16 марта 2018 года 10:00

Ушли в ночь

Ночные клубы Воронежа массово меняют концепцию.
Выстрелят ли изменения?
Наталья Андросова
редактор журнала De Facto
Владелец бара «Хлам» Михаил Меркулов рассказывает, что 4-й год подряд выручка ночных клубов Воронежа не растет. У кого-то при возросших затратах она осталась на уровне 2013-2014 годов, у других снижение более очевидно — до 20%. При этом в городе недавно запустилось несколько заведений, среди них Palazzo, Angels после ребрендинга. Кто сможет удержаться и выиграть на штормящем рынке?

На что ночные клубы Воронежа делают ставку сегодня?

Когда мы заходим в клуб Aura, его гендиректор Джалил Хаматов лично наблюдает за монтажом нового светового оборудования: «Надо меняться. Соответствовать ожиданиям посетителей, в том числе по свету и звуку. Иначе сейчас не удержаться на рынке». Меняются все.

Изменение 1. Повышение среднего возраста посетителей клубов. Если традиционно наиболее активной аудиторией клубов были посетители 18-22 лет, то сегодня верхняя граница серьезно поднялась. Так, в Aura, по словам ее гендиректора, собираются люди от 18 до 50 лет. Ядро же аудитории воронежских клубов сегодня — 30-35-летние. Согласно опросу независимой социологической службы «Ваше мнение!», проведенному специально для DF, 40% посетителей ночных клубов — воронежцы 26-36 лет. И даже Михаил Меркулов, «Хлам» которого всегда ассоциировался с более юной аудиторией, заявляет, что средний возраст его посетителей — 24-25 лет.

Изменение 2. Демократичные клубы уходят с рынка или меняют владельцев, при этом «пафосные» продолжают открываться. Вслед за изменением возраста гостей меняются и преобладающие на рынке концепции клубов. Такие форматы, как «Завод» и «PROспект», прекратили существование. Последний находится в процедуре банкротства. Собственники бара bkwsk («Буковски»), который в ночное время также работал в формате клуба, рассматривали возможность его продажи. В феврале этого года на Avito было опубликовано объявление о продаже ночного клуба «Дом». А в конце 2017 года также появилась информация о продаже развлекательного комплекса «Парнас», включающего клуб.

Одновременно с закрытием демократичных по концепции клубов открываются внешне пафосные. Перезапущен Angels. Создатели Palazzo уверяют, что смогли воспроизвести в бывшем ДК «дворцовое убранство», а привозят исключительно топовых диджеев.

При этом, как говорит гендиректор, пожалуй, не менее пафосной Aura Джалил Хатамов, внешняя роскошь далеко не всегда обозначает высокий средний чек. Вместе с алкоголем он колеблется от 500 до 1,5 тыс. рублей.

Изменение 3. Уход от традиционного клубного формата в сторону мультиплощадок. Как подтвердили в «Чайхоне №1», по пятницам и субботам ресторан работает в режиме ночного клуба.
Опрос проводился среди населения Воронежа в возрасте 18 лет и старше. Сроки проведения — 15-19 февраля 2018 года. Объем выборки — 200 респондентов, что гарантирует статистическую погрешность, не превышающую 5,7%.
Именно благодаря этому, по оценкам участников рынка, заведению удается делать рекордные выручки — по 10 млн рублей в месяц.
Кстати, в самой «Чайхоне №1» от комментариев по этому поводу отказались. Средний воронежский ресторан за месяц делает выручку 4 млн рублей. При удачной концепции и локации — 6-8 млн. При этом «Чайхона №1», заявляя клубный формат, продолжает делать ставку на более разнообразное, чем в традиционных клубах, меню, работает караоке-зал. А в будни заведение работает исключительно в формате ресторана. Совладелец Palazzo Ахмед Хадизов в одном из своих интервью на момент запуска заведения сразу обозначил, что это не ночной клуб, а «ресторан, караоке-бар и площадка для проведения концертов и вечеринок». Aura также перестала зарабатывать исключительно на ночном клубе. В ней регулярно проходят банкеты, концерты, показы мод и даже бои без правил.

Что заставляет клубы меняться?

