Поле непаханое
Почему при бурном развитии АПК
остаются незанятые ниши?
Андрей Филоненко
«Курицу в наших магазинах можно увидеть от множества производителей, а вот попробуйте найти мясо перепелов или цесарки. Да и курица или свинина на прилавках — вся полученная промышленным способом. А мяса, овощей, фруктов, выращенных по традиционным технологиям, днем с огнем не сыскать. А ведь это продукты с совсем другим вкусом и — главное — полезные для здоровья», — говорит директор компании «Папина лавка» Наталья Папина.
Чем не богат местный АПК?
Не заметить рост агропрома Воронежской области за последние 6-7 лет нельзя. Однако по некоторым направлениям успехи воронежских аграриев пока весьма скромны. Большинство не экзотических, а вполне обычных овощей и фруктов на воронежских прилавках выращены либо агрокомпаниями из соседних регионов, либо в личных подсобных хозяйствах (ЛПХ). Не состоялись или отложены на неопределенный срок анонсированные ранее масштабные инвестпроекты по выращиванию индейки, кроликов, грибов и т. д.

По словам директора Института аграрного маркетинга Елены Тюриной, в 2015 году более 95% всех инвестиций в АПК Воронежской области шло всего по 5 направлениям: производство свинины, молока, говядины, зерна и сахара. По этим классическим сегментам регион показывает устойчивый рост, являясь одним из крупнейших экспортеров в стране. Однако купить качественный товар из альтернативных ниш по адекватной цене сегодня не так просто. Как частному потребителю, так и корпоративному.

Так, управляющая воронежским кафе «Малика» Шолпан Козакова рассказала, что у кафе есть собственное подсобное хозяйство по выращиванию овец. Из других регионов баранина не поставляется в Воронежскую область из-за ветеринарных ограничений, а местные агрокомпании этим видом животноводства практически не занимаются.

Да, воронежцы не лишены возможности попробовать нишевые продукты. Но из-за возрастающих затрат на логистику они достаются им по ощутимо более высокой цене, чем если бы выращивались в 50-100 км от Воронежа.
Условия для освоения новых сегментов агропрома в регионе уже создаются

«В регионе множество сегментов АПК имеют еще большой потенциал для роста. Ситуация в них очень разная. Пока лишь в свиноводстве рынок подошел к тому моменту, когда спрос будет закрыт теми проектами, которые уже реализованы или заявлены. Есть еще резерв для крупных инвестиций в мясное и молочное животноводство. А вот, например, ниши производства овощей и фруктов фактически не заняты (спрос во многом закрыт на 15-20%), хотя у Воронежской области есть все условия для их динамичного развития: удобное географическое положение, климатические условия, плодородные земли. Далеко не исчерпан в регионе потенциал развития переработки сельхозпродукции с высокой добавленной стоимостью. Но на примере многих проектов мы видим, что движение в эту сторону есть».

Владимир Салмин
председатель Центрально-Черноземного банка Сбербанка
Почему в регионе не идут альтернативные
аграрные проекты?
Рассмотрим причины отложенного (вероятно, надолго) запуска тех интересных проектов, на которые, по мнению аграриев, есть устойчивый спрос в регионе.

Причина первая. Старт проектов совпал с кризисом в экономике. Гендиректор Воронежской фруктовой компании Эдуард Востриков пару лет назад анонсировал масштабный проект фермы по выращиванию грибов с компостной фабрикой. Объем инвестиций оценивался бизнесменом в 2 млрд рублей.

«Курсы валют превысили пороговые значения, при которых проект был бы окупаемым в обозримой перспективе. А оборудование нужно было закупать в основном за рубежом. Кредит взять — тоже проблема, а уж под нормальный процент — проблема вдвойне. Господдержки подобным проектам не обещают. Чему удивляться в таких условиях, что не только наши планы, но и планы тех, кто собирался разводить индеек или кроликов, не реализовались», — констатирует бизнесмен.

Причина вторая. Высокая конкуренция со стороны соседних регионов и частных хозяйств. Елена Тюрина замечает, что в соседних с Воронежем регионах такие сегменты АПК, как выращивание тепличных овощей или разведение индейки, давно перестали быть нишевыми. Воронежу очень трудно будет догнать Белгород, Ростов или Липецк. Продукция из соседних областей занимает существенную долю воронежского рынка. Соответственно, пытаться выходить на рынки этих регионов также бессмысленно.

