Братство конца
Ненависть в обществе и бизнесе нарастает.
К чему готовиться?
Андрей Шестаков
гендиректор центра «Класс Шестакова», бизнес-тренер, психолог
29-летняя женщина возненавидела мужа и… зарезала его. Мужчина поджег иномарку бывшей любовницы. Врачи скорой помощи пожаловались на агрессивных пациентов. Это сводка воронежских новостей только за 1 день. Почему в обществе так много ненависти? И можно ли защитить от нее себя, свой бизнес, близких и детей?
Как меняется ненависть?
BBC называет 2015 год годом онлайн-ненависти. Похоже, 2016-й продолжит тенденцию общей агрессивности. Люди все чаще ведут себя неадекватно. Так, недавно соцсети и даже федеральные каналы облетел видеоролик, в котором девушка со жгучей злобой разбивает машину своего парня за то, что он… не подарил ей цветов на 8 Марта.

«Проявления всеобщей озлобленности можно встретить в быту, достаточно лишь выйти на улицу, — замечает социальный психолог Алексей Рощин. — Все чаще происходят стычки на остановках, в магазинах, хотя там нет каких-то бесконечных очередей. Водители стали ездить очень агрессивно, так и норовят подрезать, выплеснуть свою ненависть на дорогах».

Когда одного воронежского водителя недавно так подрезали, он тоже «не растерялся» и на ближайшем светофоре выбежал из машины к обидчику даже не с битой, а с топором! А в марте во всех массовых СМИ Воронежа прошло сообщение о том, что девушку, случайно толкнувшую другую в клубе на улице Карла Маркса, «пострадавшая» избила.

«С этим можно столкнуться не только в клубе, где люди возбуждены, одурманены различными веществами, но и просто на улице, — сетует гендиректор компании по продаже женского и постельного белья Charoi prestige Ирина Жукова. — Недавно за границей я случайно наступила на ногу человеку, на что он мне сказал: «Sorry!» А у нас при аналогичных обстоятельствах на моего знакомого полезли в драку».

Да что там говорить, ко мне в центр стало приходить на треть больше клиентов, жалующихся на ненависть и агрессию окружающих. Ненависть пропитывает и бизнес. Вспомните хотя бы убийство в феврале известного в Кантемировском районе бизнесмена и экс-депутата райсовета Бориса Гацуца, в котором подозревается местный фермер. По одной из версий, Гацуц был местным авторитетом с серьезным влиянием на бизнес и власть. Предполагаемый убийца, пострадав от кризиса, возненавидел якобы работавшего в «теневой экономике» Гацуца, решил восстановить справедливость и застрелил его во дворе собственного дома. Если даже не брать такие экстремальные проявления ненависти, то мы вполне можем встретить ее и в буднях воронежского бизнеса.

«Последние года полтора стал расти процент гражданских и арбитражных дел, которые заводятся только ради того, чтобы сделать человеку какую-то гадость, — говорит президент Адвокатской палаты Воронежской области Олег Баулин.
— Такое чувство, будто бизнесмены ненавидят друг друга и не преминут подстроить какое-нибудь кидалово».

С другой стороны, ненависть и агрессия в обществе существовали всегда. Вспомните, еще у Булгакова москвичи кричали Воланду о незадачливом конферансье: «Оторвите ему голову!» Что же меняется в чувстве ненависти, пропитавшем общество, сегодня? Кроме того, что оно стало более массовым.
Изменение 1. Ярко выраженная ксенофобия. По мнению Алексея Рощина, ее всплеск — самый яркий за последние несколько лет. «Многие люди стали относиться толерантно к идее ядерной войны! — потрясен психолог. — Такого не было даже во времена холодной войны между Америкой и СССР».

Совместный проект «Левада-центра» и Киевского международного института социологии показал, что негативно настроены к украинцам 59% россиян. При этом, когда хотя бы формально конфликт затухает, ненависть только растет. Еще в сентябре прошлого года к братьям-славянам отрицательно относилось 56% россиян.

Я нередко слышу разговоры о беженцах, наполненные злобой. Многим воронежцам кажется, что на тех тратятся их деньги, которых и так сейчас недостает.

