14 ноября 2017 года 09:00

Как поставишь, так и поедешь

Ограничение парковок во дворах жилых домов Воронежа:
за и против
В ЖК «Московский квартал» недавно появились дорожные знаки, практически полностью запрещающие парковку во дворах, кроме специально отведенных для этого карманов. Пока знаки не вступили в силу, однако прецедент может распространиться и на другие дворы Воронежа. Сопредседатель общественной организации «Город и транспорт» Михаил Аксенов считает установку запрещающих знаков хорошей мерой борьбы со стихийной парковкой во дворах. Но председатель регионального отделения Комитета по защите прав автомобилистов Николай Киселев с этим совершенно не согласен. Он вызвал своего оппонента сразиться в словесном поединке.

Первый раунд

Киселев (живо): У меня вызывает недоумение, что знаки появляются в новых кварталах. Места много, стройте в соответствии со всеми нормами, что же вам мешает? Не забывайте о парковках и о путях подъезда. Крытые и подземные паркинги? Спасибо. Но эти «мажорные» парковки должны быть дополнением к бесплатным, а не вместо них. Количество мест для машин, разворотные площадки — все прописано в нормах строительства. Если я привез мешок картошки, я не должен его тащить 500 метров до подъезда.
Руководитель адвокатской конторы «Захарова & Лермонтова» Элеонора Захарова
Председатель воронежского отделения Комитета по защите прав автомобилистов Николай Киселев
Аксенов (категорично): Но посмотрим с другой стороны. Уровень автомобилизации у нас примерно 300-400 машин на 1000 человек, то есть, грубо говоря, один автомобиль на квартиру. Если в доме 16 этажей по 4 квартиры на площадке, то на подъезд это приблизительно 70-80 машин. Их физически разместить во дворе невозможно. А если подъездов не один, а пять? Еще один вопрос: кто должен платить за парковочное место, если в одной семье, например, две машины, а в другой — ни одной? В любом же случае застройщик заложит их создание в себестоимость жилья. Почему-то человек, который покупает машину, считает, что он приобретает и какие-то дополнительные права, в то время как этих самых прав у него столько же, сколько и у любого пешехода. У него больше обязанностей, возможностей, но прав… нет. И даже если вы автомобилист, то, когда собираетесь в отпуск, вам важно, чтобы вы могли спокойно с чемоданом на колесиках проехать во дворе. Или мама могла пройти с коляской. Невозможно сделать плоскостную бесплатную парковку такую, чтобы туда поместились все автомобили жильцов. Возможно, ставить знаки с эвакуаторами не очень честно, но ситуация, когда машины паркуются на детских площадках и газонах, мне нравится намного меньше.
Управляющий партнер правового агентства «ДенМар» Юлия Амелехина
Сопредседатель общественной организации «Город и транспорт» Михаил Аксенов
Киселев (возбужденно): Это понятно. Но этот вопрос не решается исключительно запрещающими знаками. Если бы изначально строительство велось с соблюдением всех норм, то нужны были бы только знаки-указатели: там кафе, а там магазин. Контрольно-надзорные органы, перед тем как подписать проект о строительстве, должны все тщательно проверить. Вот, например, размер площадок для парковки рассчитывается из нормы 0,8 квадратного метра на каждого жителя дома. Пойти проверить в новых кварталах — так оно? Нет, конечно!

Второй раунд

Аксенов (скептично): Вы сказали, что по правилам на одного жителя дома приходится 0,8 квадратного метра парковки. Адекватна ли эта цифра?

Киселев (уверенно): Абсолютно адекватна. Я сам работал с этой цифрой. Она практически не изменилась за последние 20 лет. Хотя если уровень автомобилизации у нас будет расти, то в ближайшие пять лет эту цифру нужно бы увеличить. А пока я ратую за то, чтобы архитекторы хотя бы делали вид, что они эту норму знают.

Ведущий (руководитель адвокатской конторы «Рывкин и партнеры» Станислав Рывкин) (иронично): То есть вы за видимость?

