аналитика De Facto

Нешкольная пора

Почему в Воронеже нет частных школ полного цикла?
Анна Захарова, корреспондент De Facto
В России действует около 700
частных школ, порядка 250
расположены в Москве. 49%
частных школ содержат при себе
детские сады, 83% организуют
подготовительные группы для
своих будущих учеников.
Источник: S-cool.
«Если бы в Воронеже была частная школа с хорошей репутацией, с высокими стандартами обучения, с педагогами-иностранцами, в которой дети получали бы хорошую языковую подготовку и — главное — среднее полное образование, то я бы отдала учиться туда своего ребенка, — рассказала директор турагентства «Велта-тур» Елена Рыльская. — Но подобного предложения в городе просто нет».
Чего ждут и
не получают родители?
Сразу оговоримся: в этом материале мы не будем в очередной раз анализировать качество обучения в частных школах. Возьмем за аксиому то, что в большей или меньшей степени оно устраивает родителей.

«Когда ребенок учился в частной школе, мы с женой были довольны качеством образования и тем, что ему уделялось особое внимание. В результате этого, мне кажется, дети не только получали хорошие знания, но и максимально развивали свои интересы, — высказывается управляющий партнер адвокатской конторы «Шлабович, Татарович и партнеры» Игорь Татарович».

Однако после того, как ребенок адвоката проучился в частной школе несколько лет, его все равно пришлось перевести в муниципальную. Причина проста: большинство частных школ Воронежа не предоставляют услуги обучения с 1-го по 11-й класс. И именно это становится основным ограничением для многих родителей, когда они колеблются перед выбором в пользу частной или муниципальной школы. По словам учредителя школы «Ассист» (1-7-й классы) Марины Фроловой, в Воронеже частных образовательных учреждений, где в принципе есть обучение не только в младших, но и хотя бы части старших классов, не наберется и 5. Частные школы в целом составляют только 1% (!) от общеобразовательных.

«В последние несколько лет новых частных школ не открывается в принципе, — комментирует Марина Фролова. — Не говоря уже о том, чтобы появлялись те, которые готовят учеников от первого класса до последнего».
Почему в Воронеже
нет частных школ
полного цикла?
Причина 1. Частным школам невыгодно платить
большому количеству педагогов в старших классах.
На воронежском рынке средняя заработная плата учителя около 20 тыс. рублей, в частных школах, судя по вакансиям на HeadHunter, в районе 25-35 тыс. рублей. И если в начальных классах все предметы ведет 1 педагог, его берут в частную школу на ставку, платят ему его заслуженные 25 тыс. и при этом собирают только с одного ребенка те же 20-25 тыс. рублей за обучение, то в старших классах все по-другому. Здесь преподается порядка 15 дисциплин. И практически каждую из них должен вести отдельный учитель.

Да, в начальной школе тоже постепенно появляются новые учителя, — рассказывает директор Института развития образования Высшей школы экономики Ирина Абанкина. — Так, для иностранного языка, обязательного со 2-го класса, творческих дисциплин в частных школах необходимы свои предметники. Но это всего 2-3 педагога, а не 15.

При этом в старших классах ниже стоимость обучения, что невыгодно частным школам. Как рассказывает заместитель генерального директора школы «Мариоль» Юлия Богдан, чем старше класс, тем ниже стоимость обучения. Так, ежемесячная плата в 7-м классе снижается с 22 до 20 тыс. рублей. «Подросткам уже нецелесообразно оставаться во второй половине дня в школе, — считает Марина Фролова. — Поэтому стоимость не вырастает».

Экономика проста: в начальной школе на ФОТ преподавателей тратится в районе 50 тыс. (2 человека), тогда как с класса учеников в 8 человек взимается плата 176 тыс. рублей. В старших классах же ФОТ составит минимум 375 тыс. рублей (допустим, что в штате 15 педагогов, меньше взять не получится, так как все 15 дисциплин обязательны к изучению). Чтобы сработать с той же выручкой, нужно 25 учеников. А классы в частных школах, по данным Ирины Абанкиной, максимум 12-15 человек. Иначе теряется такой немаловажный плюс частных школ, как индивидуальный подход к каждому ребенку.
Причина 2. Родители все чаще выбирают
альтернативные формы обучения старшеклассников.
Как мы уже писали выше, стандарт класса в частной школе — не более 12-15 человек. Но и такое количество набрать проблематично. Родители не спешат отдавать детей в частные школы в старших классах, говорит Марина Фролова. Сейчас становится популярно переводить детей с 9-го класса на учебу экстернатом. Пока это отдельные случаи, но отток даже 2-3 учеников — это ощутимо для частной школы с 12 учениками в классе.

