«Возможности для роста у нас буквально под ногами. Надо учиться их видеть»

10 октября 2018 года 14:15
Александр Соловьев
Инвестор Александр Соловьев
«Воронеж. Точки роста» — спецпроект медиагруппы De Facto, реализуемый совместно с администрацией Воронежа. Лидеры обсуждают, куда приложить усилия для развития территории, чтобы это оказало положительный эффект на экономику города.

Инвестор Александр Соловьев рассказывает, как организовать синергию бизнеса Воронежа и аграриев из районов Воронежской области, что делать промышленникам и откуда брать данные по анализу перспективности бизнес-идей.

О том, что считать точками роста Воронежа

— Результаты работы отдельных предприятий или государственных институтов, ведомств, чиновников нужно оценивать по главному критерию — уровню благосостояния людей. Это вполне конкретные показатели, которые можно измерить — например, обеспеченность жильем, объем потребительской корзины, средний уровень заработной платы. Вместе с тем, высокое качество жизни — категория, которая требует приложения длительных усилий. Это даже не 2-3 года, а куда больше. Поэтому талант власти проявляется не в том, чтобы «быстрыми» решениями продемонстрировать сиюминутные успехи, а в том, чтобы выработать и исполнять стратегию развития территории с долгосрочными перспективами. В такой точке развития сегодня и находится наш регион и его столица. И есть смысл говорить как о проектах с отложенным эффектом влияния на уровень жизни воронежцев, так и о том, что заложит фундамент их развития в ближайшее время.

Еще один момент: надо признать, что нам пока не хватает талантливых исполнителей предпринимательских проектов. Людей, способных сначала увидеть, а потом и грамотно использовать сегодняшние возможности рынка. А ведь условий развития для малого бизнеса достаточно! Согласитесь, хотеть реализовать бизнес-проект и уметь это — абсолютно разные вещи. Желания у некоторых предостаточно, особенно, когда им видны успехи других, а вот способностей недостает.

О роли Воронежа в развитии экономики региона

— Учитывая сельскохозяйственный профиль районов Воронежской области, есть смысл говорить о Воронеже как центре компетенций, которые этот профиль и будут развивать. В городе требуется создание интеллектуальной базы управления предпринимательскими нишами, где себя реализуют районные аграрии.

Во-первых, необходимо выделить сферы развития: отойти от стратегии слепого тиражирования однотипных проектов, а заняться всесторонним анализом тех направлений, в которых не удовлетворен спрос. Например, это переработка сельхозпродукции силами малых предприятий. Так, осенью мы видим большие объемы фруктов и овощей, которые теряют в цене. Почему бы не наладить выпуск местных яблочных чипсов, кондитерских изделий, консервов? Того, что в сезон дешевеет, а в виде продуктов переработки стоит дорого. Ведь сегодня полки торговых сетей заполнены такой же продукцией, но из Восточной Европы или Подмосковья. Скажем, завершился сезон огурцов и помидоров — и многое попросту выбрасывается, некому освоить такие объемы на переработке. А зимой потребителям приходится покупать зарубежные продукты. Сельхозпродукции, которая производится, а потом становится невостребованной, у нас немало.

Во-вторых, нужно правильно определить место Воронежа в этой производственной цепочке. Если в районах есть рабочие руки, то в городе стоит закладывать сервисную базу, то есть инфраструктуру с ее обслуживанием «под ключ». Это поставки оборудования, пусконаладка, ремонт, закупка расходников. Можно создать сеть небольших предприятий, которые удовлетворят текущие нужды населения. Это позволит и вовлечь районы в процесс переработки, и повысить самозанятость: технологии вполне позволяют налаживать выпуск продуктов силами 3-5 человек.

Это как раз «закругляет» историю: от районов Воронежской области — к Воронежу. Такую задачу должны решать как раз малые предприятия из города, которые могут разрабатывать проекты мини-предприятий, помогать селянам их реализовать: поставлять и совершать пусконаладку сушилок, оборудования для консервирования, научить работе на нем и тому подобное. При этом за счет спроса они могут удешевить закупку этого оборудования: сразу приобретать на 10-15 районов. Ведь предпринимателю из района, человеку труда, некогда этим заниматься. Его дело — встать у станка и выпустить продукт, а далее передать его на продажу в сети. Кстати, тут также открываются возможности для городского бизнеса: необходимы компании, подобные некогда существовавшим потребсоюзам, которые будут заниматься закупочной деятельностью.

