2 апреля 2019 года 09:00

Генеральная уборка

Уборка улиц Воронежа зимой и весной: как работают новые управленческие подходы
За прошедшие пару лет городской администрации удалось вдохнуть жизнь в районные комбинаты благоустройства и буквально возродить их из руин. Естественным образом это сразу же сказалось на самочувствии и «внешности» Воронежа. Зимой благодаря тому, что комбинаты превратились в действительно эффективный рабочий инструмент, снегопады не создавали такого напряжения на дорогах, как это было еще пару лет назад. А весной показавшийся раньше подснежников мусор убирается с улиц оперативно и своевременно, вывозится песок, которым посыпали их зимой. Что именно, как и благодаря чему изменилось в подходе к городской уборке в зимне-весенний период?

Снежная «каша» на дорогах — хороший показатель

Основная цель районных комбинатов благоустройства во время снегопада — не допускать наката на магистралях и снижать опасность движения на сложных участках дорог:

1) на спусках и подъемах (из-за рельефа передвигаться по ним намного сложнее, чем по прямой дороге);

2) на мостах и путепроводах (эти места — самые продуваемые, поэтому ледяная корка и накат появляются на них в считанные минуты);

3) на тормозных площадках перед перекрестками и остановками (из-за постоянных повторов разгон-торможение на них также быстро образуется накат).

Для безопасности передвижения производится сплошная обработка улиц песко-соляной смесью. Делается это для того, чтобы на дорогах образовалась та самая снежная «каша», которая вызывает столько недовольств и нареканий со стороны воронежцев. А вот для комбинатов благоустройств это главный показатель и спутник хорошей работы: если улицы не обрабатывать противогололедными смесями, на них вместо «каши» будет образовываться опасный накат, который в итоге превращается в лед.
Обработка улиц Воронежа песко-соляной смесью
Обработка улиц Воронежа песко-соляной смесью: если на дорогах не появится «каша», то там образуется лед
Дальше соль взаимодействует со льдом и снегом, а песок благодаря своим абразивным свойствам увеличивает сцепление колес автомобилей с дорогой. При этом, колеса во время движения создают «эффект миксера», взбивают снег на обработанной пескосмесью дороге и ускоряют реакцию материалов. После того, как этот процесс набирает обороты, спецмашины подметают проезжую часть: обычно при высоте снежной массы не менее 3 сантиметров, что соответствует 5 сантиметрам выпавшего снега. Снег отодвигают к бордюрам для хранения и вывоза. Во время сильного снегопада за сутки производится не менее трех технологических циклов «обработка-подметание».

При этом, в такие периоды комбинаты не расчищают дороги «до асфальта и до борта». Хотя бы просто потому, что это физически невозможно во время снегопада. Главная задача — не дать образоваться накату на магистралях и обеспечить работу общественного транспорта.

Именно поэтому во время снегопадов воронежцев так настоятельно просят не пользоваться по возможности личным транспортом и тем более парковаться в правых полосах дорог. Все это значительно увеличивает время работы коммунальной техники, а иногда делает ее просто невозможной. После того, как снегопад заканчивается, начинается расчистка дорог «до асфальта и до борта».

Места, в которые вывозят из города снег, согласованы с департаментом экологии. Всего их 7. Главным таким местом является отработанный карьер в районе Придонского. По словам руководителя управления дорожного хозяйства Олега Котова, для дополнительного контроля над вывозом снега в 2018 году въезд в карьер был оснащен двумя камерами видеонаблюдения. Это позволяет видеть и регистрационный номер машины и заполняемость кузова.
Сколько снега убирают в Воронеже
В 2018 году в Воронеже убрали 453 тыс. м3 снега
А в 2019-м снега из Воронежа вывезли чуть меньше: 424,5 тыс. м3
В первую очередь снег вывозят с основных улиц каждого из районов города: Плехановской, Кольцовской, проспекта Революции, 20-летия Октября, Ворошилова, Домостроителей, проспекта Патриотов, Московского проспекта, бульвара Победы, Лизюкова, Хользунова, Ленинского проспекта, Остужева, Богдана Хмельницкого, Брусилова, Новосибирской.

