«Мне принципиально важно, что думают о моей работе»
Владимир Астанин —
о проблемах между властью и строителями
Вице-мэр по градостроительству Владимир Астанин принял наше предложение прокомментировать рейтинг ожиданий застройщиков от власти. А главный редактор DF Артем Сокольников задал ему вопросы, которые традиционно являются острыми для бизнеса.
«Из всех процедур согласования
от нас зависит только 20%»
Надо отметить, что Астанин является одним из немногих чиновников, кто практически сразу соглашается на личную встречу со СМИ. Деталь: в день интервью он простудился, но беседа все-таки состоялась.

Сокольников: Рейтинг ожиданий строителей от действий власти вывел на первый план как минимум один любопытный вывод. Значительное число изменений, которые могут провести чиновники, не требует материальных вложений. Например, это повышение доступности госслужащих, отвечающих за принятие решений в отрасли, или сокращение сроков перевода статуса земли под строительство. Вы согласны с претензией застройщиков, что фактически власть сегодня неинициативна?

Астанин: Безусловно, бюрократизм во властных структурах будет присутствовать еще долго. Есть разные типы чиновников, кто-то открыт для дискуссий, кто-то закрыт. Но мне кажется, в ответах строителей, которые приводятся в вашем исследовании, есть серьезная доля лукавства с их стороны. Зачастую бывает так, что компания выкупает участок, да еще и за огромные деньги, и только потом всплывает озабоченность его статусом. Начинаются попытки любым способом «приспособить» его под строительство, используются разные механизмы воздействия на власть, чтобы внести изменения в генплан, в правила землепользования и застройки. А эти документы основополагающие для городской среды настолько, что не терпят ежедневных корректировок. И мы очень часто говорим бизнесу: «Прежде чем купить землю, узнайте все про ее статус».

Сокольников: А в ваших словах нет лукавства? Строители утверждают, что существуют возможности значительно снизить сроки согласования разрешительной документации, и даже приводят конкретные инструменты.

Вице-мэр подводит к столу, где лежат большие цветные таблицы, начинает активно показывать проекты нормативных документов.

Астанин: Соглашусь, сроки согласования сегодня действительно очень большие. Но понимаете, доля процедур, которые осуществляют непосредственно муниципальные чиновники, составляет около 20% от всех процедур, которые необходимо пройти для получения разрешения на строительство. Все остальное — инстанции другого уровня и другие люди, способные что-то изменить. И вместе с тем мы на своем уровне проявляем инициативу. Сегодня в плотном контакте со строительным сообществом нами ведется работа по созданию дорожных карт. Это развернутые схемы получения разрешений, и мы видим, где и за счет чего сроки можно сократить — например, сделав параллельными часть процедур. Допустим, изменения в генплан и ПЗЗ можно вносить в одно время и проводить публичные слушания по их внесению один раз, а не два. Но опять же не городские чиновники «придумали» полный цикл согласований. Если, скажем, брать разработку проекта планировки территорий, то никуда не уйти от тех же публичных слушаний на этапе проектирования жилкомплексов.
«От культуры лихих 90-х
в строительстве мы ушли»
Сокольников: Еще одно пожелание строителей — снизить нормативы по количеству парковочных мест и других объектов инфраструктуры. Здесь можно пойти навстречу?

Астанин: А это уже вопрос деловой культуры и порядочности наших строителей. С одной стороны, за последние годы произошел позитивный сдвиг: многие без лишних напоминаний возводят возле своих домов детсады, парковки. Ушли из профессиональных ценностей лихие 90-е, когда все строилось на понятиях, а не на основе жестких нормативов. Да, за эти годы мы многое потеряли и еще будем терять — объекты капитального строительства стоят десятилетиями и оказывают влияние на развитие городской среды. Но то, что положительные перемены происходят в сознании строителей, уже радует.

С другой стороны, и здесь застройщики немного недоговаривают. Они жалуются, что плохо продаются парковочные места, а это не совсем так. Во-первых, управляющие компании, аффилированные с застройщиками, должны установить в жилкомплексах такой порядок, чтобы собственники не ставили машины на газонах и тротуарах. Посмотрите, на Челюскинцев, 101 удалось этого добиться. И жильцам стыдно парковаться где попало. Во-вторых, надо понимать цикл принятий решений покупателем жилья. С текущим уровнем жизни вряд ли можно надеяться, что человек, приобретая квартиру, думает и о парковочном месте. Он сначала выплачивает ипотеку, далее делает ремонт, а уже потом приходит к вопросу парковки. Уверен, со временем все парковочные места в крупных жилкомплексах распродадут.

Сокольников: В ваших ответах мы постоянно возвращаемся к теме обязательств строителей. Что еще делает власть, чтобы облегчить их труд?

Астанин: Мое убеждение заключается в том, что нужно зарегламентировать все, что можно. Так, чтобы правила игры были едиными для всех. И неизменными, причем без белых пятен. Вот утвердим дорожные карты, и следующий этап — электронный калькулятор для застройщиков. Он позволит в удобном виде рассчитать все временные затраты на необходимые согласования, а также покажет, где и как их можно сократить. Но опять же... Не все от нас зависит. Вот, к примеру, у сетевиков свой отдельный мир и представления о работе со строителями. Там зачастую нет регламентов, ответственности за затягивание сроков.

Сокольников: А можно представить себе ситуацию, чтобы все ответственные чиновники и структуры собрались, скажем, у костра за шашлыком и поговорили по душам: «Мужики, ну е-мое, надо быть более открытыми со строителями»?

Астанин: Да можно собраться где угодно, и все на таких встречах будут милейшими людьми. А завтра, когда вернутся в рабочие кабинеты, все останется по-старому. Ресурсоснабжающие организации на местном уровне лишены возможностей по принятию решений, они выполняют установку руководства, которое находится в Москве. Хотя, казалось бы, хочешь больших прибылей — быстрее шевелись.
«Компромисс возможен там,
где в споре летят искры»
Сокольников: Вот вы все время указываете на необходимость понятных и неизменных правил игры — в виде нормативов, актов и прочего. Но у любой власти есть свой цикл, и конкретные чиновники уходят. А на их место приходят новые, со своими взглядами. Как быть с этим и с тем, что многие крупные строители, по большому счету, сегодня и есть власть? Их админресурс сегодня огромен.

Астанин: Задача любой власти заключается в том, чтобы мы давали возможность двигаться вперед всем. Или по меньшей мере не мешали это делать. Надо стремиться к тому, чтобы принцип сменяемости власти никак не влиял на возможности отдельных людей регулярно менять правила под себя. Можно добавить и то, что профильные союзы обязаны чтить правильные традиции и обеспечивать их преемственность. Да, строители сильно разобщены, но, когда возникают общие проблемы, они объединяются через союзы, СРО и довольно эффективно решают вопросы.

Сокольников: Вы, как амбициозный человек, что хотите оставить о себе лично в памяти участников рынка и что для этого лично делаете?

Астанин (оживленно): Признаюсь, за долгие годы во власти я не утратил чувства важности того, что думают конкретно обо мне. Это для меня очень важно, такое жизненное кредо. Поэтому стараюсь работать много и честно. А еще доступно: дверь моего кабинета всегда открыта, и нередко встретиться со мной можно без предварительного назначения визита, если вопрос срочный. При этом я всегда имею свою точку зрения, но не всегда ее навязываю. Хотя в силу должности и должен навязывать. Продвижение вперед возможно там, где на стыке позиций летят искры и люди ищут компромиссов. А оценивать результаты своей работы не возьмусь, пусть это сделают жители нашего города и строители.
© 2016 От первых лиц — для первого лица