12 сентября 2017 года 14:45

Перемен!

Зачем вашему бизнесу «налоговый дизайн»?
И как это скажется на его прибыли? Часть 2
Управляющий партнер умного сервиса для предпринимателей «Скрепки» Александр Кунаковский
Управляющий партнер умного сервиса для предпринимателей «Скрепки» Виталий Рожнов
В прошлый раз мы рассказали вам, что такое «налоговый дизайн» и как он помогает увеличить прибыль. Сегодня — о том, как внедрить в ваш бизнес такую оптимальную схему уплаты налогов. Напомним: делаем это всегда и эффективно, и — что важно — законно.

Шаг 1. Проводим изменения в сознании ЛПР

Как бы ожидаемо это не прозвучало, но первый шаг во внедрении оптимальной налоговой конструкции — это изменение в сознании собственника компании. Тут вероятны 2 варианта. Первый — когда лицо, принимающее решения, четко понимает: перемены необходимы. Такие предприниматели стали приходить к нам в «Скрепки» в последнее время все чаще. Вот только часть из них, получив индивидуальную схему уплаты налогов, на этом и останавливается.
Переход из кажущейся зоны комфорта в зону развития для таких бизнесменов представляется болезненным и/или невыполнимым (на самом деле это далеко не так).
Второй вариант — когда необходимость изменений еще не осознана. Обычно такая ситуация характерна для малого бизнеса в IT. Там до сих пор господствует представление о том, что качество продукта решит абсолютно все вопросы. «Запилили» MVP (концепция минимально жизнеспособного продукта) — нашли инвестора через акселератор — начался классный взлет: спрос на новый продукт огромный! Тут предприниматели забывают, что за впечатляющим стартом начинаются будни российского бизнеса: при масштабировании проекта выясняется, что ни правовой и, как следствие, ни налоговой базы у компании нет. И компания нередко схлопывается обратно.

Шаг 2. Привыкаем к тому, что изменения будут постоянными

Да-да, так устроен современный мир. Вот тут мы подробно рассказывали, что во многом предпринимательская среда обретает черты процессной — когда на промежуточных точках получения результата мы приходим к неизбежности изменений.

Вот, вероятно, самый красноречивый пример тезиса о готовности к постоянным переменам. Раньше термин «необоснованная налоговая выгода» существовал лишь в правоприменительной практике и мог по-разному трактоваться в судах. Теперь понятие официально закреплено в Налоговом кодексе РФ. И это значит, что практически любая подозрительная (по мнению надзорных органов) налоговая конструкция может стать предметом действий контролирующих органов в отношении компании и ее руководителей. Поэтому меняться нужно постоянно — под законодательные нормы и требование оставаться в правовом поле.
Конечно, у вас нет времени отслеживать эти вещи постоянно, возразите вы и будете правы. Для этого нужны качественные консультанты на аутсорсинге.
Осознав такую потребность у воронежских бизнесменов, «Скрепки» и ввели на рынок соответствующую услугу. Мы отследим все важное персонально для вашей компании и вовремя сообщим вам.
Шаг 3. Готовимся к тому, что внедрение «налогового дизайна» покажет новые возможности развития бизнеса
Новый правовой и налоговый опыт нередко обнажает проблемы бизнеса, что и возвращает некоторых предпринимателей на шаг 1 (когда необходимость изменений пугает).

Давайте на примере. Предположим, речь идет о производстве, где есть самые настоящие производственные активы (скажем, типографское оборудование) и активы, которые можно назвать интеллектуальным капиталом (креативная группа сотрудников, продавцы и т.п.). Если представить, что «физические» активы переводятся на баланс собственника (ИП), а интеллектуальные — в ООО, то такое разделение активов позволит оценить качество работы отдела продаж (конечно, помимо основной цели — создать законную и оптимальную налоговую конструкцию). Вполне вероятно, активные продажи вообще станут не актуальными, как только управленец поймет, что больший доход приносит входящий поток, а активный сбыт услуг можно наладить за счет аутсорсинга.

Конечно, кого-то эта мысль может ввести в некое оцепенение, и решение не будет принято. А кто-то, напротив, проявит волю и повернет на путь большей эффективности.
Шаг 4. Проводим (не всегда простые) переговоры с партнерами
Внедрение «налогового дизайна» — это еще и большое количество «бумажной» работы. Да, это неприятно, но крайне важно. Давайте вспомним историю, которую мы рассказали вам в прошлый раз, об event-индустрии. Обычного договора с субподрядчиком (если вы генподрядчик при организации события вашего корпоративного клиента) для контролирующих органов может оказаться недостаточно. И с вас потребуют уплаты налогов в полном объеме от суммы, полученной от заказчика, хотя в действительности вы распределили эти деньги далеко не только по своей компании, но и по тем, кого подтягивали на субподряд. А вот уже грамотно составленный агентский договор делает подобную ситуацию для вас безопасной.

Конечно, некоторые крупные партнеры, получив от вас новость о необходимости переподписать договор по новой форме, вряд ли будут в восторге. Обычно юристы больших компаний, напротив, начинают искать «подводные камни».
Во-первых, здесь не нужно спешить (игра стоит свеч), а во-вторых, можно подключить переговорщиков со стороны, которые донесут до партнеров необходимость, а главное — выгоду — документарных изменений.
Кстати, «Скрепки» регулярно решают подобную задачу для своих клиентов. Мы, как авторы моделей изменения бизнес-процессов, доступно и корректно доносим правомерность намерений бизнеса и обычно справляемся с такими вопросами оперативно.
Шаг 5. Набираемся терпения: ключевые изменения проходят примерно за полгода
Практика «Скрепок» показывает: главные изменения, касающиеся внедрения «налогового дизайна» проходят примерно за полгода. За это время собственник бизнеса окончательно привыкает к необходимости изменений, доносит эту мысль сотрудникам, клиентам, удается переподписать договора с партнерами и завершить те, переподписание которых невозможно, адаптировать новую налоговую конструкцию к большинству бизнес-процессов и т.п.

Все это время «Скрепки» работают с клиентами очень плотно: многие вопросы решаются по одному звонку, мы не забываем напоминать об очередном этапе перемен, вовремя готовим документацию и т.д. Конечно, все это — при условии адекватного отношения со стороны лица, принимающего в компании решения: наша забота должна сопровождаться симметричной ответственностью и добросовестностью тех, в чьих интересах мы улучшаем эффективность бизнеса.
Вместо вывода
Вы наверняка обратили внимание: все шаги по внедрению «налогового дизайна» в бизнесе так или иначе связаны с изменениями (как личностными, так и по отношению к компании). А готовность к переменам безусловно предполагает определенную предпринимательскую смелость. Уверены, у вас она есть — дерзайте! Ну и конечно помните слова Стива Джобса: дизайн — это то, что работает.