25 АПРЕЛя 2019 года 14:15

Зов предков

Среди состоятельных воронежцев растет интерес к славянским корням. Во что выльется новый тренд?
Image by Morket from Pixabay
И от Чудских берегов до ледяной Колымы —
все это наша Земля! Все это Мы!
«Алиса», песня «Небо славян»
Наталья Андросова
редактор журнала De Facto
«Я славянин и горжусь этим, — заявляет основатель компании «ПГС проект» Виталий Горбанев. — Среди моих друзей становится все больше тех, кто испытывает гордость за своих предков, изучает традиции, отмечает древнерусские праздники». Сам Виталий привнес элементы славянской культуры в весь свой образ жизни, от внешности до работы и увлечений: отрастил бороду, организовал турнир боев «Славянская битва» и даже использовал славянскую стилистику в логотипе своей компании.
Справка

Слово «славяне» имеет несколько значений:
  • крупнейшая в Европе этноязыковая общность. Сегодня славяне проживают на обширной территории Южной, Центральной и Восточной Европы и далее на восток — вплоть до Дальнего Востока России;
  • древние славяне — этнос со сложившимися обычаями и традициями, проживавший примерно с VI по VIII век.
В нашем материале под позиционированием себя славянами мы будем понимать широкую трактовку, закрепившуюся в массовом сознании, — ассоциацию себя с нашими предками без привязки к какому-то определенному историческому промежутку.

Славянская тематика все прочнее входит в жизнь воронежцев, в том числе и деловых людей

Гордитесь ли вы тем, что вы славянин?
Источник: результаты личного интервью среднего населения Воронежа в возрасте 18 лет и старше социологической службой «Ваше мнение!». Сроки проведения опроса — 21-25 марта 2019 г. Объем выборки — 200 респондентов, что гарантирует статистическую погрешность, не превышающую 5,7%, при уровне доверительной вероятности 90%.
Когда путешествуешь по Каталонии или Швейцарии, невольно испытываешь зависть: национальные флаги, кроме правительственных зданий, украшают кафе, и отели, и даже балконы обычных жилых домов. Даже герань в ящиках на наружных подоконниках деревянных альпийских домиков специально подобрана под цвет швейцарского флага: белая с красной. Жители гордятся своей нацией, своими корнями и обычаями. Так же, как испанцы гордятся своей корридой, на которой словно пробуждается их национальный дух. Но стоит ли завидовать? Ведь постепенно пробуждается и русский дух: славянская тематика все прочнее входит в жизнь воронежского бизнес-сообщества. В чем это проявляется?

Проявление 1: в образе жизни. Кто такой славянин? Сильный, бородатый мужчина в расшитой рубахе, готовый в любой момент широкой грудью встать на защиту своего дома. Побеждающий как грозные силы природы, так и неисчислимые полчища врагов. Кто главный герой старинных русских преданий и былин? Конечно, богатырь. Такому хочется соответствовать хотя бы внешне.

Как рассказывает директор по клиентским впечатлениям барбершопа «Легенда» Дмитрий Миляев, примерно 25% всех их клиентов носят бороды. «Есть среди них и те, кто хочет, чтобы мастер оформил им именно славянский тип бороды», — рассказывает Дмитрий.

А помните написанную на старинный лад песнь Лермонтова, в которой удалой купец Калашников вызывает на кулачный бой за честь жены профессионального воина, опричника Кирибеевича и побеждает? Кулачные бои, хоть и в несколько осовремененном варианте, вновь входят в моду.

«На нашу «Славянскую битву» собираются полные залы, — рассказывает Виталий Горбанев. — Да, это имеющий не совсем славянские корни кикбоксинг. Но мы все-таки делаем отсылку именно к традиции славянских боев. Даже флаг выполнили в имперских цветах. Кроме того, мы ставим своей целью объединение славянских народов. Так, к нам приезжают участвовать болгары, сербы, украинцы».

Но внешним подражанием нашим предкам интерес к их культуре и жизни не ограничивается. Кандидат исторических наук Юрий Селезнев отмечает рост числа тех, кто интересуется древнерусской историей: «В феврале и марте я проводил в «Амитале» презентации двух своих книг об усобицах в Древней Руси. Оба раза собрался полный зал, человек по 30 — больше помещение просто не вместило. И это далеко не только студенты истфака, а те, кто просто увлекается родной историей. После презентации книги очень хорошо продаются в магазине, еще многие интересуются ими через соцсети».

