«Главная точка роста Воронежа — носить малый бизнес на руках»

10 сентября 2018 года 09:00
Директор БКС Брокер в Воронеже Игорь Гольцев
Директор «БКС Брокер» в Воронеже Игорь Гольцев
«Воронеж. Точки роста» — спецпроект медиагруппы De Facto, реализуемый совместно с администрацией Воронежа. Лидеры обсуждают, куда приложить усилия для развития территории, чтобы это оказало внушительный положительный эффект на экономику города.

Директор местного филиала «БКС Брокер» Игорь Гольцев рассказывает, почему власти нужно вкладываться в «маркетинг отношений» с бизнесом, как заставить работать на нас огромное количество айтишников, что разгрузит пробки и многом другом.

О том, что считать точками роста Воронежа

— Начнем с того, а нужно ли нам расти? Ну то есть в классическом понимании Воронеж сейчас находится на таком этапе развития, когда в определенных, опорных сферах достигнуто насыщение или есть объективные причины по отсутствию роста. Жилья настроено предостаточно, безработица низкая, колоссальный ресурс высшего образования накоплен. Поэтому я бы рассматривал точки роста не как определенные сферы, а как места для приложения усилий — коммуникация власти и бизнеса, использование определенных мировых практик и пр. То есть строительную отрасль я бы не считал резервом или потенциалом, а вот, например, качество диалога чиновников и инвесторов — считал бы. И конечно надо смириться с тем, что сейчас «быстрых» точек роста не существует.

О том, как разговаривать с бизнесом

— Чудес не бывает: огромное влияние на количество и качество инвестиций, на внутренний региональный продукт оказывают именно настроения бизнеса. И вот здесь власти нужно сделать рывок в продвижении условий для предпринимателей, то есть вложиться в «маркетинг возможностей» — в доверие, в понятность, в прозрачность, в ощущение защищенности. Например, не надо стесняться непопулярных мер ради местных предпринимателей. Посмотрите на Камбоджу: там ввели запрет на аренду авто и мотороллеров — в интересах камбоджийских извозчиков. Да, с виду неказистые предприниматели, так себе, но именно они кормят тысячи семей, и они — свои.

Или вот еще пример. Сегодня много сервисов и услуг заведено в «цифру», а бизнесмены об этом даже и не знают! Наверняка, существующая напряженность между торговцами и муниципальными служащими в определенной мере снялась, если бы власти донесли выгоды: как можно сэкономить время в решении проблем. И тогда предприниматели выходили бы на протестные митинги в меньшем количестве. Иными словами, коммуникации должны быть пересмотрены кардинально: большая часть бед — как раз из-за того, что предприниматели и не в курсе, что им полагается.

Это движение уже началось при Гордееве, но затронуло по большей части крупный и средний бизнес. А малый бизнес — еще нет. Его вообще надо на руках носить, это герои, главная точка роста! Ведь мало же отчаянных, которые в условиях неопределенности берут на себя дорогостоящие кредиты и реализуют проекты.
Директор БКС Брокер в Воронеже Игорь Гольцев
Директор «БКС Брокер» в Воронеже Игорь Гольцев: «Город находится на таком этапе развития, когда в опорных сферах достигнуто насыщение или есть причины по отсутствию роста»
О персональной ответственности во власти
— Еще один очень мощный фактор для «потепления» отношений власти и бизнеса — это введение реальной персональной ответственности чиновников за качество инвестиций. Как произошел экономический прорыв в Сингапуре? Ведь это была абсолютная дыра, источник наркотрафика. Просто ввели презумпцию виновности и повысили материальную мотивацию госслужащих. Ведь у нас немало компетентных управленцев, их просто нужно правильно подстегивать. Вот взять, например, общественные туалеты. Да, бизнесу нужно 2-3 месяца, чтобы пройти согласовательный «ад» для их установки, а власти могут уложиться в 2-3 дня. А теперь возьмите и проведите аудит этой цепочки: на каком этапе информация об ускорении процедур согласования «потерялась»? И такие проверки нужны большинству регламентов и персоналий. В этом смысле перспективы приобретает инструмент концессии: ведь в концессию можно сдавать что угодно — предприятия ЖКХ, парковочные места, парки и т. д. Но работать это будет при должном контроле над инвестором и личной ответственности муниципальных служащих, но при этом, конечно, с правом на ошибку.
О дорожно-транспортной отрасли
— Я бы не считал строительство крупных объектов дорожной инфраструктуры точкой роста. Развязки и прочее — это то, что должно было появиться в Воронеже много лет назад как само собой разумеющееся. Сегодняшние, пусть и миллиардные вливания, будут иметь тактический, а не стратегический эффект. Да, через зарплаты в дорожной отрасли экономика города почувствует пользу, но кратковременно, а вот прибыли дорожников, не исключено, просто уйдут из региона. Другое дело, что надо смотреть на возможности, которые сформировались сами собой, под влиянием жизненных обстоятельств. Вот вводим платные парковки, и что дальше? У нас резко улучшится общественный транспорт, а часть автовладельцев откажется от привычного уровня комфорта? Вряд ли.

