9 ноября 2018 года 9:30

Штраф платежом красен

Как в Воронеже будут штрафовать тех, кто не платит за парковку в центре?
Андрей Филоненко
С платными парковками, выражаясь словами известного урбаниста и блогера Ильи Варламова, в Воронеж «пришла цивилизация». Даже в разгар рабочего дня в центре можно найти место для парковки, автомобили не стоят вторым рядом, перекрывая движение. Но уже за первые 2 дня работы платных парковок было зафиксировано 1053 нарушения. Если нарушителей в ближайшее время не начнут штрафовать, а штрафы взыскивать, эффект от нововведения сойдет на нет уже через пару месяцев. Как этого не допустить?

Сможет ли Воронеж сохранить эффект от работы платных парковок?

Внедрение платных парковок — действительно прорывной шаг для Воронежа. Наш город оказался одним из последних миллионников, где они были введены. При этом темпы автомобилизации в Воронеже достаточно высокие: 308 машин на 1 тыс. жителей при ежегодном росте количества автомобилей на 5-6%. По этому показателю столица Черноземья на третьем месте по стране — опережают ее только Самара и Санкт-Петербург. Необходимость введения платных парковок обсуждалась давно. Но только в октябре этого года проект был реализован. Какие изменения с реализацией проекта ожидают город, его жителей и местный бизнес, DF подробно анализировал еще в декабре прошлого года в материале «Стоп-машина». Но уже сейчас первые результаты налицо: разгруженные улицы центра, где всегда можно найти место для парковки. И мэр города, действующая администрация имеют все шансы войти в историю Воронежа, если этот эффект будет сохранен. Но вот будет ли?

«За неоплату парковок обещаны штрафы в 1,5 тысячи рублей. Но если пройдет пара месяцев и они не будут ни с кого взысканы, все поймут, что механизм не работает, и улицы вернутся к тому состоянию, которое было до октября. Конечно, есть и сопутствующие проблемы — некоторые умудряются парковаться на тротуарах, газонах на центральных улицах. Здесь также нужно обеспечить неотвратимость наказания. Но если штрафы не будут взыскивать за неоплату парковки, то машины будут бросать прямо на ней на целый день», — замечает сопредседатель воронежского отделения общественной организации «Город и транспорт» Михаил Аксенов.

Если штрафы не будут не просто выписываться, но и взиматься, Воронеж рискует повторить печальный опыт Санкт-Петербурга: пилотную зону платной парковки запустили там еще в конце 2015 года. Но тех, кто ее не оплачивает, фактически не штрафуют. В итоге платная парковка превратилась, по сути, в бесплатную: за 2 года зафиксировано 400 тыс. нарушений, город недополучил более миллиарда рублей. Примерно такие же потери могут ждать и Воронеж: только за нарушения, зафиксированные в первые 2 дня, город может получить порядка 1,5 млн рублей. Если, конечно, они будут взысканы. И это не считая тех денег, которые бюджет недополучит от самих платных парковок. В первый же день доход от них составил 1,1 млн рублей. Пока концессионер не окупит свои вложения (ориентировочно это 5 лет), в бюджет города будет поступать 25% (затем 40%) от доходов. То есть за день это чуть более 250 тыс. рублей. А в год — около 91 млн рублей. Эти деньги планируется направить на развитие транспортной и пешеходной инфраструктуры, а также общественного транспорта. Если же система штрафов будет работать неэффективно, по оценкам экспертов, процент неплательщиков может составить 30-40% и более. Соответственно, на столько же сократится сумма, получаемая городом.
Данные Автостата за 2017 год.
По данным Городского центра управления парковками (Санкт-Петербург) на конец 2017 года.

Как будут штрафовать нарушителей в Воронеже?

Как будут штрафовать нарушителей?
В городской администрации пояснили, что первые постановления по штрафам будут вынесены уже в ноябре. Механизм штрафования нарушителей будет состоять из следующих этапов:

Этап 1. Нарушение фиксируется (стационарные камеры, авто со средствами видеофиксации, курсирующие по городу, и сотрудники компании — оператора платной парковки со специальными планшетами).

Этап 2. Запрос в ГИБДД. Согласно вступившим в силу 3 октября поправкам в закон «О полиции», ГИБДД вправе передавать персональные данные нарушителей в административные комиссии при управах города.

Этап 3. Административные комиссии при управах выносят постановления, «письма счастья» рассылаются нарушителям. В мэрии пояснили, что административные комиссии Центрального и Ленинского районов города будут усилены дополнительными штатными сотрудниками. Штат административных комиссий будет расширен временно, до того момента, когда вал нарушений начнет спадать.

Этап 4. Нарушителю дается двухмесячный срок на добровольную оплату штрафа, после чего в случае неоплаты штраф передается на взыскание службе судебных приставов.

Как рассказывает гендиректор компании «Городские парковки», реализующей проект платных парковок в Воронеже, Роман Хахалев, автомобилистам уже доступен функционал постоплаты, а также возможность приобретения абонемента на предыдущий день — так называемого «антиштрафа». То есть если вы спешили и не оплатили парковку, а вернувшись, забыли об этом, то на другой день вы приобретаете абонемент за прошлый за 400 рублей. По мнению эксперта, экономия в 1100 рублей все-таки для большинства горожан со средними доходами существенна.

