поединок de facto
Дорожный предел
Наказания для автомобилистов: ужесточать?
В Госдуму внесен законопроект, предусматривающий штраф 5 тыс. рублей за невыполнение требования ПДД уступить дорогу пешеходам (сейчас это 1,5 тыс.). Правительство выступило с предложением лишать прав на срок 1-1,5 года водителей, которые систематически (не менее 3 раз) не уступают дорогу пешеходам. Планируется резко ужесточить наказания за нарушения, зафиксированные видеокамерами, опять же вплоть до лишения прав. Не согласен с ужесточениями управляющий партнер юридической компании «Центральный округ» Дмитрий Просвирин. Он вызвал на поединок сопредседателя организации «Город и транспорт — Воронеж» Юрия Новикова.
Первый раунд
Просвирин (говорит тихим, спокойным голосом, отстаивая лично свою позицию как автомобилиста): Каждый год у нас ужесточается и ужесточается ответственность для водителей. И хотя мы, безусловно, за наведение порядка на дорогах, за сокращение количества ДТП, но считаем, что выбранный вектор привлечения к ответственности лишь водителей неверен. А ведь участников правоотношений как минимум четыре — это водитель, пешеход, ГИБДД и сервисы, отвечающие за инфраструктуру, начиная от дорог, освещения и т. д.

Ведущий (Станислав Рывкин, руководитель адвокатской конторы «Рывкин и партнеры»): А камеры видеофиксации вы в сервис включаете или нет?

Просвирин: Это не так принципиально. Вернусь к мысли — тот вектор, который выбран за последние несколько лет, имеет единственный крен. Мы продолжаем мучить водителей. Все санкции, все разговоры сводятся к тому, что всегда виноват водитель и только водитель.

Новиков (напротив, говорит нарочито громко, явно ориентируя свое выступление на публику): По данным с официального сайта ГИБДД, каждый год на дорогах России гибнет свыше 20 тысяч человек: в 2011 году — 28 тысяч, такое же количество в 2012 году, в 2013-м — 23 тысячи, в 2014-м — 26. И я посмотрел статистику за вчера. А это был День без автомобилей. 59 погибших. Это за одни сутки!

Ведущий: Заключение — ужесточения ПДД не работают.

Новиков: Давайте не будем спешить с выводами. Когда у нас началась политика реального ужесточения наказаний? 2013-2014 годы. А теперь вернемся к той печальной статистике и увидим, что от 27 тысяч погибших в 2013 году мы постепенно уходим к 23 тысячам в 2015 году. Мы теряем по одному Нововоронежу каждый год в России в ДТП. Если посмотреть данные за восемь месяцев этого года, то можно предположить, что к концу года эта цифра должна быть не больше 21 тысячи погибших. Складывается ощущение, что, если мы этот вопрос будем дожимать, возможно, он будет работать.

Ведущий: Меня смущает слово «возможно».

Новиков: Вы знаете, для того чтобы определить, работает это или нет, нам нужно еще подождать хотя бы года два. Если мы вернемся к законопроекту, который был внесен в Госдуму в августе этого года, который находится до сих пор на стадии общественного обсуждения, то сказать однозначно об ужесточении нельзя. Что планируется внести этим законопроектом? Мы уравняем в правовом поле правонарушения, фиксируемые инспектором и камерой. То есть сейчас по ряду правонарушений, если останавливает инспектор — это лишение прав впоследствии судом, если фиксирует камера — то штраф в 5000 рублей. А вот задать простой вопрос: с каких это пор у нас санкции вообще зависят от способа обнаружения правонарушения? А выезд на встречную полосу, на мой взгляд, — это покушение на убийство (как бы в подтверждение своих слов стучит ручкой по столу).
Управляющий партнер юридической компании «Центральный округ» Дмитрий Просвирин
Второй раунд
Новиков: Скажите, Дмитрий, почему вы считаете, что ответственность нужно перекладывать с водителей на других участников?

Просвирин: Влетел в яму, пробил колесо, вылетел на обочину, не на обочину — пускай на тротуар и, не дай Бог, сшиб кого-то. Кто виноват? Водитель, конечно, как источник скоростной опасности и потому что должен был выбирать скоростной режим. Но… Другой пример. Ты идешь в потоке, впереди другой автомобиль, не заметил яму — у тебя машину изуродовало и люди пострадали. Опять виноват водитель. То есть куда ни ткни — ты всегда виноват. Редкий случай, когда можно «выгрызть» иной исход дела в судебном процессе.

Из 184 тысяч ДТП, совершенных в прошлом году, 34% — это происшествия, совершению которых способствовали неудовлетворительные дорожные условия: дорога, разметка, освещение и т. д. Среди того же количества ДТП 57 тысяч — с участием пешеходов, в том числе 25 тысяч — по вине самих пешеходов. То есть почти половина всех ДТП не связана с нарушениями водителей. Статистика говорит, что количество ДТП по неудовлетворительным дорожным условиям последние три года растет. В прошлом году рост 5,3%. По итогам шести месяцев 2016 года рост 8,7%. Количество ДТП при эксплуатации технически неисправных транспортных средств к общему объему происшествий на дорогах — 30,3%. Последнее говорит о том, что все эти техосмотры, на которые мы перешли, не работают. Дошло до того, что мы покупаем эти справки и полисы ОСАГО и т. д.

Новиков: Я считаю, что все эти проценты складывать нельзя. Одно и то же ДТП может быть и вследствие неудовлетворительных дорожных условий, и с участием пешеходов, и по вине водителей.