Поэтому власть может стимулировать нестандартные инструменты. Посмотрите на бешенную популярность приложения «Бла бла кар»: 35 миллионов человек по всему миру возят друг друга на своих машинах как попутчики. И эта практика уже внедряется жителями воронежских жилкомплексов: не все хотят торчать в пробках. Зайдите в группы соцсетей этих ЖК: там каждый день люди общаются, кто кого возьмет на работу. Это, может, поначалу кажется несбыточным, но схожие меры стимуляции отрасли внедряются повсеместно. Например, в некоторых штатах Америки нельзя занимать левую полосу, если ты один в автомобиле. А если есть пассажиры (читай, твои соседи), то можно. Что в итоге? Снижение на дорожную инфраструктуру, переориентация бюджетов и ресурсов в другие отрасли, уменьшение пробок, высвобождение времени и довольный электорат.
Топ-3 точек роста Воронежа
Версия Игоря Гольцева
Маркетинг возможностей для бизнеса
Власть снимет напряженность в отношениях с предпринимателями
Стимуляция каршеринга и совместных поездок
Снижение нагрузки на улично-дорожную сеть
Открытие офисов крупных IT-разработчиков
Воронеж получит госзаказы на цифровизацию экономики
О промышленности
— Роль государства в экономике растет очень быстро. Почему бы не встроить в госзаказ то, что уже было встроено определенным образом? КБХА, «Космос-нефть-газ», Воронежский мехзавод, «Воронежсельмаш» — у нас немало предприятий, которые в своем роде уникальны. Но этого недостаточно, чтобы получить федеральные заказы. Например, сейчас космической отрасли задали направление: параллельно с профильной деятельностью наращивать заказы по гражданской продукции. А это нельзя сделать без маркетинга другого порядка: промышленникам нужны сильные лоббисты наверху, которые убедят отдать деньги именно в Воронеж.
Об IT-отрасли
— Годовой оборот воронежской IT-отрасли — 8-10 млрд рублей, деньги колоссальные. И совсем скоро на этом направлении появится внутренний заказчик: президент Владимир Путин поручил массово заняться цифровизацией экономики, и под такую задумку уже заложены бюджеты. Поэтому необходимо сделать два важных шага. Во-первых, изучить опыт Казани: там построили целый IT-городок, основываясь только на пожеланиях специалистов отрасли — как строить дома, как организовать движение транспорта и пр. А ведь программисту нужно не так много: компьютер и крыша над головой. Дальше они просто ощущают себя частью сообщества, которое меняет мир. Во-вторых, нужно встраиваться в федеральные тренды и заводить в Воронеж крупных заказчиков, которые «высасывают» кадры из регионов. Например, «СберТех»: надо просто показать, что перевозить специалистов в столицу не имеет смысла — у нас есть опыт организации колл-центров и других подразделений федеральных компаний, которые успешно работают в Воронеже.