1 октября 2018 года 09:00

Почему платные парковки Воронежа — неизбежное благо для всех?

6 аргументов о том, как город стал ближе к стандартам управления транспортной отраслью
Побудем провокаторами: в платных парковках Воронежа нет ничего плохого. От слова «совсем». Кажется, в транспортной отрасли города случилось самое позитивное, что вообще могло произойти. Не верите? Давайте спорить.

Аргумент 1. Восстановление приоритета пешеходов над автомобилистами

Цивилизованный подход, применяемый в Европе и США, — это приоритет интересов пешеходов над автомобилистами. Из-за роста уровня автомобилизации считается дикостью хранение огромного количества машин на улично-дорожной сети мегаполисов. Примерно 92% машин в центре Воронежа паркуют с утра и до вечера просто потому, что их владельцы находятся на работе.

Количество парковочных мест фактически не растет, а вот число машин — увеличивается на 5-6% в год. Примерно треть авто в час пик в центре попросту курсируют в поисках свободного места (так называемый блуждающий трафик). И под весь этот объем нереально разово создать десятки тысяч машино-мест. Этому помешают как историческая застройка, так и неизбежно следующий за этим новый виток дефицита парковочных пространств.

В Америке и Европе к этому пришли давно, поняв, что платная парковка — эффективный и понятный инструмент управления спросом на дефицитный ресурс пропускной способности улиц больших городов. Напомним, что за рубежом не только внедряют платный паркинг, но и нередко запрещают въезд в центр на личном транспорте, вводят дополнительный налог на пользование авто и т.п.

Аргумент 2. Запуск платных парковок в Воронеже происходит в лучшее для этого время

Впервые информация о том, что запуск платных парковок в Воронеже перенесут на осень, появилась в конце января 2018 года. Несмотря на то, что ее официально опровергали (речь шла о волнующих администрацию города вопросах: межевание земли, администрирование платежей и т.п.), в итоге все же было принято решение о старте в понедельник, 1 октября.

После этого горожане отчетливо разделились на 2 лагеря — сторонников и противников идеи платных парковок. Руководитель проекта со стороны мэрии Максим Захаров считает, что такое разделение ожидаемо, но...
«Для любого крупного города характерно наличие проблем в транспортной сфере, и Воронеж не исключение. Причины стандартны: историческая застройка с узкими улицами, места притяжения транспорта в центральной части — торговые и бизнес-центры. Добавьте сюда ежегодный рост количества транспортных средств, — перечисляет Захаров. — Для предотвращения транспортного коллапса власти любого мегаполиса должны вовремя принимать превентивные меры. Для Воронежа такой момент наступил сейчас. Дальше было бы уже поздно».

Вряд ли тут найдется контраргумент, так?

По результатам опроса, проведенного специально для DF независимой социологической службой «Ваше мнение!», уже в этом году количество поездок на личных авто может резко снизиться. Только из-за введения платных парковок в центре 9,8% воронежцев ограничат свои выезды на личном авто случаями «крайней необходимости». А 4,1% в будни полностью откажутся от автомобиля и пересядут на общественный транспорт.

Аргумент 3. Реализацию проекта доверили инвестору с опытом

Организацией и контролем процесса занимается выигравшая на безальтернативной основе конкурс белгородская компания «Городские парковки». За спиной инвестора — результативный опыт реализации подобных проектов в 10 городах (в том числе Санкт-Петербурге, Казани, Сочи, Белгороде). Стоимость воронежского проекта — 115 млн рублей. По расчетам, он должен окупиться для инвестора за 5,5 лет. В течение этого срока 25% выручки будет поступать в бюджет города, далее — по 40%.

Так что и здесь не стоит сетовать на отсутствие конкуренции за концессию парковочных пространств или нехватку опыта. Или хотели бы переиграть конкурс, в котором очутятся малоизвестные компании?
Аргумент 4. Для участников дорожного движения вводятся не запреты, а ограничения
Рассматривая опыт других городов по введению платных парковок, власти Воронежа принимали ограничительные, а не запретительные меры. Например, не будет реализована идея совсем ограничить въезд в центр и оставить там только общественный транспорт, а также места для пеших и велосипедных прогулок — как это принято во многих европейских мегаполисах.