В этом году руководитель компании «Идеальный пол» Маргарита Масленникова на свой день рождения запустила проект «ДНК России». Сопровождался он масленичными гуляньями, мастер-классом по росписи антикварного самовара, народными песнями и игрой на балалайках, но это лишь внешние атрибуты. Бизнес-леди закладывает в него гораздо более глубокий смысл: «ДНК — это, во-первых, духовно-нравственный код, во-вторых, династии, наследие, культура. Не случайно выбрано и время для анонса проекта. Масленица — «сытого веселе» время перед Великим постом. Впереди Прощеное воскресенье. Но прежде, чем говорить о прощении, в нашей традиции обращаться к памяти. Памяти рода, вспоминать тех, чьи гены в нас».

В рамках проекта проходила выставка работ и выступления воронежских талантов. «Любая культура, даже в самых прогрессивных ее формах — это преемственность, традиционность, — говорит Маргарита Масленникова». Именно поэтому, знакомя своих гостей с искусством их современников, она обратилась и к славянским традициям.

Проявление 2: в бизнесе. Пожалуй, самый яркий приверженец славянской культуры в бизнесе — Герман Стерлигов с его продуктовыми лавками. Правда, в Воронеже его магазин просуществовал недолго. Зато тему славянизма достаточно успешно эксплуатирует компания «Дивеевский хлеб». В ее логотипе символ силы, надежности — русский бородатый богатырь с честным взглядом из-под косматых бровей. Такой не подведет! И невольно думаешь, что, поев такого хлеба, тоже обретешь богатырские силы. Компания постоянно обращается к славянским мотивам и в своем продвижении. Например, в соцсетях рассказывает, как наши предки хранили хлеб, завернув в вышитое полотенце, как пекли.

«У нас есть хлеб, который полностью соответствует рецептам и технологии хлебопечения 18-го века, — рассказывает гендиректор компании «Дивеевский хлеб» Олег Никитин. — И эта позиция лидирует по продажам».

Гендиректор центра маркетинговых коммуникаций Marketing Line Людмила Шматова отмечает, что, как правило, продукты, ориентированные на увлекающихся славянскими рецептами и традициями, позиционируются еще и как экологичные, полезные для здоровья. И это сочетание дает хороший спрос. Например, ее клиент компания «Айдиго» недавно включила в свой ассортимент иван-чай.

А недавно Центр косметологии «Эра» запустил занятия по славянской гимнастике: в рекламном объявлении говорится, что она учитывает генетические предрасположенности русской женщины, в отличие от, например, восточных практик.

Проявляется славянская тематика и в сфере развлечений, отдыха. Так, в агроусадьбе «Лукодонье» Игоря Чуракова апартаменты выполнены в старорусском стиле: мебель из натурального дерева, прялки в качестве элементов интерьера, среди посуды — глиняные кувшины. Накормят гостей блюдами старорусской кухни, а в качестве спа предложат древнюю процедуру — сон на ульях с пчелиными семьями. Как рассказывает директор парка детского и семейного отдыха «Нелжа.Ру» Василиса Ферингер, одно из направлений работы парка — знакомство детей с корнями русской культуры: «У нас проходят мастер-классы по карачунской свистульке, гости могут прокатиться на русской тройке, сказочные персонажи, населяющие парк, также пришли из русского фольклора».

Спрос есть: в этом году нелженская Масленица растянулась вместо одной недели на несколько, чтобы на представление успели попасть все желающие.

Почему интерес к славянским корням возник именно сейчас?

Как проявляется ваша гордость?
Источник: результаты личного интервью среднего населения Воронежа в возрасте 18 лет и старше социологической службой «Ваше мнение!». Сроки проведения опроса — 21-25 марта 2019 г. Объем выборки — 200 респондентов, что гарантирует статистическую погрешность, не превышающую 5,7%, при уровне доверительной вероятности 90%.
Причина первая, личностная. Потребность демонстрации своей силы и успешности. Времена, когда статус определялся исключительно внешним видом и стоимостью машины, остались в 90-х. Да и дорогую машину все больше людей может приобрести в кредит. Однако потребность демонстрировать свою успешность осталась. Наши предки — это победители, прогнавшие неустрашимые до этого полчища Золотой орды. Это Александр Невский, Дмитрий Донской и другие национальные герои. К тому же и в наше время есть бизнесмены и общественные деятели федерального уровня, ассоциирующие себя с исконно русскими традициями, весьма успешные и известные. Например, основатель агрохолдинга «Русское молоко», председатель оргкомитета партии «Народное движение «Святая Русь» Бойко-Великий.