Причина третья. Высокая насыщенность местного АПК классическими проектами. Глава администрации Лискинского района Виктор Шевцов считает, что в возглавляемом им муниципалитете, где господствуют такие гиганты, как «ЭкоНиваАгро» или «Черкизово», просто нет свободного места для новых проектов.
«И так каждый гектар в районе используется с огромной нагрузкой. У нас крупнейшее производство бройлеров, развивается производство молока, говядины, зерна, свеклы, подсолнечника. И сады тоже есть и у нас, и в соседнем Острогожске», — говорит Шевцов.
При этом он признает, что местное хозяйство, выращивающее индейку, находится в кризисе, выращивая мизерный объем продукции.

Причина четвертая. Отсутствие выстроенных систем маркетинга и продаж. «Чтобы зайти на рынки других регионов, нужны выстроенная система продаж с собственной системой логистики, грамотный маркетинг. Там многих воронежских аграриев никто не знает, и они должны не только уметь заявить о себе, но и предоставить как качественную продукцию, так и лучшие условия по ее доставке. Это касается не только каких-то особенных продуктов, но и вообще любых. Однако агробизнес зачастую не хочет и не умеет этим заниматься. Ведь это дополнительные затраты на транспортировку, хранение, продвижение, дополнительные сотрудники в штате компании», — рассуждает председатель совета Ассоциации КФХ и сельхозкооперативов России (АККОР) Вячеслав Телегин.

Причина пятая. Недостаточный объем господдержки. Директор агрокомпании «Агро-С» Александр Савушкин отмечает, что объемы господдержки сильно зависят от масштаба бизнеса и компаниям, работающим в специфических нишах, нереально получить ощутимую поддержку от государства.

«Хорошая господдержка положена тем, у кого от 2 тысяч голов КРС, им могут компенсировать и больше половины капзатрат, а тем, у кого меньше, — от силы 20%. Мы тоже пытались добиться включения в региональную программу поддержки со своим проектом козьей фермы, но субсидии, которые мы получили, были просто смешные. В результате мы отказались от разведения коз», — рассказывает Савушкин.

По схожим причинам «Агро-С» отказалась и от овощеводства, сосредоточившись в основном на выращивании зерновых. Пример компании из Панинского района, к сожалению, типичен для бизнеса, пытающегося реализовать нестандартные проекты в АПК региона.
Известные альтернативные проекты, которые заявлялись,
но пока не реализованы
«Рамонская индейка» (Рамонский район)
Первоначально, в 2011 году, объем инвестиций оценивался в 1,5 млрд рублей. После смены инвестора сумма пересматривалась до 3 млрд, а затем и до 6,5 млрд. Планируемый объем производства — 13-15 тыс. тонн в живом весе.
Кролиководческий комплекс в Новоусманском районе
Собиралась строить компания «Русский кролик» совместно с партнерами из Китая. Заявлялся объем инвестиций $100 млн, объем производства — 5 тыс. тонн в убойном весе в год. Ввод в строй первой очереди объекта планировался на 2015 год.
Тепличное хозяйство «Томат» (Богучарский район)
Стоимость запуска первой очереди проекта оценивалась в 700 млн рублей, всего тепличного комплекса — в 2,6 млрд. Общая площадь теплиц должна была составить 36 га, мощность производства — 60 кг томатов или 50 кг огурцов с 1 м2. Строительство первой очереди тепличного комплекса намечалось завершить во II полугодии 2015 года.
Комплексы по выращиванию грибов в Бобровском, Хохольском, Рамонском районах
Грибные проекты в регионе заявляли агрокомбинат «Здоровое питание», Воронежская фруктовая компания, «Полонис групп». Инвесторами назывались суммы инвестиций в проекты от 2 млрд до 7,2 млрд рублей и объемы производства от 10 до 36 тыс. тонн в год.
Что нужно для развития таких проектов АПК?
Мы не будем детально рассматривать стратегию маркетинга и продаж, поскольку у каждого из сегментов АПК своя спе­цифика. Вместе с экспертами выявим лишь основополагающие условия для реализации нестандартных проектов АПК.

