18 мая 2018 года 10:00

Отвечаешь?

Уровень безответственности необеспеченных воронежцев приблизился к критическому. Почему это важно, даже если вы успешны и богаты?
Игорь Иноземцев
политолог
«Недавно суд оценил убыток от ДТП нашего клиента в 314 тысяч рублей. Это не считая судебных расходов, именно на ремонт. Но взыскать с виновника аварии и треть этой суммы не удалось: с него просто нечего взять, а купить полис ОСАГО он не удосужился! — рассказывает руководитель адвокатской конторы «Дмитриев и партнеры» Олег Дмитриев. — Мужчина из Нижнедевицка официально нигде не работает. В собственности только две машины начала 90-х. Каждую можно продать тысяч за 10, не больше. На вопрос о страховке он только удивляется: а зачем? Его развалюхи после аварии ремонтировать особо нет смысла: они и до были не в лучшем состоянии. А то, что он может повредить машину C-класса, его, видимо, мало волнует».

Почему рост безответственности затрагивает каждого?

Градус безответственности в обществе достиг того уровня, когда это явление выходит за рамки проблем отдельных людей и начинает влиять на каждого.

Наиболее наглядно безответственность проявляется на фоне снижения доходов населения. Только по официальным данным, начиная с кризисного 2014 года они упали на 20%. По более смелым оценкам — на 25-30%. «Бедность не порок», как писал классик. Но сегодня обеднение приводит к определенной нравственной маргинализации населения, полной безответственности за свои действия (или наоборот, бездействие). «Что мне с этого? — удивитесь вы. — Я успешен, состоятелен. Я вращаюсь в совсем другом круге. Мой дом стоит в элитном коттеджном поселке и всегда под надежной охраной. Моих детей возит в школу личный шофер. То, что происходит в среде маргиналов, меня не касается». Ошибаетесь. Новое явление как буря, как ураган: накрывает всех. Приведем в подтверждение несколько кейсов.

Кейс 1. «За последние 2 года резко выросло число случаев ДТП, где один участник без полиса ОСАГО, — рассказывает Олег Дмитриев. — Как правило, он ездит на автохламе, который стоит немногим больше, чем страховка. Покупать полис для него дорого. А наносит ущерб он владельцам машин С-класса — от стоимости покраски одной детали до 400 и более тысяч рублей. Выиграть такие дела несложно: все очевидно. Но взыскать с такого персонажа либо совсем нечего, либо приходится ждать годами, пока он делает ничтожные выплаты».
Впрочем, когда ДТП заканчивается только не взысканным ущербом на ремонт авто — это еще не самый худший вариант.
«Внучку моего клиента сбил водитель КамАЗа на пешеходном переходе — молодой парень, просто по невнимательности, — возмущен управляющий партнер юридической компании «Зубащенко и партнеры» Эдуард Зубащенко. — Ребенок теперь может остаться инвалидом, а парень и в ус не дует. Взыскать же на лечение с него нечего. Будем взыскивать с транспортной компании, и непонятно, насколько это затянется».

Кейс 2. «Я живу в микрорайоне с далеко не самой низкой стоимостью квартир. Большинство моих соседей — люди со средним достатком и немного выше, — рассказывает директор Digital Agency Win-Win Владимир Молчанов. — У нас развитая инфраструктура и достаточно много парковочных мест, практически всегда есть свободные. Но в последнее время все чаще стали заезжать жильцы соседних, бюджетных жилых домов и бросать у нас свои старые машины: в их жилкомплексах мест для парковки не хватает. Видимо, приобретая или снимая там жилье, они об этом не задумывались. А арендовать платное место для них дорого. Мало того что они занимают наши места, и скоро нам самим негде будет парковаться. Так еще бросают машины как угодно: поперек проезда. А недавно полностью перегородили подъезд служебного транспорта к мусорным бакам. Более того, там и просто человеку пройти было некомфортно».

Кейс 3. Выпускной-2018 у 11-х классов одной из школ Левобережного района висит на волоске. Большинство родителей решило проводить торжество в развлекательном комплексе The Voda. Почти за полгода обсуждались все детали, после чего в заведение была внесена предоплата. И тут выяснилось, что несколько семей с низким достатком не готовы платить. Но прийти на родительские собрания, обсудить место проведения, пока оно только выбиралось, они тоже не посчитали нужным. Забирать предоплату было слишком поздно. И таким образом все остальные родители могли потерять свои деньги. Да и найти новый ресторан за несколько месяцев до банкета, когда все школы отмечают выпускной в один день, проблематично. Пока праздник так и завис под вопросом.

Явление безответственности очень часто переходит в разгильдяйство на своем рабочем месте. И в этом случае оно также может сказаться на всех. «Этой зимой я не мог выехать из двора! — возмущен гендиректор агентства безопасности «Волк» Михаил Гамбург. — Дворники упорно чистили тротуары: видимо, поступила такая разнарядка. Только весь снег они кидали на проезжую часть. Казалось бы, это мелочь. Но из-за таких мелочей многие опаздывали на деловые встречи и по другим своим делам».

