Время покажет?
Сочетание форматов кофейни и тайм-кафе: есть ли перспективы?
Ирина Щербаненко
корреспондент
«И ассортимент, и дизайн нашего заведения позаимствованы у кофейни, а формат оплаты — у антикафе, — поясняет владелец не так давно открывшейся тайм-кофейни «Желтый носорог»
Алексей Николаев. — Это часто провоцирует посетителей спрашивать: «Неужели я могу выпить 10 чашек зернового кофе на халяву
и мне ничего не будет?!» Действительно не будет. Но таких случаев мы пока не зафиксировали… »
глоссарий
Тайм-кафе (антикафе) — кафе, где плата берется не за заказ, а за время, проведенное в заведении.
Новый игрок на старом поле
В Воронеже антикафе, как и тайм-клубы и творческие пространства, открываются с завидной регулярностью, однако их общее количество всегда колеблется на одном и том же уровне. По данным справочных сайтов и 2GIS, в городе можно насчитать полтора десятка таких заведений. На слуху воронежцев при этом пребывает не более 4-5 мест.

До недавнего времени популярными антикафе Воронежа были «Колесо» и «Кампанелла», однако оба игрока ушли с рынка. Та же участь постигла и заведение «Совинформбюро», открывшееся в Воронеже на заре развития формата. Тем не менее новый игрок штурмует Воронеж, заявляя о своей отличительной особенности — зерновом кофе, который гости могут пить бесплатно в неограниченном количестве. «Желтый носорог» имеет 3 зала общей вместимостью 45 человек, настольные и компьютерные игры, привычные для любого антикафе. Система оплаты — 2,5 рубля за 1 минуту проведенного времени. При этом действует минимальный взнос — 150 рублей. Также используется стоп-чек: при достижении суммы в 500 рублей подсчет останавливается. Однако на данный момент, по словам владельца, средний чек заведения равен примерно 250 рублям.

Основную ставку владелец «Желтого носорога» делает на несколько ключевых моментов.

Партнерские мероприятия. Кофейня выступает партнером, а иногда и спонсором публичных мероприятий Воронежа, чтобы постоянно быть на слуху у потребителей. Так, в конце марта «Желтый носорог» стал местом проведения «Форума городских сообществ», который собрал активистов Воронежа на обсуждение городских проблем. Турнир ВГУ по компьютерным играм собрал порядка 50 человек, которые 2 дня гостили с утра до вечера.

• Продвижение и коммуникация с потребителями в соцсетях. «Всего за один месяц работы мы уже набрали 5,5 тысячи подписчиков в соцсети «ВКонтакте», и это только начало», — рассказывает Алексей Николаев.

Сообщества во «ВКонтакте» ближайших конкурентов «Желтого носорога» насчитывают меньше участников: около 3,8 тыс. человек у антикафе Mr. Moore и более 2 тыс. человек у антикафе «Драный кот».

• Локация. Проблемой многих антикафе, которые в свое время закрылись, было местоположение, считает Николаев. Расположение между Кольцовским сквером и главным корпусом ВГУ дает выход на 2 многочисленные категории гостей: на студентов 8 факультетов ВГУ плюс на молодежь, гуляющую вечером в центре города.
СПравка
Основные действующие тайм-кафе в Воронеже:
• клуб «Чердак»,
• антикафе «Драный кот»,
• кофе-клуб «Склад ума»,
• котокафе Mr. Moore,
• тайм-кафе «Кроличья нора».
Почему антикафе так часто
терпят неудачу?
В Воронеже средняя продолжительность жизни антикафе — не более 2 лет. С какими ограничениями может столкнуться и новый игрок?

Ограничение первое. Расценки нового антикафе не соответствуют уровню жизни целевой аудитории.«В Воронеже тайм-кофейни не очень хорошо живут и развиваются в отличие, например, от Питера, где такие концепции идут на ура, — считает основатель сети кофеен Perfetto Cafe Павел Бусыгин. — Студенты в Воронеже явно беднее, чем в Питере или Москве. Там 150 рублей за кофе для студента не проблема, а в Воронеже это непривычно».

Как рассуждает бизнесмен, им проще попить кофе на фудкорте или в ларьке быстрого питания за меньшую сумму.

