. Есть хорошая поговорка: встречают по одежке, да провожают по уму. Кого бы человек из себя ни строил, как бы ни пытался доказать свою ценность для общества, ему мало кого удастся провести. Поговорив с ним, обсудив какие-то даже незначительные проблемы, можно понять, что собеседник — никто в нашем обществе. А от такого человека кроме вреда вряд ли стоит чего-то ожидать. Таким образом, понтовщики отсеиваются из круга общения многих бизнесменов после первой же беседы.

К понтовщикам с улицы, которые бросаются в глаза из-за необычной одежды, яркой прически или очень дорогой собачки, купленной не по средствам, я отношусь нейтрально. Если у них получается выделяться из толпы и всем своим видом показывать, что каждый из них — якобы личность, не оскорбив окружающих, то почему я должен быть против этого? Тем более что с первого взгляда выводы о прохожем сделать сложно. Может быть, тот, кто выбривает себе голову, чтобы получить на ней рисунок звезды, — человек с художественным образом мыслей. Почему бы ему не выглядеть особенно необычно? Конечно, если у прохожего на теле выбита татуировка с кричащими надписями или нецензурными выражениями, то тут дело уже не в творческой натуре, а в недостатке ума и воспитания.

Но это мое личное мнение. В Воронеже есть и те, кто уверен, что красивый понт дороже денег.
Команда проекта
Авторы текстов: Наталья Андросова, Артем Сокольников,
Анна Бодина, Анна Захарова
Фото: Иван Гулевский, Константин Лопухов
Техподдержка: Ярослав Тарасов

Медиагруппа De Facto

Made on
Tilda