21 сентября 2017 года 13:45

Есть контакт

Метро в Воронеже:
почему всем нам нужно посмотреть на проект иначе
Редактор портала De Facto Анна Полупанова
Редактор портала De Facto Анна Полупанова
Тема строительства метро в Воронеже обсуждается давно, но впервые эта дискуссия проходит при принципиальных изменениях условий реализации проекта. Что случилось и почему это может быть важно?
Нет времени читать? Вся статья в одном абзаце
Власти Воронежа вернулись к проекту создания метро. Его строительство обойдется в в €1 млрд, создание первой ветки — в 35 млрд рублей. Критика идеи была всегда, но сейчас изменился контекст ее обсуждения, и это может быть важно. Во-первых, чиновники окончательно признали наличие серьезной транспортной проблемы. Во-вторых, у проекта метро появились внушительные партнеры из Японии. В-третьих, вокруг Воронежа сформировался благоприятный информационный фон. 62,5% жителей города позитивно оценивают задумку построить легкорельсового метро, и, вероятно, это повод усилить поиски финансирования проекта.

История попыток построить метро в Воронеже

Впервые идею создания метро в Воронеже начали обсуждать еще на закате СССР — в 1980-х годах прошлого века население города увеличилось почти до 900 тыс. жителей, и транспортная сеть перестала полноценно справляться с такой нагрузкой. Тогда же начали создавать первый проект воронежского метрополитена, но после распада Союза про подземку забыли.

В 1990-х – начале 2000-х в Воронеже из-за кризиса стал сокращаться трамвайно-троллейбусный парк, а в 2009 году трамваи в городе исчезли совсем. В эти же годы значительно сократился и троллейбусный парк — в итоге Воронеж стал городом, в котором отсутствует рельсовый и значительно сокращается электрический транспорт. К 2013 году Воронеж стал городом-миллионником, и вопрос развития и совершенствования транспортной системы теперь уже мегаполиса снова стал критическим.
В 2009 году назад рельсовый транспорт в Воронеже полностью исчез.
В 2009 году назад рельсовый транспорт в Воронеже полностью исчез.
Воронежские чиновники предметно вернулись к теме в апреле 2017 года, когда в город приехали иностранные эксперты в контексте инфраструктурных проектов, которые в России могут реализовать представители бизнес-сообщества Японии. Тогда в кабинете губернатора Воронежской области Алексея Гордеева представителями мэрии Воронежа было заявлено, что японской стороной будет разработана концепция развития транспортно-пересадочного узла, а администрацией Воронежа — технико-экономическое обоснование (ТЭО) строительства системы рельсового транспорта, проходящего через этот узел.
Подготовка предпроектной документации о целесообразности метро в Воронеже — единственный шанс на ближайшие 20 лет перейти от слов к делу, а скоростной рельсовый транспорт может стать единственным способом для Воронежа уйти от серьезных транспортных проблем.
Александр Гусев мэр Воронежа
Александр Гусев
мэр Воронежа

Как выглядит проект метро в Воронеже сейчас

Проект первых двух линий метро в Воронеже презентовали 28 апреля 2017 года. Они должны соединять центр с Северным микрорайоном (до Памятника Славы) и левым берегом (до автомобильной развязки на ул. Остужева). Реализовать проект планируется по схеме государственно-частного партнерства. Финансирование подземных работ и прокладка рельс, по мнению авторов проекта, должны проходить за счет госбюджета. А приобретение подвижного состава хотят доверить частным инвесторам. Проект транспортного сообщения еще будут дорабатывать в 2018 году.
Строительство 2 линий воронежского метро обойдется в €1 млрд. Создание первой ветки — в 35 млрд рублей.
В июне 2017 года власти озвучили желание заплатить порядка 11,7 млн рублей как раз за ТЭО системы «скоростного рельсового пассажирского транспорта».

Вместе с тем, проекты метро в Воронеже сопровождаются экспертной критикой. Коротко напомним ее основные тезисы. Так, сопредседатель реготделения общественной организации «Город и транспорт» Юрий Новиков считает, что в Воронеже нет соответствующего полноценной загрузке метро пассажиропотока, а работа такого транспорта якобы принесет 400-600 млн рублей убытка в год.
В 2013 году проект карты воронежского метро был опубликован на сайте «Общественная инициатива».
В 2013 году проект карты воронежского метро был опубликован
на сайте «Общественная инициатива».
Вместе с тем, принимая определенный скепсис по поводу идеи, нельзя не отметить другой важный факт. Настало время, когда проект нужно анализировать под другим углом: настолько изменился контекст обсуждения задумки за последние годы.
Какие изменения вокруг проекта происходят
Вокруг темы метро в Воронеже произошли как минимум 3 ключевых изменения. Что именно случилось?

