2 апреля 2018 года 12:00

Возрастной ценз

Бизнес «на детях» в Воронеже: какие ниши пустуют?
Людмила Утицких
управляющий директор
агентства V-marketing
Только 6% воронежских родителей полностью удовлетворены количеством и качеством различных сервисов для детей. Такие результаты показало исследование агентства V-marketing, проведенное специально для De Facto. Каких услуг не хватает родителям? И соответственно, какие незаполненные ниши открываются для бизнеса?

Как проходило исследование?

В опросе приняли участие 68 родителей детей в возрасте от 6 до 12 лет — наиболее активное время пользования детскими сервисами, когда пришло время не только обслуживать здоровье, но и инвестировать в знания, умения, красоту и физическое развитие. Анкета включала в себя как закрытые вопросы (предложение оценить существующие детские сервисы по десятибалльной шкале), так и открытые, где родители могли сами указать, каких услуг для детей в Воронеже недостаточно, а какие, напротив, не нужны. Оценка сервиса была многомерной, где самые низкие баллы означали отсутствие сервиса в Воронеже или недовольство тем, что есть, средние баллы — нейтральное отношение, высокие баллы — услуга максимально удобна для детей и их родителей, и последние готовы рекомендовать ее своим знакомым с детьми.
Достаточной выборкой по социологическим нормам при исследованиях узкой ниши, где опрашивается 100%-но целевая аудитория (в этом случае платежеспособные родители с детьми определенного возраста), считается 50 человек.

Какими услугами недовольны родители?

Направления для инвестиций в Воронеже: детский бизнес
Так, в топ-5 антилидеров попадают услуги по перевозке детей без родителей; площадки для досуга детей (парки, площадки в ТРЦ); IT-секции и онлайн-обучение. А пятое место делят детские кафе, услуги репетиторов и технические секции.

Пятерка сервисов, которыми родители максимально довольны — это языковые школы; спортивные и танцевальные секции; художественные секции; торговля продуктами питания для детей и парикмахерские.

Кроме того, родители назвали еще ряд направлений, которые не были представлены в общей анкете, но, по их мнению, недостаточно развиты в Воронеже: смотрите инфографику к этому блоку, а общая оценка сегментов представлена в процентных графиках ниже.
Во что инвестировать в Воронеже: детские направления
Какие ниши может занять бизнес?
Высокая степень недовольства родителей (см. топ антилидеров) говорит о двух вещах: либо такой услуги на рынке просто нет (или очень мало информации о ней), либо качество услуги неудовлетворительное.
Во что инвестировать в Воронеже: бизнес на детях
Но при этом в ходе ответов на открытые вопросы анкеты родители уточнили, какие услуги для детей не будут востребованы. Топ-3 среди них выглядит так: услуги по организации отдыха для родителей с детьми (13%); экстремальные виды спорта (10%) и отдельные парикмахерские для детей (9%).

Те же направления, которые вошли в топ-5 и максимально удовлетворяют родителей, сейчас являются максимально заполненными рыночными нишами. Либо пока не востребованы (как отдельные детские парикмахерские). Заходить в перенасыщенные сегменты рынка сегодня либо бессмысленно, либо есть смысл делать это очень локально, что в целом не дает гарантий развития такому бизнесу. А вот узкие и пока не востребованные имеют потенциал на развитие через несколько лет. В том случае, если инвесторы будут сами создавать моду. Точнее, создание моды на услугу — обязательное условие ее успеха и обязательные инвестиции в рынок в целом. Правда, потом как грибы начнут расти конкуренты. Хотя мода может прийти из столицы — например, и у нас вдруг появятся курсы по обработке фото и видео для подрастающих блогеров.

