«Не каждый бизнесмен переживет травлю во власти»

Дмитрий Крутских — об опыте,
который вынес из работы чиновником
Председатель совета директоров ГК «Автолайн» Дмитрий Крутских рассказал DF о своем опыте управления в исполнительной власти и о том, что на этом можно потерять и приобрести.
«Я из системы уйти не боюсь. Я воин»
— Когда я пришел на собеседование с экс-мэром Сергеем Колиухом, он спросил: «Ты парень молодой и вместе с тем опытный. Профессионал хороший. Но не боишься потом навсегда остаться в этой системе?» А я никого и ничего никогда не боялся — я шел развивать и потому ответил, что вопрос этот для меня неактуален. Так в 28 лет я стал руководителем транспортного управления мэрии.

И не стеснялся, что могли «тыкать» моим возрастом: в бизнесе я поднялся от водителя до директора. Прекрасно знал систему пассажирских перевозок и управление транспортом в целом. Плохо или хорошо я работал, оценивать моему прежнему начальству. Но шел я во власть с четким видением перспективы развития города по вверенному направлению и большим желанием многое изменить.

Вполне понимаю тех, кто сегодня во власть из бизнеса идти не готов, и соглашусь с вашим наблюдением: желающих серьезно поубавилось. Возьмем мой опыт: не успел проработать 2 недели, как ко мне пришли с прокурорской проверкой. На фоне этого начали «поддавливать» бизнес, хотя я из него вышел. Более того, одно из первых решений по оптимизации маршрутной сети, которое я принял, — отнять часть маршрутов у компании, где я трудился!

И что взамен? Критика со стороны перевозчиков (с их-то теневой деятельностью!): «Он пришел грести под себя». Внимание всех надзорных органов. Лапша на уши от ряда коллег, которые за спиной шептались про мой предпринимательский опыт. И вот вопрос: выросла ли компания за годы моей работы в исполнительной власти? Нет, не выросла, заявляю ответственно.

Я планировал свести к компромиссу интересы перевозчиков и горожан как их потребителей. А получал ножи в спину. Так я понял, что в таком режиме выходец из бизнеса должен быть воином. Кто-то может даже считать меня больным, раз я шел на такие риски. А я воин. Бьюсь, чтобы у отрасли было качество другого уровня. Но в исполнительную власть не вернусь, слишком многое там должно поменяться, чтобы это совпало с моими профессиональными и личностными ценностями.
«Меня нельзя было обмануть.
Это создавало проблемы»
— Еще один вопрос. В 2008 году я предложил программу реформ в системе пассажирских перевозок. Почему с тех пор не придумали ничего кардинально другого? Я вижу, как некоторые люди берут мои идеи, называют их по-другому и пытаются выдать за свои. Очень трудно работать там, где профессионализм не на первых местах. Хотя есть среди госслужащих и те, кто трудится на результат, правда, таких немного.

А меня нельзя было обмануть: например, сижу на совещании, слушаю, как чиновник пытается предложить то, что является полной чепухой, и удивляюсь. А он искренне верит в это, понимаете? Проталкивает решение. Я же прекрасно знаю, что хорошо для перевозчика, а что плохо, мне нельзя протолкнуть тему, будто этот маршрут прибыльный, а вот этот — нет.

Что в итоге получаем? Частное предприятие берет кредиты и при этом умудряется работать с прибылью, платить зарплаты сотрудникам, обновлять подвижной состав. Муниципальному за бюджетные деньги покупают технику, а оно хронически фиксирует убытки.

Скажу честно: когда ушел из власти — выдохнул. Но не хватало драйва, возможностей активно высказывать свою позицию, инструментов, чтобы защищать интересы предпринимателей. Я и вернулся, но уже в качестве депутата. И ничего не поменялось: люди, ни дня не работавшие в отраслях, ими же и руководят. Абсурд! Тут хочешь не хочешь — придется воевать за предпринимательское сообщество уже как представителю законодательной власти. Хотя для меня вернулись все те же проблемы: необоснованная критика, будто я пришел защищать только собственное предприятие. Сиди я тихо, не вылезая, не ругая исполнительную власть, не получил бы снова проверки всех профильных надзорных органов.
«Критикам советую на один день
прийти в бизнес»
— Сейчас работа чиновником у многих заключается в том, чтобы подписать бумажку, сходить на совещание, провести совещание — в общем, создать видимость деятельности. А я человек эмоциональный, деятельный. Может, где-то и резок в оценках, но только оттого, что не могу сидеть на месте и ничего не делать. Не могу смотреть на хаос и беспорядок и при этом еще терпеть необоснованную критику.

Всем таким критикам я говорю: вы приходите и один день отработайте в моем кабинете. Поруководите частной компанией. Решите проблемы сотрудников. Проведите успешные переговоры с банками. А не гоняйте туда-сюда бюджетные деньги. Но надо же, за меня еще и посчитали, сколько я зарабатываю: будто бы 30 миллионов рублей в год. Да будь у меня такие деньги, я бы давно жил по-другому! Но я здесь, работаю по-настоящему. Поэтому не нужно рассказывать, как «прекрасно» быть бизнесменом во власти.

Вот к этому я относиться спокойно никак не могу, депутатство в этом случае — мой компромисс. И позицию предпринимательства и горожан буду отстаивать до последнего.

© От первых лиц — для первого лица