Если людям села дать гарантии реализации их продукции, они будут работать с удовольствием. А мы получим доходную часть по внутрирегиональному продукту, а также удовлетворение спроса.
Александр Кириллович Соловьев
Инвестор Александр Соловьев: «Есть смысл говорить как о проектах с отложенным эффектом влияния на уровень жизни воронежцев, так и о том, что заложит фундамент их развития в ближайшее время».
О госзаказе
— Еще одно направление — укрепление рынка государственного и муниципального заказов. Обратите внимание, сколько закупок делается для школ, больниц, интернатов, других учреждений. А это и продукты питания, и спецодежда, и белье и т.п. Причем создание таких производств вовсе не требует наличия высоких технологий. Наоборот, это снова говорит о возможностях для компаний с малочисленным персоналом и доступным по цене оборудованием. На внутрирегиональном и внутригородском рынках для подобных предприятий сейчас немало перспектив — если власти еще больше развернутся в сторону местных поставщиков. Другое дело, что у нас не всегда находится необходимое количество людей, готовых разглядеть такие перспективы. Большинство предпринимателей сегодня бросаются делать то, что видят у своих коллег, и нередко ошибаются в своем выборе.
О промышленности
— Промышленные предприятия должны работать с ориентацией на долгосрочную устойчивую отдачу. Сейчас на границе Воронежа и районов создается особая экономическая зона «Центр». Мы говорим о появлении там в будущем высокотехнологичных производств с высокой конкурентной составляющей, таких, которых больше нигде нет. А воронежские предприниматели могут получить заказ как раз на участие в создании подобных больших заводов и их дальнейшей жизнедеятельности. Это загрузка на годы вперед, что привлекательно для малого бизнеса: знать, что работой предприятие будет обеспечено. Такое направление выстрелит не сразу, а через 3-5 лет, положительно повлияет на налоговую базу региона, уровень зарплат и т. д. А пока они находятся в инвестиционной стадии, нужно делать «быстрые» проекты, о которых я сказал выше.

Кроме того, не снимается задача восстановить производственный потенциал предприятий, которые были флагманами в советскую эпоху. Заново надо отстраивать и кооперацию науки и промышленности. Например, если взять вопрос снижения себестоимости продукции и проработать его максимально эффективно, для заводов Воронежа откроются совсем другие перспективы.
Топ-3 точек роста Воронежа
Версия Александра Соловьева
Переработка сельхозпродукции при участии малого бизнеса из Воронежа
Городские предприятия выполняют функцию «операторов», налаживая инфраструктуру и помогая со сбытом
Разворачивание рынка государственного и муниципального заказа в сторону городских предприятий
Бизнес-идеи обеспечат рынками сбыта
Появление консалтинговых структур, оценивающих перспективы бизнес-проектов
Предприниматели получат экспертную и независимую оценку возможностей и рисков
Об анализе бизнес-идей
— Ключевая задача власти в развитии бизнеса — инициация и поддержка предпринимательских проектов — через законодательство, через идеологическую поддержку. Есть ведь и те, кто будет не только за деньги, а за готовность быть полезным экономике втягиваться в эти процессы. Власти нужно искать и находить пассионариев, которые запустят позитивные векторы. Как это делается?

Роль власти в настройке экономики должна сводиться к выдаче правильного анализа точек роста. Кто-то должен профессионально изложить, сколько и куда надо вложить, какой будет окупаемость и доходность, сколько необходимо сотрудников и т.д. И выдать в виде готового решения для бизнеса. Поэтому нужно вкладываться в маркетинговые исследования и другие изучения рынков, критическую оценку мирового и федерального опыта. Кстати, на вопрос, какими могут быть такие вспомогательные структуры — муниципальными или полностью частными — тоже необходимо отвечать после всестороннего анализа имеющихся наработок и с прицелом на особенности экономики города и местных традиций управления и развития. Но то, что дефицит таких структур на воронежском уровне есть, это очевидно.