Почему безответственность достигла таких масштабов?

Причина первая, экономическая. Резкое снижение уровня жизни населения приводит к столь же резкому снижению уровня ответственности. Я сам наблюдал недавно ситуации, когда воронежцы продают квартиры и переезжают в жилье худшего качества, чтобы высвободить 200-300 тыс. рублей «на жизнь». Примерно то же самое происходило в 90-е. Только тогда и продавать многим было нечего. А мы все помним, каким был уровень ответственности в 90-е. Еще в XIX веке Карл Маркс доказывал, что в основе общественной жизни лежат уровень и способы материального производства. И в целом я с ним согласен. Ту же идею выдвигает и Маслоу, строя свою пирамиду потребностей. Если человек находится на грани удовлетворения своих минимальных потребностей, ему, извините, неинтересно все остальное. Какой ответственности мы от него ждем? Недавно слышал фразу от одного московского чиновника: «Главное — поддерживать такой уровень жизни, чтобы народ не перешел в скотское состояние». А может быть, для некоторых этот уровень уже близко? О каком чувстве долга и ответственности можно говорить при таком отношении?

Причина вторая, правовая. Наказать за безответственность в рамках закона практически невозможно. «Школа пытается прививать чувство ответственности, проводит для этого различные мероприятия. Но когда в обществе действует принцип «Что позволено Юпитеру, то не позволено быку», когда мы видим, что на федеральном уровне за глобальные проступки даются те же сроки, что и за мелкую кражу, то школа, увы, бессильна. Недаром есть русская пословица: «Закон что дышло — как повернул, так и вышло», — сетует директор лицея № 7 Олег Япрынцев.

Наблюдения подтверждает Эдуард Зубащенко: «Видел статистику, что 70% решений суда остаются неисполненными. Ко мне приходят клиенты, и я сразу объясняю, что выиграть дело не проблема, но вот добиться взыскания очень сложно. Человек может просто скрываться от приставов, и наказать его очень сложно. Если нужен результат, а не решение суда со штампиком, то я часто советую действовать другими методами: через СМИ и т. д.».

Причина третья, политическая. Рядовой гражданин не верит, что может повлиять на политическую жизнь. На федеральном уровне в политической жизни ничего не меняется: все ключевые фигуры остаются на местах. Прямые выборы мэров в большинстве регионов отменили. Я сейчас не говорю о том, хорошо это или плохо. Политическая стабильность — это хорошо. Но снижение возможности как-либо повлиять на политическую обстановку (или думать, что влияешь) — еще один повод для апатии. Если от меня ничего не зависит, почему я должен отвечать за свои поступки?
Резкое снижение уровня жизни населения
Наказать за безответственность практически невозможно
Рядовой гражданин не верит, что может повлиять на политическую жизнь
Молодое поколение не привыкло отвечать за свои поступки
Школа оказывает образовательные услуги, а не закладывает ценности
Отсутствие социальных лифтов в ряде сфер
Отсутствие инициативности
Причина четвертая, психологическая. Молодое поколение не привыкло отвечать за свои поступки. Выросло новое твиттер-поколение, которое, как страус в песке, прячется в виртуальной реальности. А там степень ответственности практически нулевая. Ты можешь жить там своей вымышленной жизнью даже под вымышленным именем и не отвечать за свои поступки.

«Проблема еще в том, что поколение 90-х воспитывалось на образах успешных людей. Если ты богат — ты автоматически успешен, — рассуждает Михаил Гамбург. — А если ты беден, если ты тот же дворник, то все, жизнь не состоялась и можно быть маргиналом? Мы сами перестали верить, что можно быть цельной, ответственной личностью, даже если не добился карьерных высот».

Причина пятая, образовательная. Школа оказывает образовательные услуги, а не закладывает ценности. Чувство ответственности и долга закладывается с детства. Раньше немалое участие в этом принимала школа. Сегодня по стандартам учебное заведение должно заниматься образованием, а не воспитанием.

«Мои дети в том числе поэтому учатся экстерном, — говорит Эдуард Зубащенко. — Школа должна прежде всего научить ребенка принимать решения и отвечать за них. Что мы видим вместо этого? Никаких ценностей школа не закладывает, считает это просто не своим делом. Вместо этого, напротив, формируется чувство стадности: я что-то сделал, потому что так сделали все мои одноклассники».