«Раз я позиционирую себя славянином, подражаю хотя бы во внешних атрибутах — я такой же успешный», — рассуждает коуч, бизнес-тренер Наталия Шестакова.

А участившиеся экономические кризисы добавили потребность убеждать не только окружающих, но и самого себя в своей силе и мужественности.

«Подспудно бизнесмены рассуждают: «Раз я похож на славянина, я такой же сильный, могучий — я справлюсь с очередными трудностями». И, взглянув на такого крепкого славянина, так невольно думают и его партнеры», — говорит политолог, профессор РАНХиГС при президенте России Владимир Слатинов.

Причина вторая, также личностная. Увлечение славянской культурой как попытка вырваться из рутины и попробовать что-то новое. «Если предыдущие поколения были более консервативны, у них были сформированные жизненные ценности, то современное поколение бизнесменов ищет новых эмоций, — говорит Наталия Шестакова. — Для кого-то это экстремальные путешествия, для кого-то спорт. Но если перепробовал все доступные за деньги источники новых эмоций, почему бы не попробовать еще один — побыть славянином? Это что-то новое».

К тому же, как отмечает доктор исторических наук, директор Зональной научной библиотеки ВГУ Аркадий Минаков, увлечение славянизмом — это способ вырваться из урбанистической реальности. Единение с природой, костры, девушки в расшитых белых рубашках — в увлечении славянизмом есть свой ореол романтики.

Причина третья, идеологическая. Необходимость новой системы ценностей. Аркадий Минаков указывает на то, что обращение к славянским корням в нашем обществе не впервые. Всплеск интереса к языческому славянству начал активно проявляться в конце 18-го — начале 19-го века: тогда рухнула философия эпохи Просвещения, превозносившая человеческий разум и ставившая крест на традициях дремучих прошлых веков. Но тот всплеск окончательно ушел в прошлое в 1917 году: большевики предложили свою идеологию, где вновь не было места прошлому.

«В принятии решений, при взаимодействии с партнерами, в воспитании детей человеку необходимо опираться на какую-то идеологию, — рассуждает Наталия Шестакова. — Ему свойственно как бы сверяться с ней, как с системой координат. Коммунизм остался в прошлом. Христианство? Да, для кого-то оно осталось системой ценностей. Кто-то же обратился к традициям наших предков. Для него, возможно, честное слово такого же славянина, удар по рукам обозначают больше, чем множество подписанных договоров, если мы говорим про бизнес. То же самое в личных отношениях».

Причина четвертая, политическая. Усиление разногласий с Западом. «В 2014 году мы не то чтобы отгородились от остального мира, но противоречия с Западом усилились. И в настоящее время разногласия только нарастают. Да, не каждого бизнесмена коснулись санкции, хотя даже некоторые воронежские компании их почувствовали, не говоря уже о колебаниях курса рубля, — говорит Владимир Слатинов. — В целом антизападные настроения в обществе присутствуют. Интерес к своим корням, гордость за предков помогают нам противопоставлять себя внешнему «врагу».

Юрий Селезнев добавляет, что неспроста растет интерес именно к временам ордынского ига: сегодня тоже в отношении России есть внешняя агрессия.

Эти имеющие достаточно глубокие корни причины дали толчок явлению. А затем позиционировать себя славянами стало просто модно.
Новый тренд — это надолго?
Как считает историк, воронежский краевед и автор ряда книг Николай Сапелкин, интерес к древнерусской истории и славянским обычаям будет только расти. Вера в общечеловеческие ценности несколько ослабла, перечисленные выше причины вряд ли исчезнут в краткосрочной перспективе. Поэтому, как он считает, интерес к традиционной культуре — это тренд ближайших нескольких лет, а возможно, и десятилетий.

Впрочем, как полагает Николай Сапелкин, интерес к корням, несмотря на его дальнейший рост, в большей степени так и останется элементом имиджа, лишь для немногих станет особенно глубоким. «Вряд ли многие готовы надолго отказываться от дартса в пользу русских бабок, а тем более переменить весь семейный уклад», — смеется он.

Да, для кого-то новый тренд станет лишь поводом отрастить бороду, а не погружаться в культуру предков. Но все-таки приятно сознавать, что мы славяне, и это звучит гордо.
Старинная народная игра, которой обязаны своим происхождением современные игральные кости. Игровой процесс заключается в ловкости бросания косточек (бабок).