Передавайте за проезд

По каким дорогам Воронежа поедем весной-2017?
николай киселев воронеж
Председатель Комитета по защите прав автомобилистов Николай Киселев
Из прошлой зимы дороги Воронежа, пожалуй, впервые за долгие годы вышли в столь разбитом состоянии. Однако ситуацию удалось несколько выправить. Что будет с дорогами к следующей весне?
В каких условиях окажутся дороги перед
весной 2017 года?
воронеж ремонт дорог 2016
Мы все помним, в каком состоянии подошли дороги к весне-2016. Повторится ли ситуация в 2017 году? Да, сейчас очень сложно судить, какие финансы город сможет выделить на дороги этой весной. Чтобы ответить на вопрос, рассмотрим факторы, которые с большой долей вероятности повлияют на состояние дорожного полотна и его ремонт.

Фактор 1. Фактическое сокращение финансирования, несмотря на его номинальный рост. На ремонт дорог Воронежа в 2016 году потрачено на 13 млн рублей больше. При этом годовая инфляция — более 6%. С учетом подорожания материалов и самих работ финансирование дорожной сферы фактически не увеличилось, а сократилось почти на 30 млн рублей. Даже если мы возьмем площадь отремонтированного дорожного полотна, то в 2015 году она составляла 341,48 тыс. м2. В 2016 году эта цифра уменьшилась — отремонтировано 310,3 тыс. м2.

Многое говорит о том, что в 2017 году стоит ждать урезания бюджетов. Так, если в 2016 году федеральный бюджет на программу «Развитие транспортной системы» в регионах потратит 84 млрд рублей, то в 2017-м эта цифра резко сократится — выделят только 42 млрд. Кроме того, центр планирует забирать часть доходов, из которых формируются дорожные фонды: в 2017 году регионы получат не 88% топливных акцизов, а 61,7%. Центр предлагает регионам самим искать деньги.

Фактор 2. Не все применяемые технологии могут обеспечить долгосрочное качество. Сегодня в Воронеже очень часто весь ремонт состоит в том, что яма или трещина заливается смесью жидкого битума и щебня. Но это даже не ямочный ремонт: традиционные дорожные карты не нарезаются. Поврежденное место в лучшем случае продувается струей сжатого воздуха. Движение по дороге после такого ремонта очень некомфортно из-за большого количества рукотворных неровностей. Да и хватает его ненадолго. Уже сейчас многие отремонтированные по весне участки возвращаются к исходному состоянию.

Вместе с тем власти заявляют, что вскоре массово будет применяться и другая технология, более надежная: щебеночно-мастичные асфальтобетоны (ЩМА, отличаются повышенной прочностью). Если это случится, то при наличии достойного финансирования и отсутствии воровства появится действительно хороший способ продлить жизнь дорогам.

Фактор 3. Отсутствие нормальной ливневой канализации на большинстве улиц. В ремонт дорог можно вкладывать миллиарды, но в лучшем случае через пару лет, а обычно — на следующий год они все равно будут «сыпаться». Всю осень, зиму и весну на них скапливается большое количество воды. Периодически замерзая и оттаивая, она катастрофически разрушает дороги. Пожалуй, только на трети улиц Воронежа есть ливневки. И только половина из них в рабочем состоянии. Дело в том, что многие участки сети раньше были ведомственными — они обслуживались заводами и другими крупными предприятиями. А теперь они брошены, и ливневая канализация стала приходить в негодность. Кроме того, сейчас активно строятся новые жилые комплексы, а новые сети ливневой канализации — нет (многие застройщики почему-то не берут на себя это обязательство De Facto). Чаще всего в районах, где возводят новые дома, ливневки для новостроек присоединяют к уже существующим. И существующая канализация, которая не была рассчитана на такую большую нагрузку, не справляется с объемами воды. Из-за этого на дорогах постоянно стоит вода, и, как бы хорошо их не ремонтировали, долго прослужить они не смогут. Возьмем улицу Шишкова: на ней все время лужи, и она уже сейчас в плохом состоянии. А впереди зима! Нет ливневки даже на капитально отремонтированной улице Ломоносова. У «Буревестника» после каждого дождя огромная лужа на всю ширину проезжей части.
ремонт дороги воронеж
Фактор 4. Несовершенство тендерной системы приводит к снижению качества работ. Из-за конфликта подрядчиков ремонт на улицах Ильюшина, 9 Января, Димитрова, Южно-Моравской и дамбе Вогрэсовского моста был перенесен на 2017 год (объем инвестиций — около 200 млн рублей). Но это скорее исключительный случай. Каждый год повторяется одна и та же история: как именно ищут подрядчика. Этот процесс затянут. Половина лета может пройти, пока дело дойдет до ремонта: сначала выделят деньги из бюджета, после разместят заказ и проведут торги. Подрядчик найден. Теперь нужно согласовать весь процесс. Начало ремонта откладывается. А чем позже он начнется, тем хуже будет его качество — осенью погодные условия не способствуют проведению качественных работ: латки, положенные на дороги под дождем и при низких температурах, держаться долго не будут. Между тем подрядчик должен освоить все деньги именно в текущем году. Поэтому он будет класть асфальт и в дождь, и в снег, не откладывая ремонт до лучших времен.