DF также опросил экспертов: что они думают о результатах исследования. Их мнения приведены ниже.
Насколько бизнес готов инвестировать в пустующие ниши детских услуг?
Сергей Костин
директор компании «Желтое такси»
Такси для детей никогда не станет массовым

Такси для перевозки детей без родителей — действительно востребованная услуга: только сегодня подписывали очередной договор с родителем. И бизнес потихоньку начинает это понимать. Услуга есть у крупных игроков местного рынка, которые работают вбелую. Мы запустили ее во второй половине 2017 года. Возможно, пока просто не все родители о ней знают. Но она вряд ли станет массовой на воронежском рынке. Столь популярные интеграторы такси просто не потянут то качество, которое нужно родителям. Большинство не доверят своего ребенка водителю, приехавшему на машине без опознавательных знаков. Нужен брендированный автомобиль, возможность в любой момент дозвониться водителю или диспетчеру (а не переписываться через приложение), договор на перевозку ребенка с возможностью дистанционной оплаты с карты родителя, оснащение автомобилей системой Глонасс, чтобы в любой момент отследить местонахождение ребенка. Только Глонасс на одну машину стоит 5 тыс. рублей, а у нас их в парке 160. Плюс его обслуживание на весь парк — 50 тыс. рублей в месяц. При существующих тарифах бюджетные такси просто не потянут данную услугу.
Андрей Кочегаров
управляющий пиццериями «Стрекоза»
Детские кафе — убыточная ниша

Дети в отличие от их родителей выбирают кафе далеко не по кухне. Для них главное — тусовка, развлечения. А смысл тогда вообще открывать кафе, если ребенок там съест 2 картофелины фри и выпьет бутылку колы? А остальное время будет резвиться с аниматорами. Инвестиции в такое кафе на момент открытия будут сопоставимы с обычным, взрослым заведением. Но постоянно придется дополнительно вкладываться в аниматоров, проведение мероприятий. А каким будет средний чек — большой вопрос. Да и ожидания родителей несколько расходятся с ожиданиями детей. Первые хотят увидеть в меню полезные блюда, а ребенок просто не пойдет больше в такое кафе. Думаю, родители лукавят, утверждая, что детских или семейных кафе недостаточно. Они сами готовы ходить в них в лучшем случае по выходным, а то и того реже — по праздникам. Например, у нас, хотя мы не позиционируем себя как детское кафе, 1 сентября с момента открытия начинается сплошной поток — от первоклашек утром до выпускников вечером. Но в будни с детьми приходят редко. За счет чего такое кафе будет выживать? Возможно, это вариант для федеральных сетей — у них другие ресурсы. Но не для местных игроков.
Константин Федутинов
заместитель декана факультета ПММ Воронежского госуниверситета
Дело не в количестве IT-школ, а в их качестве

Я долгое время курировал Экспериментальную техническую школу, созданную при поддержке Геннадия Чернушкина. И, насколько я знаю, коммерческих проектов, где детей обучают робототехнике и азам IT, в Воронеже достаточно. Может, родителям стоит чаще заглядывать в «Гугл»? Он сразу выдает 15-20 таких школ. И некоторые из них существуют по несколько лет, следовательно, имеют устойчивую финансовую модель, приносят прибыль. Есть франшизные проекты. Другой вопрос — уровень подготовки детей в них. Кто приглашается преподавателями, какие знания дети получают на выходе. Вот здесь я соглашусь, что у родителей могут возникать вопросы.
Сергей Родькин
бизнесмен (рынок «Соборный», ресторан «Поляна»)
Досуговые площадки для детей — это благотворительность, а не бизнес

В свое время мы вложились в создание сквера «Роща сердца», который можно считать и досуговой площадкой для детей. Рядом расположен наш объект — рынок «Соборный», а также храм Ксении Петербуржской, в члены попечительского совета которого я вхожу. Думаю, именно таково будущее площадок для детей — при каких-то крупных торговых объектах. Еще один яркий пример такой площадки — у ТРЦ «Арена». Но в любом случае все подобные проекты чисто благотворительные. Это не отдельный бизнес. Не говоря уже об инвестициях в их создание, затраты на поддержание чистоты, озеленение, проведение мероприятий — от 150 тыс. рублей в месяц и выше.