медиагруппа de facto

Ошибки,
которые мы признаем

Настоящим экспертом становится тот, кто допустил все возможные ошибки. Так сегодня мы обозначили тему рубрики «Позиция». Руководители, добившиеся значимых результатов, рассказывают, как ошибались в бизнесе и в личной жизни, а также о том, как удается исправить такие просчеты.

1

Руководитель сети «Робин Сдобин», ресторатор Александр Губарев

Допускал ли я ошибки? В бизнесе? С автотранспортом были неурядицы. У нас работники постоянно ездят на машинах. А вот насколько эффективно они при этом трудятся? Их передвижение отслеживается при помощи GPS. Эти данные передаются диспетчеру, который, в свою очередь, предоставляет отчет руководителям. Но диспетчеры иногда дают не совсем достоверную информацию. Управленцы при этом думают, что все хорошо, и ошибаются, а бизнес несет убытки. Руководитель же моего уровня говорит: «Берите, проверяйте. Выходите на улицы и следите за машинами. А дальше смотрите, совпадает ли это с тем, что вам показывают диспетчеры». Такие ситуации у нас возникают каждый день. Чтобы решить эту проблему, нужно определить контрольные точки, при этом на них поставить проверенных людей. Человеку можно доверять, если он прошел проверку.

Вообще, руководителям компаний не чужды человеческие ошибки. Так, часто успехи в бизнесе они отождествляют с собственными достижениями. Некоторые думают: «Раз компания успешна, то я принимаю правильные решения». На деле подобные поступки часто необдуманны и поспешны. Они принимаются в условиях, когда процессы в компании не выстроены.

«Руководить людьми — значит правильно оценивать уровень каждого и
загружать его работой. А просто так платить деньги за то, что он приходит утром и уходит вечером, ошибочно».

Выстроенные, продуманные бизнес-процессы предполагают, что каждый работник должен четко понимать, какова зона его ответственности, что он должен делать. Тогда все будет хорошо. А грамотное распределение обязанностей зависит только от управленцев. Если мы не сможем правильно обозначить круг задач каждого члена команды, то начнется хаос. Ведь люди — это инструмент. Звучит жестоко, но это так. Если вы у меня работаете, а я не объяснил, что и как делать, вы справитесь? В этом случае проще всего сказать, что работник — дурак. Но ведь это будет ошибкой. Ответственность за организацию труда сотрудников и связанные с этим проблемы лежат только на управленце. Руководить людьми — значит правильно оценивать уровень каждого и загружать его работой. А просто так платить деньги за то, что он приходит утром и уходит вечером, ошибочно. Экономического эффекта в таких людях нет: они тянут только небольшую часть работы. Это развал компании. Конечно, мы, руководители, всегда должны давать опытным сотрудникам шанс вырасти профессионально. Но есть те, кого изменить невозможно. И не расстаться с такими будет ошибкой. Вот и сейчас передо мной стоит подобная задача. Компании уже 15 лет, при этом есть люди, работающие со мной большую часть этого времени. И они не желают меняться, уже стали тормозом для бизнеса. Это извечный вопрос старого и нового поколений. Идеальный вариант, когда прежнее не мешает сегодняшнему. В противном случае его нужно убирать. Сотрудника, проработавшего со мной год или два, я пытаюсь погрузить сначала в одни, потом в другие условия, чтобы правильно определить его обязанности. Но это оказывается бесполезным, если человек не хочет принимать на себя обязательства. Процент людей, не боящихся отвечать за свои дела, очень мал.

2

Председатель совета директоров компании «Элитстрой»
Эдуард Краснов

Из моих партнеров не знаю никого, кто ни разу бы не ошибся. Ни одного. И сам я тоже много ошибок совершил. Вкладывал деньги туда, куда не следовало. Руководитель — человек. А человек без промахов не умеет жить: такая у него натура. Управленец имеет право на любые ошибки, исключая те, что приведут компанию к катастрофе: риск всеми деньгами бизнеса, человеческим капиталом или репутацией.

Стратегические просчеты, конечно же, возможны: многие риски заранее просчитать нельзя. Вот приходит к тебе человек, показывает бизнес-план, говорит: «Я хочу быть партнером». Ты оцениваешь проект как перспективный, а потом случается, что где-то закралась маленькая ошибочка, которая приводит к существенному изменению результата. За последнее время я стал инвестором трех таких неудачных начинаний. В Волгограде, к примеру, деньги вложил в небольшую компанию, а там не очень хорошо дело пошло. Вот сейчас сижу и думаю, как из этой ситуации выходить. Пока красивого «хода» не вижу. В любом случае уже пропало некоторое количество денег. Но что поделаешь?