«Хорошо еще, что большинство выходцев из Средней Азии уехало со строек, — делится наблюдениями недавно переселившийся в застраивающийся район совладелец бара «Хлам» Михаил Меркулов. — Иначе при таких настроениях могло бы дойти и до драк».

Изменение 2. Обыватели начинают считать, что им все что-то должны. Алексей Рощин отмечает, что для многих в норме стало принуждение к каким-либо действиям тех, кто им ничего не должен: «От правительства постоянно звучат призывы, что мы что-то должны: восстанавливать экономику, воевать в Сирии, защищать Донбасс, перетерпеть кризис. Население начинает считать, что это нормально: кого-то к чему-то принуждать. Они ненавидят других и говорят, что им те что-то должны».

По мнению Михаила Меркулова, это явление хорошо заметно на отношении к официантам. Человек, заплатив всего 200 рублей за какое-то блюдо, считает, что официант должен бегать перед ним как заводной. Не просто выполнять свою работу, а быть настоящим слугой. Начинаются оскорбления, неприличные жесты, хамство. И посетитель считает, что это нужно терпеть. Он сам же терпит кризис, ему сказали: «Терпеть!» А это «низшая каста», они должны что-то перетерпеть от него.

Изменение 3. Нетерпимость к инакомыслию. Здесь все согласно правилу: «Кто не с нами — тот против нас».

«Нам с экранов телевизоров говорят, что мы должны выстраиваться в колонны и куда-то маршировать, — говорит Рощин. — Неважно куда — ВВП поднимать, например. А кто не выстроился, кто посмел подать голос — классовый враг».

Изменение 4. Резкая классовая ненависть. Особенно она проявляется к бизнесу в целом. Бизнес еще больше воспринимается как враг, спекулянт, обманщик.

«Больше половины москвичей положительно отнеслись к небезызвестному сносу павильонов», — оперирует данными социолог и общественный деятель Леонтий Бызов.

Не лучше ситуация и в Воронеже. «Некоторые покупатели стали очень агрессивно вести себя, — рассказывает Ирина Жукова. — Звучат такие высказывания, что «скоро введут эмбарго и вас с вашими итальянскими шмотками отсюда прогонят».

Изменение 5. Самоненависть. Кандидат психологических наук Сергей Ениколопов в одном из своих интервью говорит: «В России многие ненавидят себя, соседей, страну». Я бы сделал акцент на слове «себя». Сегодня все больше людей страдают самоненавистью. Окружающая среда диктует высокие требования, а возможностей, для достижения того же материального благополучия, становится меньше. Многие чувствуют себя неудачниками.
К чему ведет ненависть?
Негативные последствия всеобщей ненависти слишком очевидны, чтобы останавливаться на них подробно. Толерантность к ядерной войне говорит сама за себя. Но если такой сценарий развития отношений все еще кажется нам за гранью фантастики, то наши дети уже сталкиваются с ненавистью и страдают от нее. Ко мне на консультацию приходила девочка, абсолютно нормальная, которая осталась «едва жива» после того, как перевелась в другую школу. Избавиться от травли ей удалось, только когда она сменила и эту школу. А какие потери от ненависти несет бизнес?

Нарастание недобросовестной конкуренции. Об этом явлении DF подробно писал в номере за январь-февраль этого года, поэтому я не буду останавливаться на нем еще раз.

Потеря долгосрочных партнерских отношений. «Недавно ко мне пришел клиент, которому его контрагент не заплатил 170 тысяч рублей. «Я ему цех сожгу!» — бушевал клиент», — рассказывает случай совладелец агентства юридического сопровождения «Прагматик» Лев Бабаян.

Обещание агрессивный бизнесмен, правда, не выполнил, но отсрочку давать не согласился, из-за чего партнера потерял. А это уже даже не сотни тысяч, а миллионы рублей нереализованных договоров. При этом нетерпимость и ненависть разгорелись в нем очень быстро. Он не стал ждать и терпеть несколько месяцев. Да, 170 тыс. — это значимая сумма для ИП, но все же это не 300, не 500 тысяч. Тем более еще недавно можно было встретить противоположные примеры.

