Проект «Антикризисные управленческие решения»:
малый бизнес

Мы продолжаем наш спецпроект, посвященный решениям, которые управленцы принимают в текущей экономической ситуации. Часть проекта посвящена воронежскому малому бизнесу. Сегодня о своем решении рассказывает совладелец вафельной Crème&Caramel Сергей Балягин.
Справка о компании

Вафельная Crème&Caramel — молодая развивающаяся компания. Сфера деятельности — производство вафель (венских и трубочек) с различными топпингами и их продажа на городских фестивалях. Компания ставит своей целью продавать свежие и теплые вафли, «с пылу-с жару». Таким образом, вафли выпекаются непосредственно на фестивалях. По этой причине Crème&Caramel исключила из своей деятельности доставку вафель на дом, которую одно время пробовала запустить. В будущем компания планирует запустить производство вафельных тортов и вафлероллов. Равноправными партнерами и руководителями в компании являются Сергей Балягин и Екатерина Доронина.

Управленческое решение
Пока компания участвует минимум в 2 фестивалях в неделю. Но в условиях экономической нестабильности количество мероприятий может начать падать, к тому же чисто фестивальная торговля не дает возможностей для расширения бизнеса. Поэтому сегодня вафельная корректирует стратегию развития, дополняя ее производством вафель для продажи в хореке Воронежа. «Да, есть минус — в этом случае наша продукция становится «безымянной», кафе будут выставлять ее среди прочего своего ассортимента, не указывая наш бренд, — рассказывает Сергей Балягин. — Но это путь к увеличению загрузки наших производственных мощностей».
Основные конкуренты
По словам Балягина, на фестивалях в Воронеже он не встречал других специализированных производителей вафель. Тех же, кто торгует на таких мероприятиях более широким ассортиментом, например «Папину лавку», он не считает своими прямыми конкурентами. «Напротив, мы общаемся на фестивалях с другими участниками. Они подходят к нам, недавно подсмотрели, как мы оформляем ценники, но мы не против — какие-то другие идеи мы заимствуем у них, — говорит совладелец бизнеса. — От этого все мы только повышаем общей уровень фестивальной торговли».
Финансовые партнеры
На данный момент вафельная запускает расчетный счет в Сбербанке. По словам ее владельцев, их привлек сервис банка: открытие счета происходит всего за 1 день. Плюс в будущем компания рассматривает варианты пользования другими услугами для малого бизнеса, например, возможностью самостоятельно вносить выручку на счет, не вызывая инкассаторов.
«Рынок фестивальной торговли
вполне может саморегулироваться»
«Получить разрешение на фестивальную торговлю сегодня довольно просто: обращаешься к организаторам, предоставляешь минимальный набор документов. Плюс вполне адекватные требования: содержать в чистоте рабочее место, иметь все необходимое оборудование. И при всей этой легкости захода на рынок, я не видел вопиющих случаев каких-то нарушений. Видимо, это связано с тем, что этот рынок еще мал, на нем все компании друг друга знают, знают организаторов фестивалей, и не готовы портить свою репутацию и перед другими игроками, и перед потребителями. Один раз, правда, на День города, я видел, когда скоропортящуюся продукцию продавали не то что без соблюдения специальных условий, а даже без холодильника. Но это, вероятно, связано с масштабом праздника: на таких мероприятиях контролировать участников гораздо сложнее. А саморегулирование уже не срабатывает — заходит много игроков, которые хотят заработать разово, а не развиваться в нише фестивальной еды».
«Поставить стационарную точку — пройти 7 кругов ада»
«В целом же зайти на праздники, которые устраивает муниципалитет, гораздо сложнее, чем на фестивале. Мне рассказывал коллега, что сначала нужно написать обоснование, почему ты хочешь выставить точку на той или иной улице. А потом, если это обоснование устроит, будет заявлен соответствующий тендер. И уже не факт, что именно ты его выиграешь. На создание же стационарной точки мы не идем, прежде всего, из-за бюрократических преград. Для этого нужно оформлять только сертификаты качества продукции больше месяца, а потом получать разрешительную документацию, необходимые договора — на дезинфекцию от грызунов, подключение к канализации, вывоз мусора — это еще несколько месяцев. Нужно прописать ТУ каждого вида продукции. Вся эта бумажная работа – это не только временные, но и финансовые вложения. Порядка нескольких сотен тысяч только на бумажную волокиту, не считая покупки помещения, оборудования. И вот ты все эти 7 кругов ада пройдешь, а потом не факт, что сможешь спокойно работать. Сколько у нас нестационарных объектов ежегодно сносится?»
«Многим из нашей сферы уже
не повезло. Но мы оптимисты»
«Вообще идея нашей компании родилась у нас из поездки в Нижний Новгород, где мы попробовали вкусные, качественные вафли. Мы задались вопросом, почему бы не делать такие же у нас, и открыли свой бизнес. Но позже, в беседах с рестораторами, мы узнали, что в Воронеже стартовал не один вафельный проект. Правда, в основном это были стационарные точки. И практически все они ушли с рынка. Но я думаю, дело, прежде всего, в качестве продукции. Например, я пробовал вафли на островках в торговых центрах. И был неприятно удивлен. В тесте попадаются куски сахара! Вафли холодные, не всегда свежие. А топпинги используются бутылочные. Мы же варим сами джем. Иногда на это уходит полдня. Если же топпинг — вареная сгущенка, то это нормальная сгущенка, без добавок, без разбавления. Некоторые же умудряются делать вафли из сухого теста, которое нужно просто развести водой. Себестоимость такой вафли 10 рублей, а продают ее за 100. Да, у нас себестоимость в разы выше. Но за время моей работы еще никто не предъявил мне претензий по качеству».
«Складывается впечатление, что воронежцам все равно, что они едят»
«Казалось бы, сейчас в моде здоровое питание. Но если в Москве и Питере много кафе, которые делают упор на натуральность своей продукции, то у нас, как мне кажется, если это и есть, то только в премиальном сегменте. Недавно на фестивале наблюдал картину, как огромная толпа выстроилась за хот-догами. Не уверен, что каждый интересовался, из чего их делают. У нас же в тот день купили 200 порций вафель. И только один парень спросил, есть ли вегетарианские вафли, а еще двое — из чего мы вафли делаем и насколько они натуральны».
«Даже власти еще не решили, как регулировать рынок уличной торговли»
«Мне кажется одна из основных проблем бизнеса, работающего на фестивалях — почти полное отсутствие адекватной законодательной базы. Так, мои знакомые купили фудтрак. Привозят его регистрировать в ГИБДД, а там на них удивленно смотрят и думают, как именно регистрировать. Поэтому во многих моментах просто пока непонятно, как работать. А между тем это прекрасные возможности для малого бизнеса — рынок далек от насыщения».
«Вопросы банковского обслуживания — одни из самых актуальных для малого бизнеса. Мы выбрали Сбербанк, потому что, на наш взгляд, сегодня это один из самых надежных партнеров».
«Не хочу ложиться спать и думать,
что будет с моими деньгами»
«Вопросы банковского обслуживания — одни из самых актуальных для малого бизнеса. Мы выбрали Сбербанк, потому что, на наш взгляд, сегодня это один из самых надежных партнеров. Когда так много финансовых организаций закрывается, я хочу каждый день ложиться спать и знать, что с деньгами моей компании все нормально, они дойдут для адреса или просто сохранятся на счету. Считаю, что наш выбор позволяет не волноваться за это».
© 2006 Для первых лиц — от первого лица
www.facto.ru