Причина первая. Демографическая яма и кризис повысили средний возраст посетителей клубов. «Сейчас традиционного возраста клубных тусовщиков достигли те, кто был рожден в кризис 98-го, — говорит Михаил Меркулов. — А как раз на это время приходится самая масштабная демографическая яма. Таких людей в целом меньше. И соответственно, не все из них ходят в клубы. Вот и получается, что посетители клубов «стареют». А заведения уже подстраивают свои концепции под мироощущение и вкусы 30-летних».

Психологами доказано, что естественная реакция на нестабильную экономическую ситуацию, а следовательно, неуверенность в завтрашнем дне — снятие стресса. Прежде всего с помощью алкоголя и ни к чему не обязывающего флирта. Отсюда и приток в клубы и рестораны с клубными элементами, удовлетворяющие обе эти потребности, 30- и 40-летних, которые при более стабильной ситуации в этом возрасте были ориентированы уже на другие ценности.

Причина вторая. Посетители хотят получить все удовольствия в одном месте — от хорошей кухни до качественных развлечений. Посетители 30+ — люди уже состоявшиеся, более платежеспособные. Но у них и другие требования к заведениям. Они ценят комфорт, хорошую кухню, возможность не только потанцевать, но и спеть в караоке. Отсюда и популярность усредненных форматов между рестораном и традиционным ночным клубом. По оценке основателя Food Kost Group (Москва) Магомеда Костоева, традиционно в клубе 80% оборота дает бар, а в ресторане — 60-70% кухня.
Сегодня пропорция меняется: в клубах и тех заведениях, которые работают в клубном формате в выходные дни, бар дает 60-70%, то есть спрос на кухню растет.
«Поскольку люди стали больше экономить, но не отказывать себе полностью в ночных развлечениях, формат «ресторан — ночной клуб» стал достаточно популярным, — считает директор шоу-бара Las Palmas Яна Сигаева. — Если раньше (а более состоятельная аудитория и сегодня) сначала ходили в ресторан, там посетители насыщались «хлебом», а дальше перемещались в новые места за «зрелищами», песнями и плясками, то сегодня пытаются совместить в одном месте и то, и другое. Когда посетитель переходит в новое место в тот же вечер, он делает новый заказ по бару, кухне, то есть несет еще расходы. А в ресторане с элементами клуба можно, уж извините за банальность, доедать и допивать заказанное ранее всю ночь. Разумеется, это касается лишь части аудитории. Но все же имеет место быть — все в одном месте: поел, потанцевал, попел. А заведениям в подобном формате это выгодно — и дозаказы по бару идут в их кормушку, и наличие публики создает атмосферу, драйв».

Причина третья. Повышение расходов на содержание клуба при сокращении выручки. Несмотря на то что в субботу, по словам Джалила Хатамова, Aura заполнена почти на 100%, а в пятницу — на 60-70%, он уверен, что в чисто клубном формате сейчас не выжить. Аренда в центре в подходящих для клубов помещениях, по его словам, начинается от 1 тыс. рублей за «квадрат». А клуб в чистом виде — это большие площади (вместимость Aura — 1,2 тыс. человек). Закупочные цены на алкоголь и некоторые продукты выросли пропорционально росту доллара. А поднять их на такую же сумму для посетителей — равняется еще сократить свою аудиторию.

Стандартный клуб обслуживает гораздо больше персонала, чем кафе или ресторан. «4-5 человек — это только сотрудники охраны, — подсчитывает Михаил Меркулов. — Также 4-5 официантов, 3 бармена, сотрудники кухни, обслуживающий персонал (уборщицы, посудомойщицы), администраторы, аниматоры и фотографы». Это не считая артистов для шоу-программы. «Если раньше привоз артистов обходился в 100-250 тысяч рублей, то теперь меньше чем о 500 никто и разговаривать не хочет», — возмущен Хатамов.
Какие форматы останутся популярными в будущем?
Размер инвестиций в клубы очень сильно колеблется в зависимости от масштаба и формата. Так, клуб «Дом» продается за 4,5 млн рублей. При продаже «Буковски», по заявлениям собственников, его цена может равняться 2,8 млн рублей. Однако, если вкладываться в профессиональный звук и свет, дорогой интерьер и масштабное помещение (с вместимостью более 500 человек), то инвестиции могут достигнуть, по оценкам Магомеда Костоева, 50 млн рублей. Так, например, «Парнас» выставлен на продажу за 250 млн рублей. Конечно, столь высокая цена обусловлена тем, что это целый комплекс с бассейном и другими площадками, но и профессиональный клуб с удачной локацией — это недешево. «При этом многие клубы умирают, так и не дожив до среднего срока окупаемости — 2-3 года», — предостерегает Костоев.

