Устроить бурю
Как продвигать компанию в соцсетях почти без затрат?
Юлия Блынская
аккаунт-директор веб-агенства Texterra
Алена Романович
корреспондент De Facto
Материал о смерти digital-рынка вышел в блоге Texterra 29 октября прошлого года. Прошло немногим более 4 дней, и статья имела 5 тыс. репостов и более 35 тыс. просмотров. Ни одна наша публикация до этого не набирала таких показателей! Каждый интернет-маркетолог мечтает о таком результате при создании контента и распространении его в соцсетях. Как сгенерировать идеальное сообщение, которое «уйдет в народ» и само будет работать на вашу узнаваемость?
Глоссарий
SMM (Social Media Marketing) — продвижение товаров и услуг в соцсетях.

Виральный контент — вирусная информация, стремительно распространяющаяся среди пользователей сети.
Кому это нужно?
Свой сайт в сети имеют около 20% российских компаний, и 90% из них реально нуждается в контент-маркетинге. Если у тебя нет социальной активности, то тебя никто не знает, только узкоспециализированные компании могут обойтись в продвижении сайта без SMM. Да, есть компании, которым достаточно странички в интернете с короткой информацией об услуге и большим телефоном в «шапке». Например, вызов такси или эвакуатора, но это скорее исключения, подтверждающие правило.

В отличие, например, от Москвы, где 95% компаний, нуждающихся в SMM, привлекают сторонних специалистов, в регионах большинство предпринимателей работают с сетями своими силами. Как в этом случае создать качественный контент, часть которого в дальнейшем станет виральным?
На пути к виральному контенту
Шаг первый — определение целевой аудитории. Первое, что необходимо сделать, — это определить целевую аудиторию. Задайте себе два вопроса: кто является вашим потенциальным клиентом и кто мог бы стать им?

Понятно, что в ответе на первый вопрос вы будете опираться на данные уже существующих клиентов. В ответе на второй старайтесь мыслить шире. Например, вы занимаетесь химчисткой. Основной пул ваших клиентов — это физические лица, которые обращаются к вам, чтобы почистить пальто, пуховик, пиджак, шубу. С потребностями и портретом этой целевой группы вы хорошо знакомы, поскольку работаете с ней не первый год. Потенциальной же аудиторией в данном случае могли бы стать корпоративные заказчики (кафе, фитнес-центры, гостиницы, строительные организации и другие предприятия).

Поэтому постоянно думайте над тем, как расширить свою целевую аудиторию и, соответственно, базу клиентов.

Изучайте поведение и интересы вашей целевой аудитории в соцсетях. Вы удивитесь, насколько разным может быть один и тот же человек. Например, в жизни топ-менеджеры — серьезные, нацеленные на успех люди, а в сети они же постят милые картинки и анекдоты. Эти наблюдения позволят определить характер ваших будущих публикаций.

Шаг второй — поиск тем. Проблема, с которой вы обязательно столкнетесь, — недостаток тем. Возможно, это произойдет не на старте, а чуть позже, но не отчаивайтесь, рано или поздно с этим сталкиваются все. Это не значит, что с этим ничего нельзя поделать. Есть несколько проверенных сервисов и решений, которые помогут вам найти повод для публикации.
Сервис «Яндекса» Wordstat покажет список и популярность (спрос) запросов, которые делали пользователи.

Главные преимущества этого сервиса — доступность и простота в использовании. Это бесплатный сервис, который дает наглядную картину спроса. Например, у нас был клиент — мастерская штор, для блога которой мы писали по одной статье в день, то есть 21-22 статьи в месяц, а это много. В какой-то момент идеи и темы кончились как у нас, так и у клиента. Используя Wordstat, мы выявили большой пул ранее не затронутых запросов — стили интерьера.

Инструмент GoogleAlerts позволяет оперативно получать самую новую информацию по заданной вами теме (запросу).

Это очень гибкий и полезный инструмент. Настроив его под свои параметры, указав интересную вам тему запроса, допустим SMM, вы будете получать дайджест всех свежих материалов, которые появились в индексе Google по данной тематике за последнее время. Используйте полученные материалы как повод для своего материала.

