Театр теней
Топ-3 ожиданий строителей от власти
Артем Сокольников
главный редактор De Facto
Главный редактор DF Артем Сокольников оппонирует независимым экспертам (или, во всяком случае, честно пытается это сделать), которые считают, что застройщикам от власти, по большому счету, ждать нечего.
Удивительные сюжеты вырисовываются из результатов рейтинга ожиданий застройщиков (подробнее см. здесь). Анализ каждого из них заслуживает отдельного материала (что DF и сделает в ближайших номерах), но и в первом приближении ожидания-лидеры подкидывают массу поводов для размышлений. Итак...
Акт первый.
Ждут снижения сроков
Бюрократические проволочки, связанные со строительством в Воронеже, уже давно набили оскомину. Поэтому, пожалуй, ожидаемо, что место в тройке рейтинга (2-е) заняло сокращение сроков перевода земли под застройку до 3-6 месяцев с 1,5 лет.

Но примечателен даже не этот факт, а другой: ожидания, судя по всему, не совпадают с верой в их исполнение. По крайней мере, так полагают независимые эксперты.

«Это желание не только воронежских, но, пожалуй, и всех российских строителей, — комментирует ректор Московского государственного строительного университета, член комитета по предпринимательству в строительстве ТПП России Андрей Волков. — Например, недавно этот вопрос поднимался на госсовете по строительству».

Как рассуждает Волков, при текущей экономической ситуации даже многие крупные компании имеют очень короткий горизонт планирования — всего 1 год (в идеале должно быть не менее 5 лет). А когда только перевод земли согласовывается 1,5 года и еще столько же уходит на получение другой разрешительной документации, то строители фактически попадают в «слепую зону», и их стратегии развития во многом остаются на бумаге или претерпевают серьезные изменения, как только происходит очередное экономическое потрясение.

Как считает эксперт, местная власть самостоятельно не сможет изменить ситуацию: есть сроки, установленные на федеральном уровне. Плюс перевод земли под строительство сопровождается рядом необходимых процедур. Например, общественными слушаниями, если могут быть затронуты интересы собственников близлежащих участков. Поэтому ситуация вряд ли изменится в краткосрочной перспективе, резюмирует Волков.

Здесь у DF возникает ряд вопросов, которые скорее пока остаются риторическими. Может ли местная власть в рамках своих полномочий проявить инициативу и на своем уровне хотя бы немного снизить сроки? А если может, то почему многочисленные разговоры о маленьких и больших победах над бюрократией в кабинетах власти De Facto выглядят как декларации о намерениях? И наконец, существует ли вообще в сознании профильных чиновников понятие инициативы — в интересах строительного бизнеса и одновременно города?

Пожалуй, и чиновники, и сами застройщики знают настоящие ответы на все эти вопросы. Но в силу понятных причин не озвучивают их публично.
Акт второй.
Ждут реального диалога
А это, пожалуй, самый неожиданный результат рейтинга. 1-е место заняло желание строителей упростить их доступ к местной власти. Например, через увеличение количества форумов и других публичных мероприятий, где в неформальной обстановке можно задать прямые вопросы представителям власти, принимающим решения.

«Думаю, в ответе на этот вопрос строители немного слукавили, — прокомментировал завкафедрой экономики и основ предпринимательства Института экономики менеджмента и информационных технологий Валентин Гасилов. — Дело не в том, что форумов и подобных мероприятий мало или что власть слишком закрыта. Дело в том, что у власти нет денег на ряд проектов, в том числе инфраструктурных. А строители хотят их получить. И надеются, что чем чаще они будут встречаться с властью, тем больше у них будет шансов свою точку зрения пролоббировать. Да и сам вопрос актуален скорее для строителей средней руки, чем для крупных, которые решают свои вопросы лично.

Вместе с тем, отталкиваясь от списка участников исследования, трудно с этим согласиться. Среди них и «Инстеп», и ВДК, и «ИП К.И.Т.», и «Аксиома» и многие другие. Но заострить внимание правильнее, на наш взгляд, на совершенно другом. Понимаете, в чем парадокс, да? Определением практически любого взаимодействия бизнеса и власти в России является хроническое «Денег нет». А тут застройщики фактически говорят о готовности самостоятельно финансировать проведение таких форумов — это неоднократно подтверждалось на практике даже в кризисном 2016 году. Но что становится предметом обсуждений со стороны власти на таких событиях? Все те же «рафинированные» беседы о далеком будущем.

Что мешает чиновникам реально включиться в коммуникацию со строителями (оставим за скобками тех, кто может себе позволить зайти в их кабинеты «без приглашения»)? Особенно учитывая, что аргумент об отсутствии денег здесь становится несостоятельным. И тут снова можно вернуться к риторическому вопросу о наличии инициативы у чиновников как таковой. Но пока лишь вспоминается анекдот про ветеринара-осеменителя, который хочет получить от животного лишь теленка, а корова бросает вслед печальное «А поговорить?..»
Акт третий.
Ждут инфраструктуры
Тоже старая история, но с актуальным приложением на текущее состояние городской среды. Строители ожидают от власти более активного вложения средств в инфраструктурные проекты (строительство дорог, социальных и культурных объектов) — 5-е место в рейтинге.

«Ситуация в Воронеже перевернута с ног на голову, — анализирует Андрей Волков. — Сначала строятся жилкомплексы, а потом к ним в нагрузку — вся инфраструктура. Так быть не должно. Например, в Москве новые линии метро уходят за пределы застройки, а потом уже застройщики идут туда».

Эксперт указывает, что систему необходимо упорядочить таким же образом и у нас. Шаг первый: власть создает инфраструктуру, шаг второй: бизнес заходит на территорию уже с выполнением своих обязательств. Вполне логичное определение государственно-частного партнерства. И эту тему мы подробно уже анализировали в прошлом номере. В добавление здесь можно — вы грустно улыбнетесь — задать все тот же вопрос об инициативности власти. В жесткости спроса со строителей, в четком выполнении своих обещаний, в целом — в последовательности принятия решений.
Эпилог
В театральных постановках есть прием, согласно которому финал пьесы остается открытым, а выводы зритель делает сам. Долгие годы воронежские застройщики работают, пожалуй, не синхронно действиям власти, а вторым темпом — когда приходится по ходу игры перестраиваться под партнера. Да, коммуникация чиновников и строителей — улица с двусторонним движением. Но по крайней мере одна из сторон, как видится, заинтересована в по-настоящему нормальном диалоге. Неприятно признавать и еще один факт: согласно данным исследования, как минимум 8 из 15 озвученных бизнесом проблем решаются без вложения денег — за счет все той же инициативы, грамотных управленческих решений и готовности доводить начатое до конца.
© 2016 От первых лиц — для первого лица