Причина шестая, социальная. Отсутствие социальных лифтов в ряде сфер. Эта причина появилась не сиюминутно, а складывалась годами. Сегодня она становится отчетливо заметной на фоне снижения доходов. Возьмем советские времена наших бабушек и дедушек: практически каждый мог получить образование, вступить в партию и сделать таким образом карьеру. Сегодня даже при большом старании без связей или высоких стартовых условий (например, высокая должность или хорошее материальное положение родителей) можно дорасти только до определенного уровня. Да, есть малый и микробизнес, где таких возможностей больше. В госсекторе и в крупных корпорациях их практически нет. Плюс само образование сегодня доступно не всем. Бюджетные места на ряд профессий урезаются, а среднее профессиональное образование практически не котируется. Да, есть профессии, где конкурс невысок. Но, отучившись на инженера, ты имеешь очень высокие шансы попасть на воронежское предприятие с устаревшими технологиями и зарплатой в 15 тыс. рублей.

Причина седьмая, ментальная. Отсутствие инициативности. Исторически так сложилось, что мы ждем, что придет условный царь-батюшка, все за нас решит, разрулит, ответит. А когда мы не готовы проявлять инициативу, мы не готовы и отвечать за свои поступки.

Как мы видим, все вышеперечисленные причины носят не сиюминутный характер. Они складывались годами, а некоторые и веками. И на их искоренение может потребоваться также много лет плюс огромные ресурсы. Часть же искоренить полностью невозможно. Но может ли каждый на своем месте сделать что-то уже сейчас?
Как можно решить проблему безответственности людей уже сегодня?
Александр Бубнов
владелец интерьер-бутика «Эрмитажъ»
Не можешь ответить за свой поступок? Посадим на хлеб и воду

Конечно, все начинается с семьи. Бросил ребенок бумажку. Отругаете вы его или нет — это уже шаг к ответственности. Конечно, быстро мы никого не перевоспитаем. Что можно сделать уже сейчас? Не быть равнодушным к безответственности. Если автохам на автохламе без страховки въезжает в вашу машину, он должен понимать, что все равно за это ответит. Нечем оплатить ущерб? Посадим на цепь, на хлеб и воду. А может и без головы остаться — смотря на кого нарвется. Конечно, я не призываю сразу учинять разборки. Но слишком часто мы не делаем даже замечания подобным хамам, боимся получить по морде или просто считаем, что не наше дело, пока не касается нас. Но параллельно с этим нельзя снижать планку требований и к себе. Может быть, встреча с этим автохамом неспроста? Может, стоит задуматься, что ты сделал для сферы образования, например?
Александр Шаповалов
директор лицея №2
Ответственность прививается в труде

Как-то читал опрос, что 55% выпускников школ готовы переступить через моральные нормы. Угрожающая статистика! Конечно, чувство ответственности должна прививать прежде всего школа. Должны проводиться соревнования, «Веселые старты», которые сплачивают детей, формируют чувство плеча. Воспитательные беседы с родителями, с самими учениками. Сформировать в ребенке привычку не опаздывать на занятия — это уже задаток чувства ответственности. Сбор макулатуры, субботники — все коллективные действия приучают нас не только к труду, но и отвечать за общий результат. Понимать, что мы живем не сами по себе, а в социуме. Мы в своем лицее стараемся проводить такие мероприятия. Но очень много ограничений. Например, для привлечения детей к тем же субботникам нужно получить множество разрешений. Некоторые родители выступают против. А взяли бы они лучше почитали книги Макаренко…
Сергей Подвигин
главврач «Клиники доктора Подвигина», психиатр
Волевые качества могут заложить только родители

Сделать с безответственными взрослыми людьми, боюсь, уже ничего нельзя. Волевые качества — а именно они отвечают за чувство долга — формируются в детстве и подростковом возрасте. Какие-то изменения могут происходить до 25 лет. И степень ответственности этого поколения мы можем изменить. Для этого нужно прежде всего общаться с ребенком. Когда вы слышите от него «не хочу» и «не буду», не просто заставлять или отмахиваться, а объяснять, почему то или иное нужно сделать. Важно отдавать ребенка в секции, кружки, где также формируется ответственность за общий результат. И конечно, личный пример. Если вы считаете, что некоторые правила можно нарушать, будьте уверены — ребенок это запомнит.
Николай Паринов
руководитель компании «Новонадеждинское»
Пока каждый из нас ничего не сделал для своих сотрудников, тот, кто ездит без страховки, прав

Конечно, можно долго рассуждать о том, что у нас государство не поддерживает сельское хозяйство, что на прилавках опять турецкие помидоры, а не российские. Поэтому, мол, и мы, бизнес, ничего не будем делать. Но может, все-таки спросить себя: что сделал конкретно ты? Заплатил элементарно налоги? К тебе пришел сотрудник, попросил денег на операцию — ты дал? Пусть хотя бы часть. Построил жилье тем сотрудникам, которые переехали в село? Да, бизнесу сейчас тоже тяжело. Но я не верю, что настолько, что он ничего не может сделать для тех, кто работает в его компании. А пока ты ничего из этого не сделал, даже не попробовал, может, тот, кто ездит без страховки, поступает в каком-то смысле правильно