Также стоит сказать про ньюсджекинг (от английского newsjacking) — метод использования новостных трендов для повышения узнаваемости бренда и стимулирования продаж.

Как это работает? Вы используете новости, которые появились на вашем рынке либо имеют косвенное отношение к вашему бизнесу, как информационный повод для собственной статьи, поста. Например, ведя блог для одного онлайн-сервиса по заказу ж/д билетов, мы помимо тем для путешественников активно использовали в качестве поводов новости РЖД и Минтранса. Причем мы говорим именно о новостях, время жизни которых очень коротко, поэтому ваша задача — действовать быстро. Нашел повод — тут же написал пост и опубликовал его. Это дает возможность оседлать новостную волну и получить резкий прирост трафика.

Кроме того, не стоит забывать о самом простом и близком для вас источнике актуальных тем — вашем собственном отделе продаж. Опираясь на вопросы клиентов, которые сыплются на ваших менеджеров, можно сформировать неплохой темплан.

Шаг третий — создание контент-плана. Несмотря на стихийность многих процессов, которые происходят в сети, контент-маркетинг приносит плоды только при существовании системы и четком следовании собственным наметкам. Контент-план — это список тем для постов с определением их формата. Необходимо четко определить количество материалов, тематику и формат контента, который вы будете создавать для своей аудитории, чтобы удержать ее, заставить быть активной. Этого возможно достичь, если публиковать интересный контент систематично, желательно не менее одного поста в день.

Если говорить о формате постов для соцсетей — здесь важно делать ставку на разнообразие и визуализацию. Помимо обычных текстовых публикаций пользуйтесь возможностями инфографик, видеороликов, презентаций. Кроме того, не забывайте о брендировании созданного вами контента, используйте для этого логотип компании, фирменный стиль или слоган.
Шаг четвертый — каналы распространения контента. Мы рекомендуем охватывать как можно больше площадок для публикации контента. Среди основных — «ВКонтакте», Facebook, «Одноклассники», Twitter и Instagram. Чем больше каналов вы задействуете, тем выше процент охвата аудитории и вероятность получить больше трафика.

Поэтому в начале SMM-пути заходите даже в те соцсети, с которыми вы незнакомы и считаете их неактуальными для вашего бизнеса.
Стратегию продвижения в соцсетях мы пересмотрели в начале осени 2015-го согласно рекомендациям федеральных digital-агентств и СМИ. Результат — до 500 уникальных посетителей в сутки на нашем портале из Facebook и «ВКонтакте». А это повышает кликабельность материалов партнеров издания — баннеров и текстовых статей. Разово потратив время на разработку контент-плана и позиционирования, теперь мы уделяем SMM до 30-40 минут в день. То есть при незначительных затратах получаем весомые дивиденды. Сегодня воронежские компании только приходят к тому, чтобы быть активнее в соцсетях: пока мы видим 10-15 организаций, которые по-настоящему интересно контактируют с аудиторией. Наверняка уже к концу этого года их число увеличится, когда руководители «распробуют» такой маркетинговый инструмент. И от этого выиграют и клиенты компаний (при условии получения увлекательного контента), и сам бизнес (укрепив связь с потребителями).

Артем Сокольников
главный редактор медиагруппы De Facto
Весь контент
не может быть вирусным
Как бы этого ни хотелось, но заранее определить, станет ли ваш будущий пост виральным (вирусным), невозможно. Потенциал виральности становится понятен только после запуска материала. Очевидно также, что виральность напрямую связана с двумя вещами: качеством контента и количеством взаимосвязей его с пользователями. Иными словами, чем больше взаимосвязей вы установите, тем шире распространится ваш контент.

Поэтому при запуске сообщения стоит приложить усилия для того, чтобы оно ушло в народ. И здесь можно, например, использовать таргетированную рекламу в соцсетях или заранее налаженные связи с лидерами мнений для того, чтобы они лайкнули или распространили ваш материал.

Создать условия для бури можно, изучая аудиторию и ее интересы, вкладываясь каждый день в общение с ней. Наращивая аудиторию и развивая контент, делая его более полезным и разнообразным, только тогда вы принесете плоды своей компании, и однажды ваши усилия выстрелят.
Made on
Tilda