Укатали...

По каким дорогам Воронежа поедем этой весной?
Андрей Филоненко, ведущий корреспондент DF
Признаемся: качество дорог в Воронеже не раздражало ВОТ ТАК уже давно. И добавить тут нечего — все и так видно. Что нам придется пережить этой весной, выезжая на городские улицы?

1
В каких условиях
оказался город?
Очевидно, что власти Воронежа попали, пожалуй, в самую трудную за последние несколько лет ситуацию. Что случилось?

Условие 1. Резкое сокращение бюджетов на строительство и ремонт дорог. Председатель комиссии гордумы по транспорту, промышленности, развитию малого и среднего бизнеса Олег Черкасов подтверждает, что расходы бюджета на ремонт и содержание улично-дорожной сети в 2016 году сокращаются. На содержание улично-дорожной сети, в которое входит и ямочный ремонт, запланировано израсходовать 180 млн рублей. В прошлом же году закладывалось 602 млн. На обычный и капремонт, а также реконструкцию воронежских дорог в этом году средств не выделяется. Вообще. Зато 1,28 млрд закладывается на реконструкцию развязки на Остужева. Но это в основном деньги федеральные и в любом случае не могут быть израсходованы на другие цели. Городских средств там запланировано лишь 64 млн. По словам Черкасова, бюджетные корректировки — обычное дело, но по другим расходным статьям тоже негусто. Основные надежды городские власти возлагают на обещанные департаментом дорожной деятельности средства облбюджета, которые как раз и пойдут на дорожный ремонт. Сколько их будет — сказать трудно, но, скорее всего, существенно меньше, чем в прошлом году. На федеральные субсидии в этом году рассчитывать тоже гораздо сложнее.
Условие 2. Ресурсы придется тратить на исправление прежних ошибок. Эксперт дорожной отрасли Владимир Мануковский отмечает: верхний слой дорожного полотна в Воронеже зачастую значительно тоньше установленного ГОСТами: «Когда асфальт начинает крошиться, хорошо видно, что толщина его верхнего слоя по краям — менее 2 сантиметров, что вдвое меньше минимально предписанного ГОСТами. Нарушаются и технологии укладки — например, когда засыпается разносортный щебень, он должен утрамбовываться. Раньше для этого применяли большие катки с шипами, сейчас их не увидеть. Часто асфальт укладывается прямо на щебень, не пролитый битумом».

Условие 3. Увеличение грузового трафика. Председатель реготделения «Комитета по защите прав автомобилистов» Николай Киселев говорит, что эта проблема отчетливо видна на магистралях левого берега. Часть тяжелого транспорта стала объезжать платный участок трассы М4 по Остужева, Минской, Димитрова. Владимир Мануковский добавляет, что серьезные масштабы жилищного строительства вывели и на другие улицы города множество грузовиков полной массой 25-30 тонн. Все это разрушает дороги еще сильнее.
Условие 4. Непростой климат. Этой зимой количество дней с перепадами температуры через ноль было очень большим. Николай Киселев добавляет, что при этом почти вся воронежская ливневка не справляется с серьезными объемами талой воды, а это дополнительная нагрузка на дорожное полотно.

Условие 5. Чиновники по-прежнему не всегда готовы спросить с подрядчика за качество работы. Эксперты отмечают, что долговечности дорожного покрытия на улицах города можно судить о качестве работы отдельных чиновников. Тех, что обязаны жестко спрашивать с подрядчиков в случае, если они проделали ремонт некачественно. В момент, когда финансирование отрасли еще и урезается этому моменту нужно уделить повышенное внимание. Но получится ли?

2
Что будет дальше?
Эксперты называют 3 наиболее вероятных сценария развития ситуации.

Сценарий 1. «Полукапитальный» ремонт. Олег Черкасов склоняется к мысли, что в условиях жесткого бюджетного дефицита необходимо всеми способами стремиться удержать объемы именно капитального ремонта. Однако завкафедрой строительства и эксплуатации дорог ВГАСУ Владислав Подольский отмечает: капремонт подразумевает замену покрытия, бордюрного камня и дорожной «подушки». Скорее всего, воронежцам стоит рассчитывать только на замену полотна.

Сценарий 2. Только ямочный ремонт. Скудные финансовые средства «размазываются» понемногу на все проблемные участки: закидывание ям щебнем и новые заплатки на дорогах. Опыт пре­дыдущих лет показывает, что при нехватке бюджета власть идет именно по этому пути. Владимир Мануковский отмечает, что это около 30% городских дорог. Лучшее, чего стоит ожидать в таком варианте, — латание отдельных улиц «картами» — прямоугольными участками от 3-5 м2 и более.

Сценарий 3. Ремонт по заявительному принципу. Будут ремонтироваться только те участки, на которые в мэрию поступит наибольшее количество жалоб, или те, где устранение дефектов полотна потребует меньших затрат, предполагает Киселев. Ликвидация каждой ямы будет преподноситься как «очередная победа и неустанная забота о людях». Олег Черкасов не отрицает, что жалобы жителей будут приниматься во внимание. Сейчас, по его словам, наибольшие нарекания воронежцев вызывают дороги левого берега и Юго-Запада.

В середине 2000-х мы уже проходили историю, когда дороги практически не ремонтировались, а ямы на них были глубиной по локоть. Поэтому думается, что хуже быть не может. А все, что лучше, — это уже повод для оптимизма. Хотя бы очень-очень умеренного.
Справка

DF обратился в мэрию Воронежа с предложением для руководителя управления дорожного хозяйства Максима Оськина дать свой прогноз по проблеме, рассказать, какими инструментами власть будет ее решать. Свой ответ чиновники пока не предоставили.
Made on
Tilda