«Да, есть клиенты, которые еще очень толерантны, они до последнего, по полгода ждут, когда же им все-таки заплатят, чтобы не терять партнеров, — приводит пример Бабаян. — Но таких уже немного».

Работа по невыгодным контрактам. Воронежский промышленник на условиях анонимности рассказал, как руководитель местной компании поссорился со своим поставщиком. И лишь из личной ненависти дал распоряжение закупаться не у этого контрагента, а в Китае. Из-за логистики это выходило в разы дороже, но зато и бывшему партнеру насолил. Да, такое было и раньше. Но это не выглядело как что-то особенное: смена поставщика могла обходиться всего на 10% дороже. А теперь такой поступок — своего рода нонсенс, на него толкнуть могла только глубокая ненависть к бывшему партнеру. Потому что из-за повышения стоимости перевозок, колебаний курсов валют удорожание составляет не 10%, а разы.

Снижение работоспособности сотрудников из-за агрессии покупателей и соискателей. О том, как ведут себя потребители, мы уже говорили выше. Разумеется, официант, которого облили грязью, уже с трудом будет улыбаться следующему посетителю. А продавец будет менее активно продавать товар покупателю, вошедшему вслед за хамом. При этом средняя стоимость 1 товара в магазинах Charoi — около 5 тыс. рублей. Следовательно, если из-за агрессивных покупателей в день будет потеряно двое потенциальных — это уже 10 тыс. рублей. А в месяц — сотни тысяч. Владелец холдинга «Белстар-Агро» Григорий Федяков говорит о том, что аналогичный эффект производят и агрессивные соискатели.

«Недавно пришла девушка — знаний ноль, но требований на 30 тысяч рублей, — рассказывает Федяков. — И сразу начала разговаривать на повышенных тонах с эйчарами. Видите ли, она обижена жизнью, никто не может удовлетворить ее потребности в работе и нормальном уровне жизни».

При этом девушка была настолько эмоциональной, что настроение у эйчаров было испорчено на весь день. Это нельзя измерить в каком-то прямом финансовом убытке. Однако могло привести к тому, что на последующих собеседованиях в этот день кадровики были бы менее внимательными и, например, не учли каких-либо особенностей принимаемого в штат другого соискателя.
Почему ненависть меняется и становится массовой?
Причина первая. Нестабильная экономико-политическая обстановка. Да, уровень жизни падает, но самое страшное не это. Людей больше всего выводит из себя ощущение нестабильности. Никто не знает, что будет завтра. Вдруг хуже? А некоторые политики с экранов кричат о Третьей мировой. Ощущение тревожности обычно выражается у общества в 3 видах: депрессии, апатии и агрессии. Но сегодня это ощущение настолько сильно, что даже те, кто по складу характера склонен к депрессии, переходят в разряд агрессивных.

Причина вторая. Стремление государства вытеснить интимные сферы из обсуждаемых тем. Как вспоминает Алексей Рощин, еще Эрих Фромм писал, что табу на обсуждение сексуальных, интимных тем приводит к росту агрессии в обществе, а впоследствии даже к войнам. Сегодня же государство взяло как раз такой курс: ориентация якобы на духовность, заклеймение всего связанного с сексуальным.

Причина третья. Общество начало угнетать то, что оно не может ничего изменить. Население привыкло, что правительство все решает за него. Что пропагандируется? Реализуй себя сам в семье, ходи на работу, по выходным жарь шашлыки. Мы не можем повлиять ни на политическую, ни на социальную жизнь, ни даже порой на благоустройство нашего двора. Но в принципе положение вещей, когда все решается за него, наше общество устраивало. Пока все было внешне хорошо. Сегодня стало плохо. И невозможность проявить активность, что-либо изменить в буквальном смысле бесит людей.

Причина четвертая. Снижение интеллектуального, образовательного и культурного уровня. «Население в большей части деградирует, — убежден коммерческий директор компании по продаже медоборудования «Ротон» Валерий Фоминов. — Географический диктант написали на двойки. А что уж говорить о знании той же литературы? Откуда браться моральным ценностям, человеколюбию, если культурный уровень — ноль»?

