Отличие 3. Скидки всегда выступали способом стимулировать продажи, а сегодня стали единственным условием покупки. Акционная гонка за потребителем со стороны продавцов достигла своего пика.
«Если раньше со скидками продавалось 10-20% товара, то сегодня — 40%, — называет цифры директор регионального кластера X5 Retail Group Евгений Лаврухин. — Это огромный процент. Как и сама сумма скидок. Стандартная пачка сока стоит 80 рублей, а по акции ее цена 50 рублей. И ты делаешь скидку не для того, чтобы привлечь новых покупателей, увеличить их трафик. Нет. Ты вынужден ее сделать. Иначе к тебе вообще не пойдут. Акции утратили свой первоначальный смысл. Теперь это обязательное условие. Покупатель приходит и покупает только тот товар, который стоит со скидкой. А если у тебя в это время он без скидки, то он просто идет в другой магазин».
Директор «Ярмарки мебели» Сергей Решетов отмечает, что в прошлые кризисы довольно популярной была модель продаж одного из мебельных дискаунтеров: «Если ты приобретал у него сразу и диван, и комод, и кресло, то каждый из предметов выходил по смешной цене, с очень большими скидками. И такая модель продаж имела свой спрос как раз у эконом-сегмента. Но сегодня они и ей крайне возмущены. Они требуют, чтобы каждый предмет мебели продавался отдельно, но с той же огромной скидкой».
Отличие 4. К этому кризису активными потребителями стали представители поколения Z, которые не готовы экономить. Однако экономии не все возрасты покорны. Так, если 25-35-летние сокращают потребление в эконом-сегменте, то категория до 25 увеличивает.
«Как раз к этому кризису подросло то поколение, которое привыкло получать удовольствие от жизни. Да, у них не так много денег, и они как раз относятся к потребителям эконом-сегмента. Но они не привыкли отказывать себе и ужимать расходы, прежде всего на развлечения, на свой досуг, на посещения кафе», — рассуждает директор управления HoReCa ГК «Таркос» Максим Бобров.
Отличие 5. Представители эконом-сегмента стали больше потреблять в кредит. Если раньше в кризис потребительское кредитование падало, то сегодня оно показывает рост, несмотря (а может быть, даже благодаря) на снижение реальных доходов населения, отмечает Олег Цуцаев. Так, например, за 2017 год объем выданных потребительских кредитов вырос почти на 40% в сравнении с 2016-м. Еще больший всплеск наблюдается в сегменте микрозаймов. Так, в феврале 2017-го воронежцы получили 6637 таких ссуд, а в прошлом месяце — уже 10279, сообщает Национальное бюро кредитных историй. Таким образом, рост составил почти 55%. В прошлые же кризисы, например 2008 года, кредитование не только не росло, а серьезно проседало.
«Если раньше кредиты на крупные покупки брали прежде всего потребители из сегмента средний, то сегодня это эконом, — отмечает Олег Цуцаев. — Они покупают более дешевые товары. Но крупные покупки не могут позволить себе за наличные, без займа».