18 октября 2017 года 09:00

Пикник на обочине

Что ждет бизнес на М4 со строительством обхода Павловска?
Александр Ежов
Александр Ежов
В начале августа «Трансстроймеханизация» приступила к строительству дороги в обход Лосево и Павловска на трассе М4 «Дон». Вместе с дальнобойщиком Воронежской фруктовой компании мы отправились в Павловск, чтобы узнать, как на этом фоне чувствует себя придорожный бизнес. По оценкам экспертов, в нем занято около 5% жителей города — приблизительно 1,5 тыс. человек.
Нет времени читать? Вся статья в одном абзаце
Бизнес не из Павловского района рад строительству платного участка в обход Павловска и Лосево. Например, штрафы перевозчиков из-за опозданий в торговые сети хотя бы на час достигают 120 тыс. рублей. Жители Павловска (особенно владельцы небольших торговых точек вдоль трассы) разочарованы вероятным лишением рабочих мест. Только официальные потери облбюджета в этом случае могут составить 5 млн рублей. Власти Павловска, Павловского района и представители «Автодора» тему не комментируют.

Воронежский бизнес с нетерпением ждет строительства обхода...

Водитель грузового Volvo Дмитрий Менков довозит нас до Павловска с ветерком: в середине сентября ранним утром пробок практически нет.

«А вот в августе пробки были невыносимые, — сетует Дмитрий. — Можно было застрять часа на два. А то и больше. Причем ситуации бывают самые разные — это может быть ДТП, что происходит тут часто, просто скопление машин. А иногда бывает так, что водители в пробке засыпают прямо за рулем, и тогда приходится стоять, пока не проснется. Это колоссальное количество потерянного времени».

Время влетает бизнесу в копеечку: расходы на топливо в результате многочасового стояния в пробках возрастают до полутора раз. Штраф за просрочку поставки по договору, к примеру, в компании Х5 Retail Group составляет 12% от стоимости товара.

Если привез на миллион и опоздал на час — платишь 120 тыс. рублей. Поэтому в Воронежской фруктовой компании строительства нового платного участка ждут с нетерпением.

А строится, надо сказать, он крайне медленно: «Трансстроймеханизация» выиграла тендер «Автодора» на 62,26 млрд рублей еще в декабре 2016 года, а работы только-только начались. И то уже к концу сезона.
Обход Лосево и Павловска: карта
Обход Лосево и Павловска (черным цветом) и дорога, которая есть сейчас (красным цветом). «Трансстроймеханизация» выиграла тендер «Автодора» на 62,26 млрд рублей еще в декабре 2016 года. Работы по началу строительства стартовали в начале августа 2017-го.
«У нас заведено правило: водители пользуются только платными дорогами — так экономится время», — рассказывает Дмитрий.

Поэтому, как только обход будет построен, заезжать в Павловск водитель больше не будет. Впрочем, Дмитрий и сейчас не особо жалует местные «забегаловки», как он выражается. Его машина больше похожа на уютный дом на колесах: даже пол застелен ковром. Отдохнуть можно прямо в ней. Да и от Воронежа, по его меркам, Павловск недалеко: нет смысла останавливаться, лучше дотянуть до дома. Но те, кто едет издалека, часто выбирают этот город перевалочным пунктом. В этом мы убеждаемся сами: пробки утром нет, но при этом у обочины трассы в оба направления большое скопление машин. По большей части грузовых.

…чего не скажешь о жителях Павловска

Вдоль дороги множество магазинов, кафе и гостиниц, пестрящих вывесками. Посетителям обещают «лучший шашлык», «самые дешевые запчасти» и «рации по выгодным ценам». Яркой вывеской заманивает гостей Otel№1. Владельцы «Первого мангала» умудрились в своей вывеске использовать символику Первого канала. А на шашлычной, напоминающей по внешнему виду бытовку рабочих, но гордо именующую себя «кафе», красуется логотип «Автодора». Правда, на вопрос, имеет ли заведение какое-либо отношение к госкомпании, нам так и не ответили.

