«Точки роста в бизнесе не разовьются без грамотных профессионалов во власти»

16 октября 2018 года 16:20
Дмитрий Нечаев
Доктор политических наук, профессор Дмитрий Нечаев
«Воронеж. Точки роста» — спецпроект медиагруппы De Facto, реализуемый совместно с администрацией Воронежа. Лидеры мнения обсуждают, куда приложить усилия для развития территории, чтобы это оказало положительный эффект на экономику города.

Доктор политических наук, профессор Дмитрий Нечаев, делится мнением, как должна трансформироваться концепция городской экономики, от кого должна исходить инициатива ее изменения, и какого рода инвестор может стать наибольшим благом для города.

О направлениях и задачах роста

— Городу нужно в первую очередь преодолеть парадигму «сервисной экономики», базирующейся в основном на финансовых операциях, развитии индустрии развлечений и досуга. Сделать это будет крайне сложно. Для появления новых точек роста нужны идеи и выверенная стратегия. Пока город, как экономический субъект развивается стихийно. Бизнес инвестирует ради своих интересов и живет почти автономно от власти. Как результат — нет эффективного взаимодействия сторон, нет координации действий, нет устойчивого развития Воронежа. Но, эту ситуацию необходимо преодолевать.

Точек роста, которые реально могут позитивно повлиять на экономику города немного. Первая — это появление малых и средних промышленных предприятий. Это должны быть инновационные предприятия, готовые интегрировать в себя специалистов и технологии высокого уровня, но при этом не оказывать вредного влияния на экологию города. Я едва ли могу представить, чтобы в черте города сейчас возникло новое промышленное предприятие, производящее вредные выбросы. А вот инновационные малые и средние предприятия, в том числе и промышленные, вполне имеют право на жизнь. Эти предприятия могли бы выпускать комплектующие для машиностроения, станкостроения, радиоэлектроники.

О скрытых резервах экономики

— Второй точкой роста, на которую я бы советовал обратить пристальное внимание, мне представляется фармацевтика. Сейчас анонсируется появление в нашем регионе одного предприятия такого профиля. Но я считаю, в этом направлении стоит работать гораздо активнее, используя как федеральные гранты, так и привлекая иностранных инвесторов. Почему я уверен в целесообразности развития именно этой сферы в Воронеже? В России пока производится лишь около половины необходимых лекарств. А в Воронеже два вуза готовят фармацевтов: классический и медицинский университеты. Идеальные условия, которые не сравнить с соседними городами. Есть кадровая база, есть традиции.

Не нужно сбрасывать со счетов и создание новых предприятий переработки сельхозпродукции. Но это должны быть опять же инновационные предприятия по глубокой переработке сырья на новом технологическом уровне, где будет исключено негативное воздействие на городскую среду.

Сейчас на федеральном уровне подготовлена стратегия территориально-экономического развития России, в которой определено 14 макрорегионов. Среди них и Черноземье. Воронеж просто обязан стать столицей макрорегиона, если хочет совершить экономический рывок. Если город упустит этот момент, такой статус может обрести Белгород или Липецк.
Дмитрий Нечаев Воронеж
Политолог Дмитрий Нечаев: «Воронежу нужно преодолеть парадигму «сервисной экономики», базирующейся в основном на финансовых операциях, развитии индустрии развлечений и досуга».
О роли государственной и муниципальной поддержки
— Мой опыт общения с руководителями бизнес-структур говорит, что у них есть идеи, присутствует определенный креатив, но без господдержки они едва ли смогут воплотить все это в жизнь. В этих условиях инициатива должна исходить от власти. Только Минпромторг оказывает бизнесу около 600 форм господдержки. Но это федеральный уровень. А задача городских и региональных властей привести эту поддержку в Воронеж. Нужен план действий по принуждению бизнеса к активизации реального сектора экономики. Стимул — внешнеполитические условия. Чем они жестче, тем больше наше государство будет вкладывать нефтедоллары в реальный сектор, в промышленность.

