7 декабря 2017 года 12:25

Зима близко

Каким будет благоустройство и ремонт улиц Воронежа в ближайшие месяцы
Что и отрицать — помня прошлогодние снежные завалы, жители Воронежа с опасением ожидали наступления этой зимы. Но начало снегоуборочного сезона дало повод для умеренного оптимизма: власти города справились с последствиями первого снегопада достаточно оперативно. Превратится ли такой подход в систему?

Что было раньше

Для начала анализ благоустройства и содержания улиц Воронежа зимой следует разделить на 2 больших направления. Во-первых, это уборка снега и наледи. Во-вторых, это правильная эксплуатация и (при необходимости) ремонт дорог. Здесь же надо принимать во внимание, что часть обязательств — это работа управляющих компаний (т.е. владельцев частного капитала, вложенного в ЖКХ).

Уборка снега и наледи. Глава Воронежа Александр Гусев в последние несколько зим был, мягко говоря, не очень доволен отдельными профильными сотрудниками. Часть из них покинула свои посты, а в феврале этого года своей должности и вовсе лишился главный коммунальщик города Игорь Черенков. В комбинатах благоустройства сетовали на отсутствие техники и дворников, а город периодически был завален снегом. Стоит признать, что во многом это действительно зависело от нехватки ресурсов. «Нанимать больше дворников и закупать больше техники, других мер не существует», — говорил тогда Черенков.

Ремонт дорог. Ямочный ремонт проводился в последние зимы точечно и там, где дорога была совсем уж разбита (как, например, на мосту от 9 Января в сторону Семилук — до его закрытия на реконструкцию). То есть о системном подходе речь также не велась, опять-таки в силу нехватки денег в бюджете.

Что изменилось сейчас

Очевидно, что когда ситуация требует изменений, то начинать надо с корректировки цели. Для жителей Воронежа, которые выезжают на его улицы каждый день, она формулируется, видимо, так: благоустройство и ремонт улиц зимой станут существенно лучше, чем многие привыкли ожидать. Что для достижения такого результата делается уже сейчас и обещано к выполнению?

Парк коммунальной техники вырастет на треть. Одну из болевых точек для городских комбинатов благоустройства начали устранять внушительными вливаниями. Так, мэрия Воронежа анонсировала приобретение сразу 119 единиц коммунальной техники (в дальнейшем эта цифра выросла до 133): то есть речь идет, по сути, о рекордном обновлении автопарка спецмашин. На закупки власти направят до 400 млн рублей. Это тракторы, самосвалы с фронтальной погрузкой, грейдеры, снегопогрузчики, а также малая техника. Заказчиками выступают районные комбинаты благоустройства. Коминтерновский и Ленинский районы получат по 26 новых машин. Центральный — 24 единицы техники, Советский — 22, Левобережный — 12, Железнодорожный — 9. Количество рассчитывалось по убираемой площади.
Для сравнения в прошлом году весь парк коммунальной техники насчитывал 211 машин, а к 1 января 2018-го эта цифра составит более 300. Итого — рост фактически на треть.
Уже сейчас комбинаты получили от 10 до 20 единиц техники, поставки продолжатся до Нового года: каждую неделю пребывает 4-7 машин, рассказали в мэрии. Кадры для работы с ними, как заявляется, уже подобраны.

К содержанию дорог подключат профильный бизнес. Как говорит мэр Воронежа Александр Гусев, предпочтение будет отдаваться «крупным дорожно-строительным организациям», которые и проводили сам ремонт в 2017 году. А это, как известно, СМУ-90 и «Навастрой». Иными словами, управление дорожным хозяйством в Воронеже все больше обретает черты проектной деятельности с понятным списком исполнителей и задач.
Александр Гусев
мэр Воронежа
И давайте попросим руководителей этих организаций выделить сотрудников для участия в комиссиях по обследованию дорог — в части их содержания. Надо включить представителей подрядчиков в составы комиссий, чтобы они понимали, что мы правильно исполняем требования по эксплуатации, и осознавали свою ответственность за гарантийные обязательства по этим дорогам.
График работы управ районов, комбинатов благоустройства и управления дорожного хозяйства актуализирован. Исправная техника в достаточном количестве — это часть решения задачи. Конечно, другим составным элементом являются исполнители. Как изменится работа дорожного управления и управ?

С 1 ноября сотрудники ведомств приступили к «зимнему» дежурству, которое продлится до 31 марта 2018-го. В таком же режиме поработают и комбинаты благоустройства.
1454,4 км

Протяженность дорог Воронежа
12,2 млн кв. м

Площадь механизированной уборки
1,3 млн кв. м

Уборочная площадь тротуаров
Кроме того, к работе обещают привлечь 400 дворников. По таким расчетам выходит, что на одного дворника придется около 3,25 тыс. м2 тротуарной площади (основных пешеходных путей), то есть меньше половины стандартного футбольного поля.
Александр Гусев
мэр Воронежа
В случае необходимости работникам комбинатов благоустройства и управ придется трудиться в ночную смену. А мы подумаем, как стимулировать людей за сверхурочную работу. Тем более, у нас имеется удачный опыт предыдущего сезона.
Заявлено ужесточение контроля над УК. Еще одна сторона, несущая ответственность за благоустройство, — управляющие компании. Сейчас территория Воронежа разбита на участки, за каждым из которых закреплен сотрудник мэрии. Трижды в неделю он мониторит состояние дворов, тротуаров, наличие и степень опасности сосулек. По итогам мониторинга управление ЖКХ начинает диалог с УК: по выполнению ее обязательств.

Также известно, что крупные УК Воронежа также приобрели снегоуборочную технику, которая уже выходила в этом зимнем сезоне на улицы города.

При необходимости ремонт дорог будет более масштабным. Отдельно стоит вопрос по ремонту дорог зимой. И изменения здесь также начались: уже в декабре сотрудники муниципалитета приступили на отдельных участках Московского проспекта к так называемому поддерживающему ремонту (раньше подобное случалось в феврале-марте). Это позволит дороге в должном состоянии простоять до более внушительного обновления — в 2018 году, по федеральной программе «Безопасные и качественные дороги».

Чтобы к весне небольшие ямы не разрослись до огромных размеров, устранять разрушения планируется с помощью горячей литой асфальтобетонной смеси — с повышенным содержанием минерального порошка. При температуре укладки 200-220 градусов по Цельсию смесь имеет литую консистенцию, что исключает необходимость ее уплотнения. К месту работ смесь доставляют спецмашинами с обогреваемой емкостью и выливают в подготовленную карту. После остывания смеси до 50-60 градусов по отремонтированному участку открывают движение. А подготовку карт (обрубку кромок) делают как при традиционном способе. Применение такой технологии позволяет ремонтировать при уличной температуре до минус 10 градусов.
К последовательному созиданию
Продолжая тему дорог, нельзя не отметить важный момент: «откатиться» в качестве их содержания зимой будет совсем не к месту. Освоенные в 2017 году Воронежем 2 с лишним миллиарда рублей — слишком высокая цена, чтобы переделывать эту работу. К тому же уже утвержден полный список улиц для включения в программу «Безопасные и качественные дороги» на 2018 год. Там значатся 103 объекта (общая протяженность 150 км) — в основном периферия областного центра (большинство центральных направлений уже приведено в норму). И поэтому хочется, чтобы город впервые за долгое время сосредоточился не на разовом, а на последовательном созидании.