Фактор 5. Увеличение нагрузки на отдельные улицы. Если взять ту же улицу Шишкова, то нагрузка на нее резко увеличилась за последний год и будет еще возрастать. Рядом с ней возводится сразу несколько жилых микрорайонов, общая численность жителей анонсирована на 20 тыс. человек. При автомобилизации 300 машин на тысячу жителей число автомобилей вырастет на 6 тыс. машин. Конечно, это не произойдет именно этой весной, но уже несколько сот машин там появилось. А застроено и распродано еще не все.
воронеж: где пробки
могут появиться в 2017 году?
читайте здесь
Не стоит забывать и об увеличении транзитного трафика, в том числе большегрузного транспорта. Ведь, по сути, улицы города стали альтернативным вариантом объезда платного участка М4 «Дон» в черте Воронежа.
С какими проблемами автомобилисты могут столкнуться?
ремонт улиц воронежа
Можно выделить 2 группы улиц: те, на которых неминуемо будут проблемы, и те, у которых есть шанс выйти из зимы в нормальном состоянии.

Проблемные улицы

Шишкова, которая постоянно залита водой, уже в плохом состоянии. Лужи из-за почти полного отсутствия водоотвода стоят там круглогодично. И весь ремонт, который сделали в 2016 году, толку не даст — весной, скорее всего, все придется ремонтировать заново.

Набережная Массалитинова. Ее сделали несколько лет назад капитально. А в 2016 году ее уже латали: набережная также постоянно залита водой. Весной 2017 года она может «посыпаться». Уже сейчас водители объезжают выбоины и ямы, а в следующем году это приведет к тому, что проезд этого направления, который сейчас занимает 5-7 минут, будет занимать 15 и более минут. При этом поток автомобилей там довольно плотный — могут возникнуть заторы.
Если погода будет плохой, дороги ничто не спасет

То, в каком состоянии дороги будут весной-2017, зависит от качества асфальта и погодных условий. Если зима-2016/2017 будет аналогичной прошлой зиме, то дороги выйдут в плохом состоянии — никакой асфальт не выдерживает таких перепадов температур. Говоря о качестве асфальта, хочется отметить, что в него входит четыре компонента — щебень, битум, песок и минеральный порошок. Если компоненты асфальта некачественные, то он не прослужит долго. По моим подсчетам, качественные материалы применяют только 70% воронежских компаний.
краснов эдуард валентинович
Эдуард Краснов
совладелец Воронежского завода минерального порошка
Северный мост (переход на эстакаду). Эта часть дороги до весны не доживет в приемлемом состоянии. Она уже не в идеальном, а к весне все битумные латки раскрошатся и оголят старые раны.

Московский проспект, который в 2016 году уже неоднократно латали, также выйдет из зимы в плохом состоянии. Там уже сейчас довольно много ям и трещин, что говорит о низком качестве ремонта. К весне наружу вылезут большинство залатанных в этом году и добавятся новые.

Ухудшение состояния асфальта автоматически снижает скорость передвижения по дорогам даже при отсутствии заторов. Кроме того, вынужденное маневрирование и торможение для объездов ям, выбоин и трещин неминуемо повлекут увеличение аварийности.


Улицы, которые выйдут в хорошем состоянии


20-летия Октября — там только что уложен новый асфальт, так что 2-3 года по ней можно будет ездить без проблем.

Антонова-Овсеенко, даже несмотря на проблемы с водоотводом в отдельных местах, тоже простоит без ремонта еще пару лет.

Капитальный ремонт проспекта Революции несколько лет назад был сделан на совесть. Так что по нему еще какое-то время можно будет ездить без опасения попасть в яму.
На что надеяться?
Надо понимать, что идеальных дорог в Воронеже в обозримом будущем не будет. Исхожу из того, что даже стратегическая М4 с ее бесконечной реконструкцией и многомиллиардными вливаниями далека от совершенства. Перспективным вариантом содержания дорожной сети Воронежа считаю полный отказ от размывания бюджетных средств по сотням тысяч «квадратов» ямочного ремонта и переход только к капитальному ремонту улиц. Но такое решение должно быть поддержано на федеральном уровне, с созданием соответствующих условий финансирования. Пока остается уповать на разумное финансирование, грамотную и оперативную работу чиновников по организации ремонтных работ, профессионализм дорожников. Хочется видеть, чтобы ремонт дорог проводился не ради освоения бюджета, а для людей.

Ну и чтобы утверждение губернатора Воронежской области Алексея Гордеева о том, что «времена откатов при ремонте дорог закончились», действительно стало реальностью.
comments powered by HyperComments

© От первых лиц — для первого лица