От власти на местах требуется создавать условия, чтобы бизнес стремился войти в госпрограммы, ФЦП, появившиеся нацпроекты. Но пока в 2017 году на получение поддержки от Фонда развития промышленности по региону была подана всего одна заявка — от фабрики технических тканей. А ведь дать возможность получить кредит под 1% годовых — это очень серьезная помощь. Так же действенной мерой мне видится система грантов. Городская и региональная власти должны в опережающем режиме создавать проекты под эту поддержку, искать, создавать условия: площадки, инфраструктурные объекты, обеспечивать энергоресурсами.

Пора обратиться и к опыту других регионов. В Белгородской области реализуется программа «500/10 000». За 2,5 года там собираются создать 500 предприятий с 10 тысячами рабочих мест. Пока программа продвигается успешно, в том числе и в областном центре. Город Воронеж оптимален для реализации подобного проекта, с особым акцентом именно на создание малых инновационных предприятий.

Об особой экономической зоне
— Самая обсуждаемая сейчас точка роста — это создаваемая ОЭЗ. Скорее это точка роста для региона в целом, но и на город она может оказать позитивное влияние. Когда там появятся якорные инвесторы, потребуется очень много квалифицированных инженерных и рабочих кадров. Где их брать, если не в городе? Создаваемая ОЭЗ расположится на территории Новоусманского района. Но прилегающая к ней часть Воронежа, думаю, претерпит серьезные инфраструктурные изменения, именно там будут появляться инновационные промышленные производства. А со временем будет вполне логичным, если эта часть района будет присоединена к городской черте. Но, даже если этого не произойдет, в любом случае влияние ОЭЗ на город будет огромным. На мой взгляд, лучшим вариантом развития событий станет, если якорный инвестор будет как-то связан с «оборонкой». Скорее всего, таким инвестором может стать госкорпорация или часть какого-то концерна с государственным участием, типа «Ростеха» или ОАК.

В свое время в стране были созданы 33 особых экономических зоны. Но по-настоящему эффективно заработали лишь в Липецкой области и в Татарстане. Чуть позже результаты появились в Калуге. В большинстве же случаев бюджетные деньги были потрачены неэффективно. Об этом надо помнить, начиная новый проект.
Топ-3 точек роста Воронежа
Версия Дмитрия Нечаева
Создание малых и средних инновационных промышленных предприятий
Компании, готовые интегрировать в себя специалистов и технологии высокого уровня, но при этом не оказывать вредного влияния на экологию Воронежа
Развитие фармацевтических производств
С привлечением федеральных грантов, иностранных инвесторов и кадров из профильных вузов Воронежа
Предприятия глубокой переработки сельхозпродукции
Опять же инновационные предприятия с высоким уровнем технологий , где будет исключено негативное воздействие на городскую среду.
О кадровом вопросе
— Если город хочет, чтобы сюда реально приходили инвесторы, нужно снижать административные барьеры, влияющие на скорость принятия решений, своевременность мер государственной и муниципальной поддержки. Есть моменты, указывающие на позитивные изменения в этой сфере. Главный из них — это личностный фактор губернатора Гусева. Он — человек равноудаленный от тех или иных бизнес-структур и групп влияния, промышленник. Его приходу на губернаторскую должность предшествовал опыт руководства именно городом, что должно обеспечить эффективное взаимодействие региональной и городской власти.

Второй момент — кадровая политика. У губернатора на первом плане интересы дела. Его первые кадровые шаги показывают, что он подбирает людей, которые реально будут тянуть этот воз. Есть эффект — значит человек будет работать, нет эффекта — уйдет. Тот же подход в кадровой политике начинает применять и городская администрация. Надо понимать, что развитие промышленного сектора и реализация крупных проектов — это в значительной мере зона ответственности региональных властей. Но, и городской власти стоит вносить свой вклад в этот процесс. При всем при том, что городу нужно развивать ЖКХ, инфраструктуру, благоустройство, и этим содействовать улучшению инвестиционного климата, выстраивать новые, эффективные площадки для диалога между властью и бизнесом. Первое условие для этого — привлечь умных и способных профессионалов. А они в Воронеже есть.