По технической части

В последние годы в Воронеже состоялось самое впечатляющее за десятилетие обновление парка коммунальных спецмашин. Кроме того, по поручению мэра Вадима Кстенина увеличилось их количество. Если в 2017 году техники, рассчитанной на обслуживание всех районов города, было 211 единиц, то в 2019 году их количество выросло до 293 — почти в 1,5 раза. При этом всю старую технику, которая большую часть времени простаивала в ремонте, списали. Все спецмашины оборудованы системой ГЛОНАСС и датчиками уровня топлива. Завершается оборудование всей коммунальной техники датчиками работы механизмов: кузова, ковша, щетки и др. Таким образом, диспетчер может в режиме онлайн не только наблюдать за маршрутом любой машины, но и контролировать расход топлива, и отслеживать работу каждого механизма.
Какова уборочная площадь Воронежа
Уборочная площадь Воронежа — почти 12 млн м2
Так, 133 «тяжелые» машины были приобретены в конце 2018 года и уже в начале этого они уже вовсю были задействованы в уборке магистралей. Речь идет о комбинированных дорожных машинах — зимой они убирают снег с дорог и подметают, а летом их переоборудуют в поливомоечные. Кроме того, мэрия Воронежа анонсировала закупку техники в 2019 году еще на 150 млн рублей. Количество единиц и что именно это будут за машины пока неизвестно.

Если к уборке магистралей претензий в прошедшем сезоне практически не было, то к очистке тротуаров были — и у мэра города, и у воронежцев.
Вадим Кстенин
мэр Воронежа
За два года нам удалось полностью обновить и значительно увеличить парк тяжелой коммунальной техники, убирающей дороги. А вот качеством уборки тротуаров я, как и воронежцы, тоже недоволен. Мы поставили себе задачу — значительно улучшить работу в этом направлении.
При этом, в следующем сезоне значительно увеличится количество работников ручной уборки в районных комбинатах благоустройства — штатное расписание уже пересмотрено. По поручению Вадима Кстенина ведется работа по увеличению заработной платы «ручникам». «Моя принципиальная позиция — механизаторам, водителям и работникам ручной уборки комбинатов нужно не срезать премии, а наоборот — увеличить зарплаты. И такое поручение я отдал, все необходимые нормативные документы для этого приняты. Прекрасно понимаю, насколько тяжел их труд — при любых погодных условиях и в любое время дня и ночи. Считаю, что именно они, а не управленческо-административный персонал, самый ценный актив комбинатов. И мы не будем разбрасываться людьми, которые обладают опытом, давно работают на благо города, знают каждый люк и каждый метр своего района», — заявил мэр.

Весенняя уборка начинается сразу, как сходит снег

Как такового, старта весенней уборки города не существует. Каждый год она начинается сразу после того, как сходит снег и, как правило, это самые масштабные уборочные работы за весь год. К слову, функционируют комбинаты круглый год. В прошлом году работы удалось начать только в начале апреля, а в этом они вовсю идут уже с середины марта. Первым делом убирается с тротуаров мусор и пескосмет, которым посыпали улицы в течение зимы и который не был смыт в ливневки.

Работы ведутся одновременно с помощью разных моделей машин с привлечением работников ручной уборки. Например, мусор с газонов убирают люди, тротуары чистят с помощью легкой техники, а проезжую часть с помощью тяжелой. Как только наступает плюсовая температура, по городу начинают ездить поливальные машины и смывать песок к обочинам дорог, откуда движущаяся следом машина-пылесос или трактор собирают его.

Самым ударным месяцем традиционно считается апрель — месячник благоустройства. В него входят общерайонные и общегородской субботники, а также санитарные дни. Как заявляют в мэрии, снижать темп последнего времени по уборке в городе не намерены и в будущем зимнем и весеннем уборочном сезоне работы будут проходить и быстрее, и качественнее.