Просвирин: Но есть и другие аргументы. Санкцию в виде лишения прав за превышение скорости на 60 км/ч и более, исходя из записей камеры, долгое время не вводили. На то были причины. Лишь автоинспектор может знать, остановив автомобиль, кто управляет им. И как же, на ваш взгляд, если эти изменения будут приняты, добросовестные и добропорядочные граждане, по факту не управляющие транспортным средством, а владеющие им, будут защищать свое право в суде?

Новиков: Чтобы человек защитил свои права, он должен надлежаще оформить машину во временное пользование другому лицу. У нас есть универсальная вещь, называется договор. У меня в практике было дело. Обычно я такими вопросами не занимаюсь, но друзья попросили проконсультировать. Сложный случай. Человек отдал машину в аренду, и ему за первый месяц пришло штрафов на 23 тысячи рублей. В ГИБДД наличие договора проигнорировали, но суд решил иначе. В итоге человек все штрафы с себя списал.

Просвирин: А если проехать по трассе Москва — Ростов? До Воронежа там камер 60 будет.

Новиков: Может, и больше.

Просвирин: Это 60 процессов, 60 отдельных протоколов. Суд не объединит в один процесс. Это выход из ситуации? Ну тогда у нас все автомобилисты засядут в судах.

Новиков: Нам необходимо формировать практику, по которой возражения будут приниматься ГИБДД. Что мешает сделать такой механизм, чтобы человек мог заявить на каком-либо сервисе ГИБДД с приложением сканов (это сейчас не трудно сделать) о том, что машина передана в управление другому лицу?

Просвирин: Как в таком случае быть с недобросовестными владельцами автомобиля? Ехал-то я, но, имея инструментарий предоставления договора, ответственность я с себя снимаю. Оформляю, например, на семидесятилетнего Василия Михайловича, которому все равно права не нужны.

Новиков: И все же необходимо повышать правовую культуру граждан. Штаты постовой патрульной службы сокращаются. Их становится все меньше и меньше. Потому, считаю, глубоко правильно и то, что гражданам будет доверено фиксировать факты нарушений правил дорожного движения.
Сопредседатель общественной организации «Город и транспорт — Воронеж» Юрий Новиков
Ведущий (с иронией): Закон будет способствовать стукачеству.

Просвирин: А я бы и сам записывал. Бывает неприятно. Стоишь в пробке. А тут по обочине и один, и второй, и третий…

Новиков: Я не скажу, что в Германии идеальный порядок на дорогах, но он значительный. Как там этого добились? А там тебя заложит любой. И у них это называется не стукачество, а гражданское общество. Более того, на это даже не принято обижаться. И чтобы вернуть права после того, как тебя лишили, тут мало выждать полтора года. Они говорят: «Нет. Вы знаете, вы должны к психологу сходить и пройти тест. А с первого раза его не пройдешь. Когда я ответил из десяти вопросов на десять неправильно, я понял, что у меня права в принципе надо отобрать и не возвращать, пока я не проведу работу над собой. Может, этот опыт мы будем заимствовать, а не бояться слова «стукач».

Просвирин: Юрий, так почему штрафы в 5000 рублей заменяются лишением прав?

Новиков: Уровень автомобилизации растет, и особенно в воронежском регионе, мы на втором месте после Московской области. А сколько у нас построено крупных уличных дорожных сетей? Я могу вспомнить только набережную Массалитинова и улицы Ломоносова, Тимирязева. А, извините, Антонова-Овсеенко расширили.

Просвирин: М4 на выезде тоже подрасширили.

Новиков: Получается, власти приняли очень простое решение: «А давайте просто тупо начнем ограничивать количество водителей?» Как это можно сделать? Лишением прав. То есть вместо того, чтобы вкладывать в уличную дорожную сеть деньги, мы будем ограничивать число людей, по ней передвигающихся. Этому будет способствовать также рост акцизов на бензин, который планируется.

Ведущий (с деланым недоумением): Так вы за ужесточение или нет?

Новиков: Я за ужесточение штрафов за наиболее опасные правонарушения. За езду в пьяном виде, выезд на полосу встречного движения и проезд на красный сигнал светофора.
Третий раунд
Ведущий: В той же Германии на автобане нет ни камер фиксации, ни пунктов, взимающих плату за проезд, ни даже ГИБДДшников, стоящих с палками. И если ты по правой полосе едешь 150, тебя по левой еще обгоняют. Сколько денег можно было бы с народа собрать! Но там ДТП мало, очень мало, несравнимо с нами. Может, в первую очередь надо улучшить дорожные условия? Да сделать так, чтобы пьяный сынок того же депутата или прокурора не смог избежать наказания?

Новиков: Я отвечу очень простым частным примером, который даст понимание всего случая. Возьмем улицу Антонова-Овсеенко. Там была плохая двухполосная дорога, которая постоянно была в пробках. Что получилось сразу после того, как ее реконструировали? Несколько смертельных случаев вопиющих, причем в одном из этих случаев скорость автомобиля Hyundai, сбившего пешехода, по итогам замеров ГИБДД, была 183 км/ч. Это превышение не на 60 км/ч, это превышение на 120 км/ч.

Ведущий: Так что, дороги хорошие ломать?

Новиков: Нет, конечно. У нас сейчас весьма фривольно относятся к вопросам пропуска пешехода на пешеходных переходах. Вот там камеры действительно нужно ставить. И они уже появляются в таких местах. У нас самая большая проблема в стране — это отсутствие взаимоуважения.

Просвирин: Сколько можно ужесточать? По большому счету, для меня штраф в 5000 рублей существенен, в 50 уже заоблачен. Я просто не понимаю, как я буду платить штраф в 50 тысяч рублей за ПДД.

© От первых лиц — для первого лица