Условие 1. Выход на рынки других регионов. Вячеслав Телегин полагает, что рынки сбыта для воронежских производителей нишевых продуктов есть, в частности на севере России и в Москве. Но для выхода в удаленные регионы нужны более существенные трудозатраты (см. причину 4). Елена Тюрина же при этом добавляет, что даже на этих рынках сбыт не будет массовым. Она видит 3 направления реализации продукции альтернативного АПК: HoReCa, премиальный ритейл и фермерские рынки.

Условие 2. Господдержка малых сегментов АПК. По словам Телегина, около 95% господдержки в АПК получают очень крупные компании, которые реализуют в основном стандартные проекты, банки тоже предпочитают работать с «большими» клиентами: «Пока для малого бизнеса есть только грантовые программы: начинающий фермер, семейная ферма. Но нужен равный доступ к субсидиям. Для малых видов хозяйствования необходимо создавать отдельные виды программ господдержки, выделять квоты».

Свободные ниши в воронежском АПК лучше осваивать малому бизнесу

«В регионе можно заниматься и овощеводством, и ягодами, и многим другим, свободных ниш в нашем агропроме хватает. Для того чтобы в Воронежской области построить, к примеру, тепличный кластер, могут быть 2 пути: первый — это крупное, можно сказать, промышленное производство — тепличные мегакомплексы, или второй путь — малый бизнес. Мне кажется, подобные направления могут стать настоящим кладом для небольших предприятий. Именно они могли бы взять на себя обеспечение Воронежа продукцией, за которую не берутся крупные организации. Можно было бы создать множество новых проектов на землях вблизи областного центра, которые сейчас активно развиваются».

Аркадий Пономарев
куратор молочного кластера Воронежской области
Телегин считает, что проблема может быть решена работой профильных объединений аграриев. Телегин приводит пример создания рабочей группы АККОР и Россельхозбанка, которая уже в этом году предложила малому и среднему бизнесу несколько программ кредитования со сниженными ставками. Елена Тюрина отмечает, что в последнее время обозначился некоторый интерес со стороны властей к альтернативным сегментам АПК: те же тепличные и садоводческие проекты сейчас причислены Минсельхозом к разряду приоритетных и пользуются субсидиями на компенсацию части процентной ставки по кредитам и капитальных затрат.

Условие 3. Кооперация производителей из сегмента МСБ. Как и большинство экспертов, Вячеслав Телегин считает разного рода альтернативные проекты нишей для малого и среднего бизнеса. Главным условием для их успеха на федеральном рынке он называет высокую степень кооперации.

«Только при условии кооперации подобным проектам удастся добиться более высокой прибавочной стоимости путем налаживания логистики, упаковки, а по возможности и переработки продукции. Примеры такие есть. Но пока не среди воронежских аграриев. Кооперация на достойном уровне находится пока не более чем в 10 регионах России. И интересные проекты там уже появились. Татарстан за последнее время в десятки раз увеличил производство клубники. В Мордовии сразу несколько фермеров построили индюшиные фермы, в Башкирии активно занимаются водоплавающей птицей. Становятся популярными кроликофермы, перепелиные хозяйства… В вашем случае нужно в первую очередь обратить внимание на поиск бизнес-лидера, который возглавит будущую воронежскую кооперацию», — обращает внимание Телегин.

По словам председателя совета АККОР, на федеральном уровне уже разработана программа по развитию кооперации, теперь подобные документы должны появиться и в регионах.
Время для старта?
Благоприятные условия для ведения сельского хозяйства в регионе уже привели к бурному росту на его магистральных направлениях. Однако эксперты отмечают, что структура инвестиций в АПК в результате стала несколько однобокой. Инвесторы вложились в высокомаржинальные сегменты, а все те, которые считались как бы второстепенными, похоже, еще ждут своего часа. Но сейчас, когда мы видим ужесточившуюся конкуренцию среди предприятий-гигантов в классических нишах аграрного производства, для некоторых производителей, вероятно, пришло время шире смотреть на возможности рынка.
© 2016 От первых лиц — для первого лица