«В позапрошлом году дела на заводе минерального порошка шли хорошо, но в 2014-м
я думал, правильно ли вложился. Предприятие приносило прибыль, но норма доходности была недостаточно высока. А в этом году, когда в условиях кризиса предприятие нарастило производство продукции на 20%, я нарадоваться не могу!»

В бизнесе действуют правила казино. Фатальная ошибка и там, и там — непомерный риск. Казино я не посещаю, но один раз в жизни был. Начитавшись умных книжек, взял с собой, скажем, 1 тысячу долларов, чтобы не жаль было проиграть. Вот такой риск оправдан и в жизни, и в бизнесе.

А некоторые на первый взгляд ошибочные вложения на деле таковыми не являются. У меня несколько раз менялось мнение по поводу завода минерального порошка. В момент запуска это был уникальный проект, первый в России. И поэтому мы, когда писали бизнес-план, не учли некоторых статей расходов. В итоге получилось, что вложить в него пришлось намного больше, чем планировалось. И срок окупаемости пополз с 7 лет до 9. В позапрошлом году дела на нем шли хорошо, но в 2014-м я думал, правильно ли вложился. Предприятие приносило прибыль, но норма доходности была недостаточно высока. А в этом году, когда в условиях кризиса предприятие нарастило производство продукции на 20%, я нарадоваться не могу!

Еще я спонсирую много спортивных мероприятий. Кто-то посчитает это ошибкой. Поначалу и сам долго думал, не пустая ли это трата денег. А потом смотришь, как подопечные добиваются результата, и в ладоши хлопаешь. Одну девушку вот тянули-тянули, вкладывались в нее, а завтра посылаем на чемпионат мира по русскому бильярду среди юниоров. Разве это того не стоит?

3

Гендиректор группы компаний «Протэк» Лев Полянский

За время ведения бизнеса я, пожалуй, не допускал ошибок настолько крупных, чтобы долго о них сожалеть. А вот мелкие допускаю постоянно. Но такие промахи приносят больше пользы, чем вреда. И при этом чаще всего даже не запоминаются, не создают неприятного впечатления. Может, их даже стоит принимать не за ошибки, а за ресурс развития себя лично и компании в целом.

И все же есть то, о чем я порой вспоминаю с грустью. Хотя это касается скорее всей жизни, не только бизнеса. С отцом, бывало, ругался. Переходный возраст, юношеский максимализм, какие-то внутренние противоречия — все это мешало словам моего отца достичь своей цели, повлиять на мои решения. Это приводило к тому, что я не всегда действовал по его напутствию. А потом отца не стало, и я о многом пожалел. Он столько полезных вещей советовал, а я не слушал, все делал по-своему! Сейчас, конечно, все иначе, и я до сих пор учитываю его замечания во всех сферах жизни.

Помню, как-то прогулял уроки и признался в этом отцу. Сам. И именно поэтому он не стал меня наказывать. Меня это тогда поразило: такое справедливое отношение. Учился я хорошо, но с поведением были проблемы. Вот за это и получал постоянно.

«Иногда жалею о своем выборе профессии, а иногда нет.
В то время наукой заниматься было невозможно: экономика рушилась.
И те идеи, над которыми мы работали, были просто никому не нужны».

Свой путь вопреки желаниям отца я выбрал и в профессии. Он хотел, чтобы его сын занимался научной работой в области физической химии. Родители сами были научными работниками, часто брали меня с собой в лабораторию. Можно сказать, что там я провел времени больше, чем на детской площадке.

Иногда жалею о своем выборе профессии, а иногда нет. В то время наукой заниматься было невозможно: экономика рушилась. И те идеи, над которыми мы работали, были просто никому не нужны. В нашей стране, к сожалению, и сейчас не создано необходимых условий для прохождения того пути, который прочил мне отец. Но если бы сейчас пришлось снова выбирать профессию, то все же склонился бы к тому, чем именно и сегодня занимаюсь. Это было бы, как и раньше, объективное решение, вызванное необходимостью практического устройства жизни и развития своего дела. А работа у меня сейчас интересная. Это как история с Маленьким принцем, которому нравилась роза, потому что он вложил в нее душу и полюбил ее, несмотря на шипы. Мне будет нравиться любое дело, в которое я вложился.

Свою дочь я не стал подталкивать к какой-либо профессии. Главное, чтоб она была счастлива. Ей уже 21 год, она учится в Московском госуниверситете на экономическом факультете, работает уже с третьего курса. Ее мне не пришлось уберегать от каких-то ошибок, так как не было повода. Надеюсь, и не будет.