Изменение 1. Власти окончательно признали наличие транспортной проблемы Воронежа. Об этом красноречиво говорит комментарий главы Воронежа Александра Гусева, который он дал в интервью DF несколько недель назад: «Я хочу запомниться на посту мэра тем человеком, кто все-таки начал строить метро. Да, это может звучать на первый взгляд нереально. Но когда-то мы не могли помыслить и о таком уровне благоустройства, как сегодня, о таком качестве дорог и так далее».

Определенное приятие такой идеи есть и у московских экспертов. Так, директор столичного Института прикладных транспортных исследований Дмитрий Енин полагает, что Воронежу нужно метро, вот только особого формата. «Я считаю — и думаю, что разработчики проекта это понимают — полноценный метрополитен, такой как в Москве и Санкт-Петербурге, в Воронеже не нужен. Особенности города — посадка и высадка пассажиров на относительно небольших расстояниях и отсутствие высокого пассажиропотока. Как следствие, логическое объяснение есть строительству легкорельсового транспорта — легкого метро», — пояснил эксперт.

Изменение 2. Впервые у проекта появились серьезные партнеры . Партнеры проекта создания метро — японские бизнесмены под патронажем правительства страны Восходящего солнца одновременно прорабатывают в Воронеже еще несколько инфраструктурных идей. Например, японская делегация совместно с замглавы Минстроя Андреем Чибисом реализовала в Воронеже пилотный проект по строительству «умного дома». Кроме того, японцы показали, как можно обновлять ветхую водоканальную инфраструктуру без раскопок земли, а также занялись проектом установки «умных светофоров» за 34 млн рублей. Эта идея, по расчетам, позволит разгрузить Московский проспект от пробок на треть.

Иными словами, погружение японских партнеров в проблемы Воронежа сегодня довольно ощутимое. Насколько оно будет по-настоящему результативным, покажет время.
Проектирование должно учитывать рельеф Воронежа и опыт тех городов России и не только, где работает метро. Скорее, это будет комбинированное решение, при котором часть метрополитена будет находиться над землей — в виде скоростного трамвая, чтобы сохранить архитектурную ценность Воронежа. Сегодня интенсивность утреннего потока авто мы наблюдаем уже и в дневное время, с помощью метро мы разгрузим Воронеж и сделаем его чище с точки зрения экологии. Сомнения есть всегда, но невозможно представить, что было бы, если бы в свое время в Москве и Санкт-Петербурге не приняли решение о строительстве метро, а думали бы только о дорогах и их развитии.
Сергей Колодяжный
Сергей Колодяжный
Ректор опорного вуза Воронежа
Изменение 3. Информационное сопровождение проекта вышло на федеральный уровень. Встречи федерального руководства и самого президента Владимира Путина с японской стороной в последнее время стали более частыми. Это объясняется проведением Года Японии и необходимостью решать внешнеполитические задачи на Востоке.

Вместе с тем, этот диалог сформировал и для Воронежа правильный «информационный шлейф». В ведущих федеральных СМИ, на больших форумах и встречах крупных бизнесменов наш город стал чаще упоминаться именно в контексте позитивных изменений и вероятного строительства метро. А это уже фундамент для взаимодействия с потенциальными инвесторами, определенная психологическая выправка для местных чиновников и т.д.
Каково общественное мнение по вопросу метро в Воронеже
Очевидно, что жизнеспособность проекта метро упирается в один вопрос: найдется ли достаточное финансирование и, соответственно, политическая воля. Иногда, воля проявляется при накопившейся «критической массе» общественного мнения. А оно — в отличие от прошлых лет — достаточно серьезно развернулось как раз в сторону «за проект».

Независимая социологическая служба «Ваше мнение!» провела исследование. С 14 по 18 сентября 2017 года 200 жителей Воронежа в возрасте от 18 лет спросили, считают ли они строительство легкорельсового метро важным и почему. 62,5% респондентов фактически позитивно оценили эту идею, по-разному выделив пользу от ее реализации. В диаграмме ниже приведены ответы горожан на вопрос «Важно ли строительство легкорельсового метро в Воронеже и почему?» (наведите мышкой, чтобы ознакомиться с результатами детально).
Таким образом, еще один психологический рубеж пройден: горожане в целом готовы к сложному транспортному проекту.