На часах 9 утра, но все магазины, кафе, автосервисы и гостиницы открыты — работа в бизнесе, завязанном на трассе, кипит 24 часа в сутки. Совладелец небольшого магазина автозапчастей «Галогенка» Элла Аксенова тоже уже на рабочем месте. Магазин на въезде в город существует более 2 лет. Рентабельность, по словам хозяйки, 200%: у дальнобойщиков всегда есть деньги, улыбается Элла, а товар, которым торгует «Галогенка», всегда пользуется спросом. Цены на запчасти женщина не озвучивает. На витринах разложен товар без ценников. Но Элла утверждает, что именно низкие цены позволяют достигать сверхприбылей, повышая спрос. Однако звучит утверждение весьма спорно. Если дальнобойщик поломался на трассе, скорее он вынужден будет купить товар в местном магазине по любой цене. Но скоро «сладкой жизни» в любом случае придет конец.

«Ожидаем, что с появлением объездной дороги клиентопоток сократится на 80%, — говорит Элла. — А то и больше. Работать тут будет практически невозможно. Мы, как и многие, уже подыскиваем себе новое место. Лучше подготовиться заранее. Судите сами: основные наши клиенты — это дальнобойщики. Как только участок построят, они все будут ездить по нему, останутся только водители тоннаров, но этого будет недостаточно, чтобы бизнес был рентабельным.»

Почти напротив «Галогенки», на другой стороне трассы, находится магазин с красноречивым названием «Запчасти». Он чуть побольше (расположен в подвальном, но вместительном и хорошо освещаемом помещении) и старше — работает около 4 лет. При входе стоит банкомат — это первый банкомат, который мы заметили в павловских придорожных магазинах. За день удается продавать на 60 тыс. рублей (запчасти от 250 до 10 тыс. рублей). Здесь, как говорит владелец Александр Новиков, крупный мужчина, одетый в футболку и шорты, закупаются уже не только поломавшиеся дальнобойщики, но и приезжают за партиями запчастей водители ГОК «Павловскгранит». Поэтому Александр настроен более оптимистично: запуск обхода, по его мнению, «съест» не более 20% его клиентов.
Магазины Павловска
Владелец магазина с красноречивым названием «Запчасти» Александр Новиков в день продает товара на 60 тыс. рублей. Но после строительства обхода ожидает падения спроса на 20%.
«Да и дальнобойщики продолжат заезжать к нам, — уверен он. — Ну судите сами: если он на трассе поломается, то «тянуть» ему так и так до Павловска, поскольку в пределах объезда вряд ли будут магазины и автомастерские».

Больше, по мнению Новикова, могут пострадать кафе. Мы направляемся к тому, что занимает у трассы самую большую территорию, — «Роуз». Это не просто кафе, а целый комплекс — гостиница, ресторан и платная парковка. Земля, на которой располагается «Роуз», находится в собственности у владелицы комплекса Розы Фоменко с 1995 года. Средний чек кафе — 250 рублей на человека. Ночь в гостинице обходится в 2 тыс. рублей. Всего у владелицы заведения работают около 40 человек. Но, несмотря на достаточно большой штат, мы застаем ее саму за разбором квитанций на оплату коммунальных услуг, которыми пользуется заведение. С утра в кафе пусто. Только у одного из столиков семейная пара с ребенком. В Павловске они проездом.

«Бывает, что к нам дальнобойщики заходят, но в основном это люди, которые едут в сторону Краснодара или обратно, чаще всего в отпуск, — отмечает Роза. — Поэтому бизнес у нас сезонный: активный период с мая по сентябрь, а потом все».