4

Основатель кондитерского комбината «Сажинский» Сергей Сажин

Ошибки случаются с каждым, но чаще всего они не критичны. Например, сделали неправильную форму печенья, а она оказалась интереснее прежней. Пожалуй, это даже ошибкой не назовешь. Скорее рабочим процессом, который не может быть безупречен. Подобные ситуации случаются на каждом предприятии. Один из знаменитых сортов пряника России был сделан по ошибке. Технолог, которая создавала продукт по заданным стандартам, ввела неверные температурный режим и параметры дозаторов. В итоге получился тот самый имбирный пряник, который сегодня пользуется повышенным спросом у покупателей.

Если говорят, что на своих ошибках учатся, то значит, не было рядом родителей, жены, других близких людей, которым ты доверяешь и которые могли подсказать. Иначе надо перенимать их опыт и прислушиваться к ним, пользоваться этой возможностью. Ведь пока научишься на личных ошибках, уже и опыт применять будет некуда. Так сложилось, что я его получаю из своих просчетов, а вот своим детям советую присматриваться к родительским знаниям. Можно сказать, что я всю жизнь доказываю теорему, а вот для дочек это уже должно стать аксиомой.

«Даже если я считаю, что мог бы поступить по-другому, разрешить ситуацию иначе, останавливает одна мысль. Жизнь — это цепочка, которая складывается в судьбу. И если исправить прошлое, даже ошибку, будет ли настоящее?»

Успеха можно добиться и не совершив ошибок или сделав их минимальное количество. Просто надо внимательнее относиться к каждой мелочи. Особенно когда за твоей спиной нет помощи, а ты должен вылезти. Осознаешь, что тебе вряд ли помогут, нужно одуматься и быть предельно осторожным с решениями, или же, совершив промах, тут же сделать, как положено. Если же нет поддержки, а есть голодные дети, то ясно понимаешь: не продашь продукт — кушать будет нечего всем. Поэтому цели можно добиться, но аккуратно просчитав все ходы. Пословица «Кто не рискует, тот не пьет шампанского» неверна в одном, именно этом случае. Когда за тобой семья, тогда невозможно поставить на кон все, как делали гусары. Бизнесмен в отличие от них должен всегда оставлять запас. Даже если я иду в банк за кредитом, у меня есть 50% его суммы. И такой подход может уберечь от многих ошибок.

К годовщине победы в Великой Отечественной войне просматривал боевые биографии своих дедов. Оказалось, в 1944 году отцу моей тогда 3-летней матери Дон Федору Степановичу награду вручал командир дивизии — подполковник Сажин, другой мой дед, ее будущий свекор. Уже тогда было угодно, чтобы Дон встретился с Сажиным. В следующем поколении родители поженились, а потом уже я встретил свой «Дон» — кондитерский дом. Теперь он «Сажинский». И потому имеет смысл задуматься: а есть ли вообще у судьбы ошибки?

Даже если я считаю, что мог бы поступить по-другому, разрешить ситуацию иначе, останавливает одна мысль. Жизнь — это цепочка, которая складывается в судьбу. И если исправить прошлое, даже ошибку, будет ли настоящее? Сегодняшним днем я доволен: 3 дочери, 5 внуков, а я счастливый человек. Значит, все мои ошибки были сделаны правильно.

5

Совладелец торгового центра «Юго-Запад», девелопер Олег Сухов

На начало 2000-х годов пришелся период бурного экономического роста. В те годы и были совершены, на мой взгляд, главные ошибки. Тогда я легко поддался ажиотажу, как и многие другие руководители компаний. Мы брали достаточно большое количество кредитов на масштабирование бизнеса. Впоследствии это вызвало определенную нервозность, вызванную риском того, что не выполним наших обязательств.

Вместе с тем начавшийся в 2008 году кризис нас и отрезвил. Мы скорректировали производственные процессы, пересмотрели принципы ведения дел, направили его в актуальное русло. Просчеты можно исправлять. То есть в начале кризиса я подумал, что укрупнение бизнеса было ошибкой, но позже посмотрел на ситуацию с другой стороны. Кризис на самом деле позволил гораздо более системно, чем ранее, оценить адекватность наших планов и продумать, что делать дальше. А именно — притормозить его, пока ситуация, в которую мы попали, не станет более определенной. Кроме того, помимо бизнеса, связанного с торговым центром «Юго-Запад», мы решили заняться строительством автодилерских центров. Тогда же построили автотехцентр Skoda. В планах было возведение еще нескольких салонов, но рынок сам себя отрегулировал: произошел серьезный спад в продажах автомобилей. В 2015 году он усилился настолько, что многие дилерские центры просто закрываются. И это тоже влечет за собой определенные убытки. В этом была и своя сильная сторона: по автомобильному направлению мы избежали ошибок — не стали вкладываться в него больше, чем вложились. Теперь мы внимательно следим за ситуацией. И в будущем, я надеюсь, будем тщательнее работать над планами развития бизнеса.

