Крепче за баранку держись!

Приживется ли в Воронеже фастфуд на колесах?
Ирина Щербаненко, корреспондент De Facto
За последний год конкуренция в эконом-сегменте воронежского общепита существенно увеличилась: в период с октября 2014-го по октябрь 2015-го количество заведений общепита со средним чеком до 270 рублей выросло вдвое. На фоне такого роста рынка группа компаний «Русский аппетит» заявила о новом проекте — запуске фудтрака (ресторана на колесах). Впрочем, и в этом сегменте конкуренция тоже нарастает, а власти начали новый виток борьбы со стационарными торговыми точками, который по касательной может зацепить и фудтраки.
Для чего нужен фудтрак?
В компании «Русский аппетит» признаются, что запуск фудтрака — это экспериментальный проект. В течение года руководство планирует наблюдать за динамикой выручки мобильной точки и в конце 2016 года принять решение: усиливать проект, запустив 10-20 новых трейлеров, либо закрыть его. На сегодняшний момент перед фудтраками компания ставит несколько целей.
Привлечение внимания к бренду. Внешний вид фудтрака сильно отличается от стационарного киоска — это обтекаемый металлический трейлер красного цвета. Появляясь в разных местах города, он, по мнению представителей «Русского аппетита», привлекает к себе внимание потребителя. Это не только заработок на конкретной точке, но и работа на узнаваемость бренда.
Возможность обслуживания выездных мероприятий. В теплое время года в городских парках и в пригородной зоне проводятся фестивали, выездные конференции и другие массовые мероприятия.
За 1-2 дня на них фудтрак может собрать недельную, а то и месячную выручку обычного киоска, надеются в компании. Цифр, однако, руководство предпочитает не загадывать. По оценкам экспертов, выручка на мероприятии одного фудтрака с одной кассой может составить до 150 тыс. рублей в день.
Поиск новых мест для стационарных точек. Вести подобную разведку при помощи мобильного ресторана гораздо быстрее и выгоднее, чем устанавливать экспериментальные киоски в новых местах, где уверенности в трафике еще нет. Кроме того, трейлер будет использоваться и для экспансии «Русского аппетита» в соседние регионы.
За счет чего эти цели планируется достигать?
Инструмент 1. Фудтрак может работать без подключения к коммуникациям.
«Помимо мест со стабильным трафиком в разное время в разных точках города может возникать спонтанный наплыв посетителей, длящийся не более двух дней, а порой и нескольких часов. Его можно поймать только при помощи фудтрака, — поясняет исполнительный директор ГК «Русский аппетит» Олег Стволинский. — Кроме того, в теплое время года очень много горожан отдыхают на природе, в тех местах, где поставить стационарный киоск невозможно: нет коммуникаций. А фудтрак снабжен всем необходимым для автономной работы».

В классической модели работы фудтрака предусмотрено его передвижение вслед за трафиком в течение дня — утром у метро или мест общественного транспорта, в обед возле бизнес-центров, вечером возле торговых центров и гипермаркетов. Однако «Русский аппетит» такой график движения пока не использует, мотивируя это тем, что запуск проекта состоялся недавно и пока компания лишь тестирует работу трейлера.
В классической модели работы фудтрака предусмотрено его передвижение вслед за трафиком в течение дня — утром у метро или мест общественного транспорта, в обед возле бизнес-центров, вечером возле торговых центров и гипермаркетов.
Инструмент 2. Варьирование ассортимента и цен.
Во всех стационарных киосках сети «Русский аппетит» ассортимент стандартный, он неизменен. Однако, делая ставку на обслуживание массовых мероприятий при помощи фудтрака, руководство компании предполагает каждый раз подстраивать ассортимент под посетителей.

«Зная примерный портрет посетителя, мы будем менять наполнение фудтрака. Выезжая на детское мероприятие, мы можем убрать из линейки первые-вторые блюда и отдать большую часть под сладости. А если это спортивное мероприятие, наоборот, сделать ставку на хот-доги», — поясняет Стволинский.

При этом в зависимости от мероприятия цены на ассортимент тоже могут отличаться от стандартных.

