де факто воронеж
Игорь Лотков: «Муниципально-частное партнерство – «горькое», но необходимое лекарство для города со слабым (больным) бюджетом»
С 1 января 2016 года вступил в силу 224 ФЗ от 13.07.2015 года, призванный «зажечь зеленый свет» развитию государственно-частного партнерства в Российской Федерации. Руководитель управления главы города Воронежа Игорь Лотков рассказал, какие новые возможности появились у бизнеса в этих сферах, а также как эти формы партнерства могут быть реализованы в Воронеже.
«Новый закон дал четкое описание механизмов ГЧП и МЧП»
– Для начала рассмотрим, как изменил правила игры новый закон. По нему соглашения о ГЧП и МЧП предполагают наличие трех обязательных элементов. Во-первых, земельный участок, на котором строится объект МЧП, должен находиться в публичной собственности. То есть автоматически из этой сферы исключаются участки, принадлежащие, например, застройщикам. А если мы говорим, о квартальной застройке и возведении там детсадов и школ, то эти территории чаще всего как раз в собственности у застройщиков. Во-вторых, МЧП и ГЧП предполагают создание объекта капитального строительства для общественных нужд. Или, по крайней мере, проведение реконструкции существующего объекта. То есть то, что предназначено просто под ремонт, из-под действия закона выпадает. В-третьих, частный партнер должен принять на себя обязанности по эксплуатации общественного объекта на весь период окупаемости первоначальных вложений, т.е. на срок не менее 3 лет. Многие ли строительные компании готовы эксплуатировать построенный ими детский сад? Есть и другие нюансы. Все эти требования существенно сужают сферы применения механизма государственно-частного партнерства.
«При МЧП финансовая нагрузка
на потребителя в любом случае растет»
– Как же будет реализовываться МЧП теперь? Частный инвестор может заключать договор об эксплуатации объекта публичным партнером, сохраняя за собой обязанность технического обслуживания объекта.
Так, детский сад сможет эксплуатировать муниципалитет по договору аренды, постепенно погашая задолженность перед инвестором подобно ипотеке. Когда все затраты частного инвестора окупятся, садик перейдет в публичную собственность.
Возможен и другой вариант. Когда в соглашении о ГЧП на стороне частного партнера, помимо финансового инвестора и строителя, появится третий участник – компания-эксплуатант. Например, негосударственное образовательное учреждение будет эксплуатировать тот же детский сад, оказывая услуги населению, зарабатывать деньги и платить арендную плату инвестору, профинансировавшему объект. Очевидно, что родительская плата в этом случае будет выше, чем в обычном муниципальном детском саду, потому что должна будет еще окупать расходы инвестора. Именно поэтому нужно понимать, что МЧП – это вынужденное и достаточно «горькое» лекарство. Это скорее вынужденная мера, когда в местном бюджете нет средств возводить социальные объекты за свой счет. Потому что цена для потребителя от пользования услугами на основе МГЧП существенно выше. Не такая высокая как в чисто частных заведениях, за счет возможных бюджетных субсидий, но и далеко не самая низкая. Инвестор, должен окупить свои вложения, а если это банковский кредит, уплатить проценты за пользование чужими деньгами.
«Медицина стала одной из первых сфер в Воронеже, где есть успешно реализованные примеры ГЧП – реальных инвестиций со стороны частного партнера»
– В сфере медицины будет действовать схожая схема, имеющая одно очень существенное отличие. В частных проектах здравоохранения и в проектах ГЧП важнейшую роль играет возможность оплачивать стоимость медицинских услуг за счет средств Фонда обязательного медицинского страхования. Это делает эти услуги равнодоступными независимо от формы собственности на объекты здравоохранения. Как вариант, частный и публичный партнер могут заключить соглашение об эксплуатации объекта. При этом частный партнер может взять на себя только техническую часть эксплуатации: содержать здание, обеспечивать состояние инженерных сетей и медицинского оборудования поликлиники или больницы. А непосредственно медицинские услуги будут оказывать представители государственной медицины.
В Воронеже уже есть примеры успешно реализованных проектов в медицине. Это, например, центр гемодиализа немецкой компании «Фрезениус», расположенный на территории БСМП №1.
Муниципалитет выделил участок, на котором частный инвестор построил центр. И в 2017 году он будет введен в эксплуатацию и будет оказывать услуги больным за счет средств Фонда обязательного медицинского страхования. То есть государственный страховой фонд будет оплачивать услуги Центра. А для потребителя они будут совершенно бесплатными, также, если бы он получал их в государственном медицинском учреждении.
«Парк «Орленок» будет реконструирован именно в рамках МЧП»
– Еще одна из форм ГЧП и МЧП – концессия. Концессия позволяет гарантировано сохранить общественное имущество в муниципальной собственности, привлечь необходимые капиталовложения, но в то же время обеспечить требуемую свободу действий для частного партнера на период действия соглашения. Пример удачно реализованного проекта – концессия ООО «РВК-Воронеж» на имущественный комплекс Водоканал-Воронеж.
Перечень перспективных объектов для МЧП на территории Воронежа
Транспорт и дорожное хозяйство:

Подземная парковка на Университетской площади

Подземная парковка на Советской площади

Подземная парковка перед зданием цирка

Надземный переход ул. Героев Сибиряков

Реконструкция транспортных развязок:

Ул. Антонова-Овсеенко — Московский проспект

Ул. Антонова-Овсеенко — 9 Января — ул. Героев Сибиряков

Ленинский проспект — ул. Остужева

Объекты образования и социальной сферы:

Реконструкция детского сада на ул. Минская, 13

Реконструкция детского сада на ул. Пушкинская, 44

Реконструкция детского сада на ул. Космонавтов, 18

Культура, спорт, досуг:

Реконструкция надувного спортивного манежа на ул. Переверткина, ДЮСШ №14

Конно-спортивный комплекс в Центральном парке

Культурно-развлекательный центр «Октябрь» на ул. Куйбышева, 23а
Подобную практику возможно было бы распространить, в том числе на развитие объектов рекреационной инфраструктуры. Уже сделанная попытка в этом направлении – парк «Орленок». Проект пока взял паузу, прежде всего, из-за общеэкономической ситуации. Инвестор традиционно планировал окупить свои затраты за счет платных аттракционов. Но со снижением курса рубля стоимость их покупки кратно выросла. Поэтому инвестор обоснованно усомнился в окупаемости проекта. За рубежом проблема в подобных случаях решается просто: нужны средства на развитие парка — вход в него делают платным. Но я считаю, что это вряд ли приемлемый вариант для Воронежа.
«Мы же не можем сделать проезд
по Чернавскому мосту платным?!»
– В дорожной сфере ярким и успешным примером ГЧП является трасса М4. Но ее неотъемлемая часть — платный проезд. И в городе я пока не вижу вариантов реализации подобный схемы. Например, мы же не можем сделать платным въезд на планируемую Остужевскую или любую другую дорожную развязку. Да, в Москве такой экспериментальный проект есть. Это дублер Кутузовского проспекта. Но плата за проезд по нему будет отнюдь не символической. Для Москвы это, наверное, приемлемо, для нас — нет. Федеральное правительство пытается снизить нагрузку на потенциальных инвесторов путем софинансирования проектов ГЧП, в том числе за счет средств, полученных в рамках действия программы «Платон». Проекты-победители получат до 75% субсидий. 15% должен добавить частный инвестор, еще 10% — из регионального бюджета. Пока этот вариант активно рассматривается нашим регионом, вопрос в источнике окупаемости даже этих 15%, вложенных инвестором.
«Для помощи инвесторам в МЧП создан специальный консультационный центр»
– Инвесторы для участия в проектах ГЧП и МЧП отбираются на конкурсной основе. Среди бизнеса присутствует определенные опасения — боязнь быть затянутым в долгий и сложный процесс. Чтобы помочь в подготовке документов и развеять сомнения, сократить сроки принятия решений в городе создан Центр развития муниципально-частного партнерства. Его учредителями стали органы власти, и главные бизнес-объединения области – ТПП, «Опора», Союз строителей и областной Совет промышленников и предпринимателей (РСПП).
Специалисты Центра проинформируют о намеченных к реализации проектах, предлагаемых площадках для их размещения. С их помощью инвесторы смогут разработать финансово-экономическую модель и бизнес-план проекта, инициировать самим и принять участие в планируемых к реализации проектах. Можно рассчитывать на полное экспертное сопровождение.
Подведя итоги беседы, хотелось бы отметить, что обращение к механизму государственно-частного партнерства со стороны органов власти, органов местного самоуправления это не вопрос выбора между плохим или хорошим вариантом создания социальных или коммунальных объектов. Привлечение частного финансирования во многих случаях становится единственной возможностью для создания столь необходимых объектов общественного назначения, оснащения их современным оборудованием, обеспечения шаговой доступности социальных и коммунальных услуг. То есть, выбора никакого и нет. Есть перспективные возможности для обеих сторон партнерства и нужно постараться их использовать.
comments powered by HyperComments

© От первых лиц — для первого лица