«В начале кризиса думал, что укрупнение бизнеса было ошибкой, но позже посмотрел на ситуацию иначе. Кризис позволил гораздо более системно, чем ранее, оценить адекватность наших планов и продумать, что делать дальше».

В кризисной ситуации важен еще и состав сотрудников компании. Здесь цена ошибки также высока. Они вместе с нами переживали взлеты и падения, ведь большинство из них работает у нас долгое время. Средний срок работы сотрудника в компании по 10-12 лет. Если коллектив слаженный, ему можно доверять.

Текущая повестка — для бизнеса довольно сложное время. Мировой кризис, введение санкций, снижение покупательной способности — вот что сейчас вызывает у нас волнение. Вот что может стать фактором, влияющим на появление ошибок. Главное — не допустить прошлых просчетов и правильно распланировать дальнейшее расширение компании с учетом сегодняшней экономической реальности. Это, на мой взгляд, многие компании либо уже сделали, либо собираются сделать.

Пока прогнозы на будущее не очень утешительные. Думаю, период экономического спада продлится не один и не два года, а порядка 5 лет. Уверен, что это только начало глубокой просадки, время, которое нужно переждать. Надо концентрироваться на том, чтобы вообще остаться на рынке. С периодом стабильности, а затем и роста появятся новые точки роста и стратегии. Мы надеемся, что готовы к этому.

6

Председатель совета директоров
группы компаний «Белстар-Агро» Григорий Федяков

Руководитель как пилот или капитан: он ведет людей за собой. Здесь нужна и интуиция, и жизненный опыт, и стечение обстоятельств. Но вместе с тем каждый день приносит ошибки: от некоторых поворотов в бизнесе уйти попросту невозможно.

Допустим, мы сформировали инвестиционную программу, приступили к ее реализации и — бабах! — доллар и евро выросли... А технологии и оборудование западные, и уже надо готовиться к серьезному росту затрат. Катастрофа! Вот как здесь уберечься от ошибок? Да никак. Или еще пример: перед Новым годом Центробанк поднимает ключевую ставку, банк-кредитор, в свою очередь, поднимает ставку по кредиту уже до 17% и в одностороннем порядке диктует правила — мы несем куда большие потери. Что делать? Руководители сегодня ни от чего не застрахованы, ничем не защищены: куда вынесет. Так и живем.

Бизнес — это отдельное государство в государстве, которое никому не нужно, поэтому наши ошибки — они вынужденные. Выживет компания — мы только и услышим: «Ну и ладно», не выживет — скажут: «Вас таких еще много, кто-то да останется». Мы не являемся тем активом, который в других государствах оберегают и выращивают. Мы расходный материал.

«Как избежать вынужденных ошибок? Необходимы личный пример, определенный авторитет, забота о людях, поддержание достойного уровня заработной платы. Впрочем, и это не гарантия, не все зависит от управленца, увы».

А еще часто говорят об ошибках руководителя в части управления персоналом. Тут у меня такая позиция: не могу согласиться с расхожим мнением, что работник имеет право, а работодатель ему только обязан. Почему-то считается, что руководитель — это эксплуататор, накапливающий блага за счет подчиненных. В связи с этим непросто выстраивать коммуникации с подчиненными. Мало таких руководителей, которые находят средневзвешенные отношения между коллективом и теми требованиями, которые необходимо выполнять для сохранения бизнеса, поддержания его на определенном уровне рентабельности. Невозможно же работать нормально, когда у всех в головах подход, согласно которому сотрудник почти не несет ответственности ни за что. Чуть что, допустил просчет — и есть повод: «А это не я виноват! Это руководитель ошибся!»

Рентабельность у нашего бизнеса очень низкая, и если обеспечишь ожидаемую сотрудниками зарплату, то может не хватить денег на банковские проценты и налоги, повышающиеся с каждым годом. Управляющий находится в узком пространстве между тем, чего хочется и чего можно добиться для людей. К тому же трудовая дисциплина сегодня на низком уровне. Люди зарабатывают больше, работая в госструктурах, нежели в бизнесе. Соответственно, в производстве задействовано меньше специалистов, некому работать. Неизвестно, куда мы так придем.

Как избежать вынужденных ошибок? Здесь необходимы личный пример, определенный авторитет, забота о людях, поддержание достойного уровня заработной платы. А вот уже потом можно и поговорить, допустил ли руководитель ошибку или нет. Впрочем, и это не гарантия, не все зависит от управленца, увы.

Команда проекта

Идея — Артем Сокольников
Авторы — Анна Бодина, Анна Захарова
Фото — Константин Лопухов, Оксана Эськова
Обработка — Иван Гулевский
Техподдержка — Ярослав Тарасов

Медиагруппа De Facto
Facebook | www.facto.ru

Made on
Tilda