Платные парковки в Воронеже
Воронежцы уже оценили работу перехватывающей парковки у Чернавского моста — в будние дни она заполнена на 70-80%

Как можно повысить собираемость штрафов?

Ежегодно в службу судебных приставов на взыскание поступает порядка 15 млн штрафов ГИБДД. Россияне не спешат выплачивать их добровольно. Такая же судьба может постигнуть и штрафы по платным парковкам. А пока служба судебных приставов будет работать над их взысканием, воронежцы продолжат бесплатно бросать авто на платных местах. Однако в соседнем Белгороде проблему удалось решить. «Я часто бываю в Белгороде по работе, и в центре всегда есть свободные места на платной парковке, — рассказывает генеральный директор ВКС Александр Лисицкий. — В отличие от тех городов, где люди просто не платят за парковку и свободное место найти нереально. Надеюсь, что и в Воронеже эффект от платных парковок не окажется кратковременным». Как в соседнем регионе добились максимального эффекта от работы платных парковок?

Мера 1. Собираемость штрафов достаточная, чтобы большая часть горожан опасалась нарушать правила парковки. Летом 2016 года власти Белгорода сообщали, что за первые полгода работы платных парковок было вынесено почти 5 тыс. постановлений о штрафах. Оплачено добровольно было 930 штрафов, 870 постановлений было передано судебным приставам и взыскано. Да, взыскать все 100% штрафов невозможно: с этим не справится ни одна служба судебных приставов. Сработал эффект показательной порки: когда эффективность взыскания штрафов порядка 20%, велика вероятность, что если нарушишь и ты, то и тебе придется платить. На первый взгляд может показаться, что это не так. Но если оставлять машину на платной парковке без оплаты каждый день и надолго — риск получить штраф очень высок. «Таким образом, удалось обеспечить исполнение правил горожанами, — считает политолог Дмитрий Нечаев. — Власти Белгородчины доказали свою авторитетность».

Мера 2. Шансы оспорить решения административных комиссий по взысканию штрафов сведены к минимуму. В воронежском фейсбуке уже пошли разговоры о том, как можно будет оспорить штрафы за платную парковку. Юристы соревнуются в поиске поводов для оспаривания. А правозащитники и вовсе пытаются доказать, что их взимание незаконно. Попытки обжаловать штрафы были и в Белгороде. Как сообщил источник DF в администрации Белгорода на условиях анонимности, в 2017 году штрафы пробовали оспорить 250 раз. Но удачной оказалась только 1 попытка: было доказано, что автомобиль на тот момент, когда был выписан штраф, не был в распоряжении владельца — его изъяли судебные приставы. В этом году количество желающих обжаловать штраф резко снизилось: пока оно не достигает и сотни. Поняв, что затея практически бесперспективна, белгородские автомобилисты не стремятся тратить свое время и деньги на обжалование. Эксперты считают, что такого результата удалось добиться благодаря профессиональному штату юристов при административных комиссиях и жесткому контролю за их работой.

«Губернаторская власть в Белгороде базируется на непререкаемом авторитете среди элиты, чиновников и населения. Поэтому любой факт подачи иска против действий власти (неважно, областной или муниципальной) воспринимается как определенный признак неуважения. Вертикаль власти с точки зрения функционала в Белгороде действует очень эффективно, все решения принимаются с оглядкой на позицию губернатора», — отмечает Дмитрий Нечаев.

Воронежские платные парковки
Если не начать нарушителей штрафовать уже сейчас, ситуация быстро вернется к прежнему состоянию, до ввода платных парковок
Мера 3. Невозможность припарковать машины рядом с зоной действия платной парковки бесплатно и при этом не получить штраф. По словам Романа Хахалева, в Белгороде, где также работает компания, в течение 2-3 месяцев после начала работы платных парковок были установлены дополнительные знаки, запрещающие парковку в неположенных местах рядом с платными парковками. Городская администрация жестко отслеживает, чтобы машины не ставили на тротуарах и газонах. Жильцы близлежащих домов на общедомовых сходах приняли решение об установке в своих дворах шлагбаумов. Их стоимость с установкой обходится в сумму от 30 тыс. рублей. А так как во дворе, как правило, несколько многоэтажных домов, сумма на каждого жильца выходит несущественная, считает эксперт. Администрация Белгорода, когда к ним обращаются ТСЖ с просьбой об установке шлагбаума, максимально упрощает этот процесс и содействует ему.

«В Белгородской области удалось выстроить разъяснительную работу с населением так, что горожане поняли пользу платных парковок и теперь сами содействуют реализации этого проекта, — рассуждает Дмитрий Нечаев. — Во многом, конечно, это связано с тем, что власти и лично губернатору Савченко доверяют. Он заявляет, что берет ответственность за принимаемые решения лично на себя».

В воронежской мэрии сообщили, что также прорабатывают вопрос о компенсации жильцам затрат на установку шлагбаумов. Думается, что и остальные механизмы, примененные в Белгороде, повторяемы. Да, это непросто. Но при приложении усилий реализуемо. Поэтому сейчас у Воронежа есть все шансы наладить эффективную работу парковок.