Так, руководитель юридической компании «Зубащенко и партнеры» Эдуард Зубащенко считает, что подобным образом ребенок может пройти курс обучения быстрее, уделить больше внимания именно тем предметам, которые ему нужны для поступления в вуз. А также такая форма обучения вырабатывает ответственность.

По мнению директора школы интеллект-пилотажа «АС» Андрея Смирнова, который также занимается детским дополнительным образованием, ученики частных школ часто заканчивают свое среднее образование за рубежом. Поэтому старшие классы просто нерентабельны: всего несколько учеников не окупят затрат на организацию старших классов.
Причина 3. Аккредитация для сдачи экзаменов сделает
частные школы подконтрольными чиновникам, что им не нужно.
Чтобы негосударственная школа могла выдавать государственный аттестат о среднем образовании, необходимо пройти аккредитацию. До выдачи подобной лицензии частной школе ученики могут проучиться в ней все 11 классов, но сдавать выпускные экзамены придется в государственной. Для начальных классов прохождение аккредитации не требуется. «Проходить аккредитацию — это в определенной степени зависеть от государства», — высказывается Марина Фролова.

Подтверждает это и директор лицея № 7 Олег Япрынцев, который считает, что частной школе проще, когда соблюдение стандартов и программы отслеживает руководство учреждения, а не чиновники со стороны. Конечно, можно работать и с чиновниками. Но нужно ли? Количество проверок без аккредитации и уровень постоянного контроля со стороны ниже в разы.
Ждать ли появления частных школ полного цикла?
Будут ли преодолены вышеперечисленные препятствия? И можно ли ожидать, что рынок частных школ полного цикла пополнится новыми игроками?
Прогноз 1. Негативный

«Рынок частных школ стабилен, без тенденции к росту, — анализирует генеральный директор школы «Ассист». — Зато стали расти расходы на содержание школы. В отличие от государственных школ приходится самим искать поставщиков продуктов, учебников, еды, игрушек. При этом у нашей школы еще нет значительной статьи расходов — арендной платы. Свое здание в наше время играет на руку».

Как говорят представители школы «Мариоль», частные школы не могут приносить большую прибыль. Чтобы на этом зарабатывать, стоимость обучения должна быть в разы выше, что непременно повлечет за собой значительный отток клиентов.

Правда, никто из игроков рынка не согласился назвать порядок цифр в расходах частных школ. Затруднились это сделать и директора муниципальных, отметив, что в частной школе иная схема распределения финансов. Специализированные же сайты по созданию бизнеса оценивают частные школы как довольно долго окупаемые проекты — порядка 5-6 лет, после чего прибыль ежемесячно составляет около 200 тыс. рублей. Вряд ли в текущих экономических условиях найдется много желающих делать длинные инвестиции.
Прогноз 2. Позитивный

Рынок частных школ в ближайшее время будет развиваться. Причем скорее не в количественную, а в качественную сторону, делает прогноз Юлия Богдан:
— У людей формируется новое отношение к процессу обучения как вкладу в успешное будущее. Это особенно важно в текущих экономических условиях. Среди родителей становится все больше понимания, что важно дать ребенку и качественное образование, и развить его как личность, сформировать определенный круг интересов и навыков. Частная школа как раз и дает не только знания, но и воспитание. Тем более что Воронеж растет, увеличивается количество детей. Поэтому и спрос на частное образование будет повышаться, в том числе и на школы полного цикла. Спрос же, как известно, рождает предложение.

Так, уже появляются новые школы (пока их единицы), где предлагается не только начальное обучение, но и вплоть до 7-го класса. Это уже первый шаг.
Правда, чтобы сделать обучение в старших классах реально выгодным для школ, спрос должен вырасти в разы. А вы за обучение своего ребенка в частной школе полного цикла?
Made on
Tilda