Киселев: Я за то, чтобы в городе было удобно жить. Выходит, что когда кварталы строят, не обеспечивая будущих жильцов достаточным местом для парковки, то никто ничего не видит, все в порядке, а когда люди заселяться начинают, то появляются знаки «Остановка запрещена». (Возмущенно.) Почему так выходит? У нас же есть архитектурный и жилищный надзор и прочие ведомства. Виновные ушли в тень, а с граждан тянут деньги за эвакуацию.

Аксенов: Но будущие жильцы ведь перед тем, как покупать квартиру, могут посмотреть проект? Они должны были с ним ознакомиться и заметить, что мест для парковки очень мало. Почему-то это сразу их не насторожило. Они изначально собирались ставить машины там, где придется?

Киселев: Мне кажется, далеко не все жильцы знакомятся с проектом перед покупкой.

Ведущий: Я встречал в своей практике случаи, когда жильцы действительно знакомились с проектом. Но в итоге то, что было в проекте, далеко не всегда реализовывалось на деле. Был по плану на первом этаже фитнес-зал, а стал гипермаркет. А к нему нужны подъезды, места для разгрузки. За счет чего их обеспечить? За счет места под парковку.

Киселев: А в целом вы считаете правильным ставить знаки «Остановка запрещена, работает эвакуатор»? У нас что, основные пробки во дворах, что в первую очередь туда нужно эвакуаторы пригонять, а потом уже на те улицы, где они действительно необходимы? И еще у меня к вам вопрос о запрете парковок в целом. Как вы оцениваете инновацию по поводу повсеместного запрета ночной парковки на магистральных улицах?

Аксенов: В связи с приближением зимы это правильно. Часто получается так, что нужно очистить улицу от снега, а припаркованные по бокам машины этому мешают. Без эвакуатора здесь не обойтись. Или ставят так, что коммунальные службы не могут проехать.

Киселев (примирительно поднимает руки): Я понимаю. Система важна. Но если, например, мне не хватило места для машины во дворе, я поставил автомобиль на улице, за домом? Трафик ночью, как правило, нулевой!

Аксенов: Так здесь вопрос в количестве машин. Если вы один поставите машину снаружи, ничего, конечно, не случится. Но в городе помимо вас еще 400 тысяч автомобилистов. И даже если 10% из них решат поставить свой транспорт, например, на Московском проспекте, потому что больше негде, то это уже будет вызывать затруднения для проезда.

Киселев (энергично): Дело в том, что уборок все равно нет, даже когда машины на улицах не стоят. У меня знакомый человек говорит: «Висят эти знаки, и что? Машин нет, все равно не убирают». С моей подачи этот человек написал в руководящие органы, что зиму люди потерпели, пережили. Но на лето ведь можно и убрать знаки. Снег ведь растаял. На что получил ответ: «А кто вам сказал, что данные знаки ставились для обеспечения уборки снега? Цель была совершенно иная». Какая именно — так и осталось тайной.

Ведущий: Помню, беседовал я как-то с одним депутатом. Как раз затронули тему парковок. Он что-то рассказывал и говорит мне о бесплатных парковках: «Понимаете, мест нет». Но буквально перед этим описывал, где планируется сделать платные парковки. (Смеется.) Выходит, что для платных место есть, а для бесплатных нет.
Третий раунд
Ведущий (загибает пальцы): Перед тем как задать вопрос, отмечу основные пункты нашего разговора. Первое — застройка проходит как Бог на душу положит. Второе — если предусмотреть возможность для водителей оставлять машины у подъездов на 15-20 минут для выгрузки чего-либо, то не факт, что каждый будет соблюдать правила — 15 минут у каждого свои. Третье — отсутствие культуры у людей. От дома, где я живу, до стоянки идти минут пять. Стоянка не заполнена даже наполовину, в то время как во дворе машины стоят как попало, нередко перекрывая проезд. И вопрос: как гражданам, которые являются пешеходами, жить в таких условиях? И как долго может это продолжаться, если не дать возможность осуществлять эвакуацию при нарушении водителями правил?