Поэтому очень важно определиться с правильным форматом заведения, жизнеспособным в будущем. Эксперты дают несколько рекомендаций, на которые стоит обратить внимание при открытии нового или перезапуске уже существующего заведения.
Что для вас наиболее важно при посещении ночного клуба?
результаты опроса, возможны до 3 вариантов ответа
40%
Музыка, попадающая в мои предпочтения
56%
Профессиональный диджей
8%
Наличие шоу-программы
32%
Статус посетителей
20%
Выступления звезд, приглашенных артистов
16%
Безопасность
20%
Внешний вид, интерьер
20%
Цена напитков, входного билета и прочего
16%
Качество и разнообразие напитков
32%
Высокие шансы знакомства с противоположным полом
Мнение 1. Создание масштабных площадок с возможностью заработка на зрелищных мероприятиях. Арт-директор московского клуба «Мьюз» и букинг-директор клуба «Арма» Денис Голубков считает, что зарабатывать смогут площадки с вместимостью от 500 человек и выше: «Такие клубы могут как проводить свои мероприятия, так и сдавать площадку в аренду под концерты. Клубы, которые пытаются продвигать более камерную историю — что-то среднее между баром и клубом на 200 человек, — просто не смогут отбивать гонорары выступающих артистов. А без зрелищных мероприятий гости приходят все реже».

С последним утверждением согласна Яна Сигаева: «Las Palmas не относится к категориям клубов, о которых идет речь, тем не менее при открытии первого зала (стрип-холл) мы выбрали именно новый формат мужского клуба — с шоу-программой в духе кабаре. И посещаемость растет! Мы предлагаем развлекательную программу, которую можно наблюдать, сидя за столиками, употребляя различные напитки, а при желании участвовать в ней или просто танцевать. Совсем недавно открыли второй зал — караоке-холл. Но и здесь мы не ограничились стандартной работой: проводим игры и конкурсы с призами, поддерживаем выступления гостей бэк-вокалом, приглашаем музыкальные группы, устраиваем танцевальные номера».

По пути масштабных площадок с проведением концертов в Воронеже уже пошли Aura и Palazzo.

Мнение 2. Обязательное наличие ресторана при клубе. Если раньше можно было ограничиться баром с легкими закусками, то теперь гости ждут даже от клубных заведений возможность полноценно поужинать. Так, арт-директор рестобара с клубными элементами «Бамбук и Кактус» в центре Москвы Владимир Колесников рассказывает, что в своем заведении они сделали ставку на китайскую и мексиканскую кухню. И такое необычное сочетание дает свою долю посетителей, в том числе и в вечернее время.

Мнение 3. Деление площадки на зоны, в которых можно проводить мероприятия не только в ночное, но и в вечернее, дневное время. Так, в Aura уже проводят такие мероприятия. Например, днем в выходные — шоу мыльных пузырей. Денис Голубков считает, что площадку можно сдавать под самые разные мероприятия, вплоть до выступлений подростковых музыкальных коллективов в дневные часы, занятий различных школ, которым необходима сцена. Поэтому идеально, если клуб можно зонировать — например, временно отделять барную зону от сцены и танцпола. В этом случае, продолжает мысль Владимир Колесников, в барной зоне в более ранее вечернее время или в будни можно также проводить различные интеллектуальные игры, пользующиеся сейчас популярностью. Последнее уже взяли на вооружение воронежские пабы.

Мнение 4. Усиление сегментации аудитории внутри отдельных заведений. «Вполне возможно, что даже внутри одного заведения будет сегментация гостей по уровню платежеспособности. Например, клубы будут делать платным вход с различной ценой и возможностями в зависимости от выбранной зоны локации (столики с лучшей видимостью и т. п.), все включено в стоимость входного «билета» или не все. По аналогии с отелями, а также по данной практике уже пошли клубы Америки и Европы», — комментирует Яна Сигаева.

А по каким критериям сами посетители ночных клубов выбирают, куда пойти? Предлагаем ознакомиться в инфографике к этому материалу.