Ограничение второе. Потенциальная аудитория вряд ли оценит смешение форматов. Те же настольные игры есть во многих заведениях, где не нужно платить за вход. Например, недавно возможность поиграть запустил бар «Хлам», чтобы привлечь посетителей в дневное время. «Желтый носорог» позиционирует своей изюминкой формат кофейни — настоящий зерновой кофе. Однако Павел Бусыгин сомневается в верности выбранного формата.

«Студенты в кофе просто не разбираются, — считает Бусыгин. — Им практически все равно. Если же создавать именно кофейню для ценителей этого напитка, то сомневаюсь, что неограниченное количество действительно высококлассного кофе можно будет выпить за 150 рублей, как заявлено в «Желтом носороге» .

Ограничение третье. Низкая окупаемость. «Входной порог довольно низкий, порой достаточно 200-250 тысяч рублей: арендовал помещение, поставил мебель из IKEA, купил настольные игры — и готово кафе», — считает основатель культурного центра «Кампанелла» Сергей Качурин.

Многим кажется, что дальше проект пойдет как по маслу. Однако на деле все оказывается не так, считает предприниматель, заморозивший проект в этой сфере. «Кампанелла» сама себя не окупала, я ее щедро спонсировал, беря средства из других своих проектов», — делится Сергей Качурин.

По мнению Павла Бусыгина, сделать тайм-кофейню прибыльной будет очень сложно. «Насколько мне известно, помещение, которое занимает «Желтый носорог», стоит 80-100 тысяч рублей в месяц. Вместе с коммуналкой, зарплатой персонала и расходами на сырье получится не менее 250 тысяч рублей ежемесячного расхода, — считает он. — А если так, то оборот нужен как минимум 600 тысяч рублей, то есть ежедневная выручка 20 тысяч рублей. Как сделать это со стоп-чеком в 500 рублей?

По подсчетам Бусыгина, для этого потребуется ежедневная посещаемость от 40 до 80 человек, которую можно организовать только за счет очень большого количества мероприятий.

Ограничение четвертое. Локация перестала быть определяющим фактором при выборе заведения. Почти ровно год назад (март 2015 года, материал «Пыл и жар») DF вместе с экспертами из ресторанной сферы пришел к выводу, что выгодная локация уже не является 100%-ным аргументом для привлечения посетителей. Итогом насыщения рынка и падения покупательской способности стало смещение определяющего фактора при выборе заведения с локации на концепцию.
Удастся ли новому проекту преодолеть негативный тренд?
Итак, с учетом всех трудностей, которые поджидают в Воронеже основателей тайм-кафе, на что же может рассчитывать «Желтый носорог»?

Пока его владелец настроен оптимистично и планирует наращивать трафик за счет мероприятий. Возможно, часть из них будет по входному билету, стоимость которого вряд ли должна превышать 300 рублей.

«Мы планируем выйти на такой режим работы, при котором массовые мероприятия проходят ежедневно, — ставит себе цель Николаев. — Сейчас они проходят 3 дня в неделю, с пятницы по воскресенье, и собирают 30-40 человек.
В обычные же будние дни средняя проходимость пока около 15 человек в день».

Как убедился на собственном опыте директор антикафе «Драный кот» Филип Абдулов, только за счет гостей тайм-кафе не окупается. Чтобы выжить, необходимо активнее работать в направлении субаренды. «На данный момент у нас 6 постоянных корпоративных клиентов, которые проводят тимбилдинги и встречи примерно 2 раза в месяц, — рассказывает Абдулов. — Но этого недостаточно, мы планируем увеличивать их число».

В сообществе «Желтого носорога» во «ВКонтакте» опубликован прайс-лист аренды помещений, согласно которому в зависимости от дня недели и времени суток можно снять одну комнату за сумму от 750 до 3 тыс. рублей в час и все помещение кофейни от 3 до 6 тыс. рублей в час. Однако, по словам владельца, пока это направление находится в зачаточной стадии развития: найти постоянных партнеров и клиентов для аренды еще только предстоит.

P.S. По единогласному мнению экспертов, заведение формата тайм-кафе довольно сложно вывести на высокую доходность, поэтому оно сможет развиваться, если будет сочетать модель поминутного тарифа с платными мероприятиями и другими источниками дохода. Поэтому, чтобы выйти на прибыль, возможно, даже придется изменить негласным принципам всех антикафе и открыть коктейльный бар. Но «Желтому носорогу» понять это или опровергнуть только предстоит.
Еще больше интересных материалов De Facto
© 2006 Для первых лиц — от первого лица
www.facto.ru