Киселев (задумчиво): Такие вещи не решаются одномоментно. Я считаю, что ставить машину на ночь рядом с домом — это одно из условий комфортного проживания. А у нас поставят знаки и начинают рублем воспитывать уважение к закону. Вы оставьте знаки для трасс, а не для дворов. Пусть лучше иной раз жители пакет с мусором на машину положат, которая перекрыла доступ к мусорным бакам. Это бытовые вещи, и они не имеют отношения к безопасности движения. В такой ситуации, может, и культура общая в порядок приходить начнет. Но комфортные условия проживания для горожан должны быть изначально созданы.
Управляющий партнер правового агентства «ДенМар» Юлия Амелехина
Аксенов (осторожно): Однако ни в одной конституции ни одной страны не прописано, что каждому гражданину обеспечивается бесплатное место для парковки.

Ведущий: Зато в конституциях большинства стран прописано право на комфортное проживание.

Аксенов: Но это не право на бесплатное парковочное место все-таки.

Ведущий (иронизирует): Можно и лифт тогда тоже не ставить. Идешь себе по ступенькам…

Аксенов: За лифт, между прочим, мы платим.

Ведущий: Но это как посмотреть. Зачем я должен платить, если я люблю пешком ходить? Также и с парковочными местами. Кому-то они не нужны, а кому-то нужны.

Аксенов: Мы упоминали о том, что было бы неплохо оставлять машину у подъезда на короткое время для разгрузки. Я думаю, такая «короткая» парковка лучше всего обеспечивается не принципом «кто первый встал, того и тапки», а платной парковкой. Тогда никто дозволенное время превышать не будет. А если будет — пусть платит. Плата же за эту парковку могла бы идти в фонд УК или ТСЖ и направляться на благоустройство этого же двора.

Ведущий: Возможно, это и было бы выходом из сложившейся ситуации. Но вот вы говорите, что у водителя не больше прав, чем у пешеходов. И соглашусь, и нет. И вот почему. Потому что водитель при приобретении автомобиля заплатил еще полцены от него в виде таможенной пошлины. Это во-первых. Во-вторых, водитель платит налог в виде акциза на бензин плюс второй налог — транспортный, плюс водитель платит на каждом платном участке дорог, а их все больше, и они все дороже. Плюс он платит за страховку. То есть он уже столько раз заплатил за то, чтобы ему обеспечили комфортную среду. А вместо этого возводятся такие дома, где он не может поставить свой автомобиль во дворе. При этом мы все говорим об архитектурном беспределе. И вот при всех этих имеющихся вводных мы еще и запрещаем парковки во дворах, разрешаем там работу эвакуаторам. Вам не кажется, что в таких условиях мы только спровоцируем усугубление ситуации? Зачем тогда вообще проектировать дворы с нормальными условиями, если можно везде поставить знаки?

Аксенов: Мне кажется, что эти 2 вопроса должны решаться параллельно и независимо друг от друга. К сожалению, пока культура наших водителей не позволяет действовать полностью без штрафов и запретов.
Руководитель адвокатской конторы «Захарова & Лермонтова» Элеонора Захарова
Ведущий: Да, здесь все упирается в культуру. У нас она как раз и диктуется принципом «кто раньше встал, того и тапки». Хотя я помню, раньше водители даже перед пешеходными переходами не останавливались. Культуру начали перенимать после поездок за рубеж, насмотревшись там на поведение водителей. Значит, ее все же можно прививать. Но реально ли воспитать граждан, чтобы они и во дворах вели себя по-людски?

Аксенов: Нужно, как бы глупо и слишком просто это ни звучало, разговаривать с водителями.

Ведущий: Это станет возможно тогда, когда у человека поменяется сознание от «мой дом — моя крепость» к не только «мой дом», но и «моя улица», «мой двор».
станислав рывкин
The Voda Воронеж
Благодарим за предоставление площадки развлекательный комплекс The Voda