Вывели на чистую воду
Что даст воронежскому производителю
бутилированной воды переход из b2b в b2c?
Компания «Артез» хорошо известна воронежцам как производитель природной артезианской воды для кулеров в 19-литровых бутылях. Начав свое продвижение на рынок с корпоративного офисного сегмента, компания поставила перед собой задачу бороться и за частного потребителя. Вода «Артез» теперь доступна потребителям и в самом популярном формате полуторалитровой и пол-литровой бутылки. Что получит от этого потребитель и сам производитель?
Что сегодня представляет собой рынок бутилированной воды?
Руководитель компании «Артез» Борислав Ивченко отмечает, что в не столь далекие советские времена потребитель даже не мог представить, что когда-нибудь будет покупать питьевую воду в магазине, однако сейчас потребитель уже твердо понял: питьевая бутилированная вода является продуктом первой необходимости. Еще из прошлого привычна связь между водой в бутылках и минеральной водой, чаще всего газированной, хотя молодое поколение об этом и не вспомнит. Директор компании «Артез» подчеркивает, что их продукция не является «минералкой» и не претендует на эту формулировку. Он считает, что и потребитель сегодня точно понимает: минеральная и питьевая вода — два совершенно-разных продукта. Первая обладает определенным оздоровительным эффектом, но рекомендована к дозированному потреблению. Вторая — пригодна для ежедневного употребления. Питьевая вода в свою очередь может быть разной.

«Согласно ГОСТу, питьевая вода бывает трех типов. Первый — это обычная водопроводная вода, прошедшая очистку. Но какой бы глубокой очистка не была, в такой воде все равно остается, как минимум, хлор. Поэтому вряд ли можно считать ее полезной для человеческого организма. Вода из артезианских источников может быть двух типов: кондиционированная и природная. Определение «природная» вода говорит о том, что состав воды остался неизменным в процессе ее транспортировки из скважины до бутыли, прошел лишь необходимую для безопасности очистку. Название «кондиционированная» вода означает, что изначально вода из источника не соответствовала, по своему химическому составу, определению «питьевая». Из нее удалили все микроэлементы, фактически превратив в дистиллированную, а потом искусственно насытили в нужных пропорциях. Этот процесс осуществляет специальная установка — «обратный осмос». Конечно, такая вода вполне безвредна для человека, однако она уже является «мертвой», в ней нет ионизированных элементов, отличающих природную артезианскую воду», — объясняет Борислав Ивченко.

Директор «Артеза» отмечает парадоксальную ситуацию, которую, пожалуй, не встретить больше ни в одном потребительском сегменте. Продукт, позиционируемый, как «премиум класс», качеством может быть не лучше, а то и хуже массового. В большинстве случаев питьевая вода стоимостью более 50 рублей за полуторалитровую бутылку оказывается кондиционированной, а то и вообще взятой из водопроводной системы. Более 50% стоимости воды может составлять надбавка за раскрученный бренд, чаще всего принадлежащий одной из транснациональных корпораций.
Что дает природа для получения идеальной питьевой воды?
Природа хорошо позаботилась о качестве воды «Артез». Ее состав является уникальным для юга Воронежской области, благодаря геологическим особенностям места нахождения источника. Выяснилось это почти случайно. Около двадцати лет назад делегация ученых воронежского университета обратила внимание на отличный вкус воды из местного источника. Один из них, профессор, заведующий кафедрой гидрогеологии, инженерной геологии и геоэкологии геологического факультета ВГУ Виктор Бочаров решил провести биохимический анализ этой воды и пришел к выводу, что она является почти идеальной для ежедневного потребления. Прошли годы и воронежский предприниматель, узнав об этом примечательном факте, конвертировал его в успешную бизнес-идею. Скважина, из которой берется вода «Артез», находится в живописном месте, на окраине села Гороховка Верхнемамонского района, вдали от крупных промышленных и даже аграрных предприятий. Дон в этом месте изгибается дугой, намывая на левый берег слой речного песка. Под ним скрыта старица (старое русло реки) Дона. Пятидесятиметровая толща песка выполняет роль уникального естественного фильтра, который обеспечивает отсутствие вредных примесей в водоносном горизонте.
Как реконструкция производства позволила повысить качество?
«Большая часть воды на рынке – кондиционированная, т.е. искусственная. В том числе и популярных брендов. Но восстановление ее состава методом обратного осмоса не может дать того, что сделала природа, а именно насытить микроэлементами, минералами, находящимися в ионизированном состоянии. У нас же производство находится рядом с собственным источником, добыча ведется без доступа воздуха и без структурных изменений воды. Убирается только железо и песчаная взвесь. Ведь вода — строительный материал для клеток человека. В ней должны быть все микроэлементы, важнейшие из которых — кальций и магний. Воды такого качества на рынке очень мало, спрос на нее удовлетворен не более чем на 40 процентов», — считает Борислав Ивченко.

В техническом оснащении завода «Артез» присутствует внушительная четырехступенчатая система фильтрации, которая борется с лишними механическими примесями, после чего происходит обеззараживание ультрафиолетом. В прошлом году компания «Артез» провела полную реконструкцию своего производства в Верхнемамонском районе. Теперь это современное высокотехнологичное малое предприятие, отвечающее последним требованиям стандартов отрасли. Благодаря автоматизации, собственному производству пластиковых бутылок, оптимизации логистики, энергосбережению и т.п. бизнесу удалось снизить себестоимость производства на 30-40%. Это позволяет утверждать, что воронежцы увидят на полках питьевую воду высшего качества по доступной цене. Но, пожалуй, наиболее важным для потребителя является то, что после реконструкции производства удалось исключить контакт воды с атмосферным воздухом на всем пути от скважины до бутылки, а, значит, избежать окисления и прочих негативных явлений. Эта технология в чем-то схожа с производством молока на суперсовременных комплексах.
Как новая продукция может повлиять на рынок?
Начав в 2012 году с работы в корпоративном сегменте, «Артез» почти сразу обратил внимание и на частного потребителя. Привыкнув к природной питьевой воде на работе, люди стали заказывать такую же и себе домой. Собственный автопарк позволил компании наладить бесплатную доставку воды, в том числе вечернюю в будние дни, а также по субботам и воскресеньям. С началом кризиса количество корпоративных заказов немного уменьшилось, но за счет «частника» общий объем выпуска воды остался на прежнем уровне. Освоение популярных форматов, пол литра, полтора литра и пять литров позволит постоянным клиентам компании «Артез» в любой ситуации иметь под рукой питьевую воду, к которой они привыкли. Не смогли в компании игнорировать и любовь наших граждан к газировке, приобретя оборудование для эффективной газации воды. Запущенная в апреле производственная линия может выпускать до 16 тысяч полуторалитровых бутылок только за одну восьмичасовую смену. Поэтому потенциал роста огромный. Но руководство компании «Артез» пока намерено достичь показателя в 150-200 тонн воды в месяц. Наиболее перспективным сегментом розницы Борислав Ивченко считает формат магазина у дома. Бизнесмен справедливо отмечает, что мало кто покупает питьевую воду в гипермаркетах. А вот мелкие розничные сети, киоски, кафе, АЗС и другие подобные точки — как раз то, что нужно для продаж этого товара. Основными конкурентами «Артеза» в довольно узком сегменте природной артезианской воды являются поставщики из регионов Северного Кавказа, а конкурентным преимуществом перед ними — малое плечо перевозки. Компания уже отгружает воду оптовикам по более чем демократичной цене, и это может стать настоящим прорывом в сегменте таким же, как бьющая из-под земли струя воды.
© 2006 Для первых лиц — от первого лица
www.facto.ru