Как утверждают организаторы проекта, перевозчики проинформированы об ожидаемом увеличении пассажиропотока и готовы утром и вечером увеличивать количество рейсов на автобусах большой вместимости. Да, и вот это, пожалуй, единственное пока слабое место всего проекта: общественный транспорт должен соответствовать изменениям. Как говорит сопредседатель общественной организации «Город и транспорт» Михаил Фурсов, внедрение платных парковок в целом может занять 3-5 лет. Хочется, чтобы ощутимое улучшение сферы пассажирских перевозок произошло гораздо раньше.
Аргумент 5. Воронеж переосмысливает городское пространство как источник дохода
В последние месяцы в Воронеже часто обсуждается тема передачу в концессию различных городских пространств: парки, подземные переходы, парковки наконец. И это новый системный подход: пространство становится источником постоянного и неплохого дохода для бюджета.

Руководитель «Городских парковок» Олег Михалин подчеркивает: с началом работы проекта оборачиваемость машино-мест увеличится в несколько раз: 6 тыс. парковочных мест будут в течение рабочего дня использовать порядка 60 тыс. автомобилей.

«Подчеркну, что парковочное пространство в Воронеже — это не платная парковка, а свободная. Плата — это один из инструментов для регулирования загруженности парковочных карманов. До 1 октября из 6 тысяч парковочных мест 92% с утра до вечера занимали одни и те же машины. Это не позволяло создать условия для оборачиваемости каждого из мест», — отмечает Михалин.

Как отметил первый замглавы администрации Воронежа по городскому хозяйству Сергей Петрин, средства, полученные от реализации проекта, будут направлены на улучшение транспортной инфраструктуры города.
Сергей Петрин
первый замглавы администрации Воронежа по городскому хозяйству
Речь идет и об обустройстве новых пешеходных дорожек, и тех же парковочных мест, и об улучшении подвижного состава. По согласованию с концессионером у нас появится определенная цифра, которая будет фигурировать в проекте бюджета на 2019 год. Возможно общественное обсуждение этого вопроса: на что лучше, по мнению жителей города, потратить средства.
Аргумент 6. Вариативность оплаты парковок и бесплатные дни
Первые паркоматы появились в Воронеже во второй половине сентября. До конца 2018 года платные парковки появятся на Кольцовской, Пушкинской, Никитинской, Театральной, Фридриха Энгельса, Среднемосковской и Оржоникидзе. Они затронут два района — Центральный и Ленинский, порядка 60 улиц, 6 тыс. парковочных мест и 18 территориальных зон. Речь идет практически обо всем центре: о территории от цирка до вокзала «Воронеж-1» и от площади Застава до Университетской площади. Вся подробная информация размещена на сайте «Парковочное пространство Воронежа» (пока он работает в тестовом режиме).

Платной парковка на обозначенной территории будет с 8 до 20 часов в рабочие дни. Стоимость — 40 рублей/час. С 20 до 8 часов, а также в выходные и праздничные дни оставить машину в зоне платной парковки можно бесплатно. При этом, первые 15 минут парковки — бесплатные. Если владелец оставил машину, например, на 1 час 15 минут, то оплатить придется 2 часа парковки. Однако, если оплата произведена ровно после часа, то у припарковавшегося есть «бесплатные» 10 минут, чтобы покинуть зону платной парковки. Функции контроля будет также осуществлять оператор парковок. Следить за соблюдением правил будут стационарные камеры фотофиксации, 10 экипажей автомобильных патрулей и пешие инспекторы. Нарушителям грозит штраф 1,5 тыс. рублей и передача материалов о несоблюдении правил в административные комиссии соответствующего района.
Так выглядят автомобили фотофиксации нарушения правил платной парковки в Воронеже
Оплатить парковку можно в парковочном автомате, отправив смс на короткий номер, через мобильное приложение, в отделениях банка и на сайте «Парковочное пространство Воронежа». Платить можно не только по часам, но и купить абонемент на сутки (400 рублей), на месяц (4,5 тыс. рублей) и на год (50,2 тыс. рублей). Резиденты платных парковок (те, кто зарегистрирован в зоне парковки) смогут получить годовой абонемент за 1,8 тыс. рублей. На каждую квартиру или жилой дом можно оформить не более двух разрешений. Специальные бесплатные абонементы могут оформить инвалиды, участники ВОв и узники концлагерей.
Если оплатить парковку не удалось по причине неполадок по вине оператора парковок (например, не работал паркомат), она для автовладельца будет бесплатной.
P.S.
Очевидно, что подобный проект — во многом (если не во всем) новый для Воронежа. Поэтому нас наверняка ждут этапы «отладки» и привыкания. А, как известно, в такие времена принято делать скидку на отсутствие опыта и набраться терпения. В конце концов, если задумка сработает, выиграют от этого все: власти, инвестор, перевозчики автомобилисты и пешеходы.