«Участие в некоторых мероприятиях обходится примерно в 20 тысяч рублей в день, а иногда и больше, — делится опытом московский ресторатор, сооснователь компании Durum-Durum.ru Денис Пугач. — Естественно, эти расходы закладываются в цены. Вообще, цены на продукцию фудтрака необходимо ставить немного выше по сравнению со стационарной точкой, так как трейлер дорог в приобретении и обслуживании. Помимо взноса за участие придется закладывать расходы на бензин для генератора электроэнергии (что может достигать 10 тысяч рублей в день), работу заготовительного цеха (около 100 тысяч рублей в месяц)».
Чего ждать фудтракам на воронежском рынке?
«Сам по себе формат передвижной торговой точки для Воронежа не нов, — делится мнением владелец компании «Робин Сдобин» Александр Губарев. — У нас есть подобный грузовик, он называется автолавка, действует уже больше года и рассчитан примерно на те же задачи. Да и на рынках частенько можно увидеть киоски на колесах, продающие сыр, масло или колбасу», — их суть такая же. Однако развитием мобильной ресторанной торговли в Воронеже еще никто не занимался системно.

По мнению Губарева, такая ситуация сложилась неспроста, для развития ресторанов на колесах в Воронеже существует ряд ограничений, с которыми придется столкнуться и «Русскому аппетиту». Начиная от дороговизны приобретения — хороший фудтрак, по оценкам Александра Губарева, стоит сегодня около 1,5 млн рублей — и заканчивая тонкостями документации.
Ограничение первое.
Климатические условия

«Как ни крути, а Воронеж, как и Москва, — это, увы, не Лос-Анджелес, где буквально круглый год тепло и нет дождей, — признает Денис Пугач. — Зима — точно не сезон для фудтрака. Вся надежда на лето, договариваешься с парком, ставишь фудтрак туда. В будние дни торговли нет, надеешься на выходные. А на все выходные дождь зарядит — и все, плакала недельная выручка, на которую надеялись…»
Есть закономерность: чем холоднее регион, тем меньше потенциал развития для фудтрака. В этом плане в Воронеже все немного проще, чем в Москве, но все-таки есть существенные затруднения.
Ирина Авруцкая, Like4Like (маркетинг ресторанного бизнеса)
Ограничение второе.
Юридические барьеры
для нестационарных торговых объектов

«В Москве мобильная торговля запрещена, поэтому фудтраки развиваются очень условно, — делится наблюдениями Авруцкая. — Они активно катаются по фестивалям еды, по мероприятиям или могут получить разрешение встать возле бизнес-центра, но это разрешение должно быть таким же, как для стационарного киоска: с договором аренды земли и так далее. Поэтому, чтобы организовать следование за трафиком в течение дня, необходима масса документов и денежных вложений, которая может себя не окупить».

В Воронеже также существует строго утвержденная схема для нестационарных торговых объектов (НТО), к которым относятся и фудтраки. По планам мэрии, новая схема размещения НТО, рассчитанная на 5 лет вперед, должна быть утверждена 12 мая этого года (подробнее об этом читайте здесь).

«Вот эта схема и будет ограничивать передвижения фудтрака: те места, которые в ней утверждены, на которые имеются договоры аренды земли и разрешение, и можно будет включить в маршруты фудтрака. А за остальные придется платить штрафы, — рассказывает Александр Губарев. — Я, например, регулярно сталкиваюсь с этой проблемой даже при размещении стационарных киосков, и она отнимает до 30% прибыли сети».

Сюда можно добавить и очередной виток борьбы городских властей с НТО. На момент написания этой статьи сносу подлежали больше 500 точек. А и. о. вице-мэра Алексей Антиликаторов, курирующий направление, говорил, что иски от владельцев киосков в суд будут «заведомо проигрышными». «Русский аппетит» уже ввязался в судебную тяжбу с мэрией, поводом стал снос киоска ГК на ул. Ворошилова. Поэтому судьба нового проекта в таком контексте, по мнению экспертов, пока представляется неоднозначной.
Ограничение третье.
Высокая конкуренция и низкие цены
«Фудтракам будет сложно развиваться в Воронеже в силу ценовой политики, — считает Ирина Авруцкая. — Хорошую качественную еду продавать из фудтрака оправданно, если она будет стоить минимум 200 рублей за порцию. А конкуренция на воронежском рынке фастфуда высока, и цены гораздо ниже этой отметки».

Кроме того, ряд других воронежских рестораторов также задумались о выходе в сегмент фудтраков. По данным DF, своей проект запустил бизнесмен Андрей Матвеев Уже осуществляет продажи через фудтраки компания под брендом PeopleHavaet.

Авруцкая отмечает, что, если бы компания запустила проект под самостоятельным брендом, было бы вполне уместно сделать цены на продукцию фудтрака как минимум на 20% выше. Но если фудтрак работает под тем же брендом, то лучше оставить цены на прежнем уровне, с небольшими колебаниями. Но будет ли тогда это направление приносить прибыль — вопрос открытый.
Made on
Tilda