По словам Розы, строительство нового участка крайне негативно скажется на Павловске, а сама она бросит свою работу: «Закроюсь я. У меня уже и возраст не тот, чтобы думать о переезде в другое место, да и территория большая. А как обход построят, так все — Павловск станет вторым Богучаром. Насколько я знаю, там работать негде, да и сам населенный пункт в гораздо более плачевном состоянии. Наш город развился за счет того, что стоит на трассе — вся торговля и много других бизнесов завязаны на этом, а строительство обхода отрежет нас от трассы, пускай и не полностью. Я ожидаю, что доход комплекса «Роуз» упадет процентов на 70, а то и больше».

Впрочем, о нынешнем доходе женщина умалчивает. Ее коллега Оксана Лаптева владеет кафе «Домашняя кухня» с 2006 года. По словам владелицы, кафе приносит прибыль только в период с конца весны и до конца осени. Работают здесь 4 человека. Средний чек заведения — от 150 рублей за комплексный обед.

«Первое время выручка упадет процентов на 60 или даже 70, — считает Оксана. — Но сейчас еще есть время до того момента, как дорога построится. Я не думаю, что строительство завершат за три года. Закрытие или переезд я однозначно не рассматриваю — задумываюсь о расширении услуг, возможно, добавлю опцию еды навынос и доставку, чтобы привлечь городских клиентов».
Магазины Павловска
«Работать тут будет практически невозможно. Мы, как и многие, уже подыскиваем себе новое место», — говорят в магазине «Галогенка» о строительстве обхода.
К тому же Оксана верит, что многие отдыхающие продолжат пользоваться бесплатным участком — по ее мнению, плата, устанавливаемая на дорогах «Автодором», необоснованно высокая.

Оксана помимо кафе владеет землей и зданием, расположенными неподалеку от «Домашней кухни». Здание и землю Оксана сдает в аренду — под шиномонтаж и мастерскую по заправке автомобильных кондиционеров и ремонту топливных автономных систем. Женщина уверяет, что у ее арендаторов вряд ли начнутся серьезные проблемы после строительства обхода. Однако недовольно добавляет, что строительство обхода — «глупая вещь» и сильно отразится на экономике Павловска.

«Мне кажется, что проблему с пробкой в Павловске можно было решить строительством развязки и ремонтом дорог, что вышло бы значительно дешевле, чем строительство нового участка», — резюмирует Оксана.
Как ситуация скажется на бюджете города и области
Ни глава администрации Павловского района Юрий Русинов, ни глава самого Павловска Вячеслав Щербаков в течение почти 3 недель, во время которых мы им звонили, не нашли времени пообщаться с нами. Поэтому за оценкой значимости придорожного бизнеса для города и региона мы обратились к независимому аналитику.

«На этом участке трассы около 50 организаций, которые, скорее всего, облагаются налогом по упрощенке, — предполагает руководитель Центра финансовой грамотности, финансовый консультант Андрей Кудинов. — Выходит, что каждый из предпринимателей отчисляет в налоговую около 100 тыс. рублей в год. Это 5 миллионов суммарно. Эти деньги идут в казну области, а не Павловска, и если учитывать, что доходы бюджета Воронежской области на 2017 год составили 76,6 миллиарда рублей, то это около 0,007% поступлений. Если же предприниматели, занятые в придорожном бизнесе в Павловске, облагаются единым налогом на вмененный доход, то отчисления идут в казну города. Если учесть, что бюджет Павловска составит около 123,5 миллиона рублей в 2017 году, то это около 4% дохода в бюджет».

Да, суммы кому-то могут показаться ничтожными. Однако за ними стоят судьбы конкретных людей. Да и бюджетные деньги Павловску очень пригодились бы: уезжали мы из города с нерадостным чувством, которое усиливали роящиеся мухи вокруг словно наскоро сбитых лавочек из фанеры в здании городской автостанции…

P.S. Госкомпания «Автодор», ведущая строительство обхода Павловска и Лосево, публично никогда не комментировала судьбу предпринимателей, которые лишаются дохода из-за ее деятельности. На запросы DF представители ведомства по разным темам традиционно не отвечают.