Причина пятая. Увеличения разрыва между состоятельными и бедными. Только по официальной статистике 2015 года, 40 млн человек в России проживают за чертой бедности. Разрыв между бедными и богатыми слоями населения — 20 раз. А критическим считается разрыв в 10 раз. Кризис же сделает бедных еще беднее, а на богатых отразится в меньшей степени. Те, кто становится еще беднее, озлобляются на тех, у кого хотя бы внешне все хорошо. Вы видели, как оставшиеся без работы и в кредитах воронежцы смотрят на Toyota размером с корабль? Я видел. Они уверены, что за рулем ее обманщик, каким-то образом наживающийся на их беде. Предположение, что владельцем может быть человек, всего достигший своим трудом, они не хотят даже рассматривать.

Причина шестая. Фрустрация в обществе. Леонтий Бызов говорит, что в современном обществе распространен синдром неудачника. Многие неудовлетворены своим материальным уровнем, а именно его резким снижением: «Какая нормальная, в ж...пу, жизнь, 10 месяцев без работы, пустой холодильник и отсутствие перспектив. У меня тоже раньше была постоянная работа, тоже удалось и машину купить, и за границу несколько раз съездить отдохнуть, потом все стало значительно хуже», — пишет на форуме пользователь под ником denspb.

Но если согласно прошлой причине люди начинали ненавидеть тех богатых, которых они видели вокруг, то фрустрация предполагает самобичевание. А уже как следствие этого — агрессия к окружающим.
Когда ненависть сойдет на нет?
Если ничего не менять, то ситуация с ненавистью будет только накаляться. «Особенно агрессивной будет молодежь, период взросления которой пришелся как раз на пик ненависти, — прогнозирует Алексей Рощин. — При наихудшем сценарии может через года два дойти до того, что подростки начнут собираться в хулиганские группы и бродить на улице. А по этим улицам ходить нам с вами и нашим детям».

С другой стороны, уже происходят некие позитивные подвижки, которые могут если не улучшить, то хотя бы не дать ситуации ухудшиться. Факт вывода российских войск из Сирии — уже первый шаг. Можно долго спорить об итогах этой военной кампании, но для простого обывателя ее прекращение как глоток свежего воздуха. Хотя бы одним конфликтом стало меньше, по телевизору не будут показывать военных и круглые сутки говорить об угрозе терроризма. Да, мы надеемся, что таких шагов будет больше.

Но это то, на что мы, по сути, не можем повлиять. Между тем ситуация может измениться в лучшую сторону, если каждый начнет проводить изменения на своем, локальном уровне. Вы зададитесь закономерным вопросом: что может зависеть от человека в большой системе? На самом деле многое. Быть неагрессивным, не ненавидеть других может позволить себе только сильный человек. Лео Роскин сказал, что «жестоки именно слабые». Как же можно сделать себя и окружающих людей сильнее? Для этого необходимо, чтобы люди чувствовали свою значимость. При этом не индивидуальную, а в совокупности с другими людьми. Например, если вы руководитель, введите в обязанность своей компании благотворительность. Но не просто перечисляйте с корпоративного счета деньги, а вовлеките сотрудников. Так, в компании «Робин Сдобин» весь коллектив регулярно выезжает в детские дома, участвует там в мероприятиях или помогает в ремонте помещений. Введите вместо обычных корпоративов, на которых нетрезвые сотрудники нередко выплескивают свою злость или тихо ненавидят друг друга, мероприятия по увлечениям. Например, это может быть корпоративная рыбалка или мастер-класс по коллекционированию монет. Объединенные одной идеей люди будут чувствовать важность их хобби, гордиться своими достижениями в нем, раз это поощряет компания.

Если вы родитель, дайте почувствовать вашему ребенку его значимость. Почувствовать себя сильным. Помните, как Томаса Эдисона отправили обучаться дома: школа сочла его умственно отсталым? А его мать сказала ему, что теперь он будет учиться на дому, потому что школа мала для него, он гений. Если ваш ребенок ощутит себя сильным и духовно богатым, ему просто не нужно будет ненавидеть окружающих.

Вам все еще кажется, что этого мало, чтобы повлиять на все общество? Да, за раз все не изменится. Но капля точит камень.
Made on
Tilda