17 августа 2017 года 09:00

Дай огня!

Воронежский бизнес теряет чувство драйва. Где выход?
Гендиректор Центра поддержки здоровья, семьи и бизнеса Класс Шестакова Андрей Шестаков
Гендиректор Центра поддержки здоровья, семьи и бизнеса «Класс Шестакова» Андрей Шестаков
«Конечно, драйв в бизнесе уже не тот, — считает бизнесмен Сергей Родькин. — Мое поколение предпринимателей беспрерывно работало, строило свои компании в не самое простое время. И хочется наконец ощутить, ради чего мы это делали. Попутешествовать, побыть с семьей. Моему сыну скоро 14 лет, и если я не буду уделять ему внимание сейчас, то просто уже не успею: скоро он совсем вырастет. Но сегодня потратить много времени на себя или семью невозможно. Спрос на рынках просел на 20%, в общепите — на 20-25%. Мне приходится постоянно вникать в мелкие повседневные вопросы. В голове есть еще 2-3 проекта, но пока за сиюминутными мелочами времени и — главное — драйва на их реализацию не остается».

Депрессия в экономике приводит к личной апатии

Отсутствие драйва — этими словами значительная часть воронежских бизнесменов описывает свое внутреннее состояние. Сегодня отчетливо заметна динамика явления. Измерить его статистически нельзя, но общие ощущения говорят об этой динамике весьма громко.

Движение в бизнесе замедлилось: возможностей для реализации каких-то глобальных проектов у большинства компаний нет, как правило, сделки проходят на старых связях. На принятие каждого решения лично у руководителей стало уходить гораздо больше времени: рубить сплеча уже нельзя, нужно все взвесить, быть осторожным… У некоторой части предпринимателей чувство отсутствия драйва даже перерастает в скуку или апатию.

«Мои знакомые рассказывают, что чувствуют себя белками в колесе, — сравнивает директор салона «Мебель Италии» Владимир Лисовский. — Постоянно что-то делают, решают текущие вопросы, рассматривают множество мелких проектов. Но до их реализации дело чаще всего не доходит. На реально крупные и интересные начинания ресурсов у большинства нет».

Соучредитель торговой сети «Табакерка» Илья Ерихонов подтверждает: в непростой ситуации необходимо искать возможности для диверсификации бизнеса, но вместо этого получается лишь топтаться на месте: «Как только находится какой-то проект с прибылью не ноль целых хрен десятых, а хотя быть чуть побольше, что найти сейчас весьма сложно, то по каким-то причинам не срастается. Например, банк не дает кредит. И начинается все заново. Настроение падает, руки опускаются, ничего не хочется делать».

Владелец ГК «Фенко» Вадим Клецов соглашается: раньше можно было идти семимильными шагами вперед. А сейчас горизонт не просматривается.
Основатель и директор «Бюро Брагинского», бизнес-консультант Олег Брагинский точно подметил: это как плыть по бурной реке, куда постоянно заходят новые суда, а потом вдруг оказаться на спокойной глади застойного озера.

В таких условиях собственники и руководители бизнеса делятся на 3 категории.

Первые. Те, кто смирился с текущим положением дел. К этой категории пришло понимание, что они живут в новой экономической реальности. Ее не переделать, но работать нужно. Пусть потихоньку, но они реализуют новые проекты или совершенствуют старые. Главное, что они обрели внутреннюю гармонию. И таких, увы, меньшинство.

Вторые. Те, кто находится в выжидательной позиции. Они все еще верят, что сегодняшняя реальность — очередной виток кризиса, развитие по спирали, и ничего не предпринимают. Либо пытаются предпринимать, но в силу внешних обстоятельств практически безуспешно. Из-за этого все чаще хочется опустить руки.

Третьи. Бизнесмены, которые отчаялись, фактически отошли от управления компаниями, отдали их в руки топ-менеджеров и переехали, скажем, в Таиланд.

Вторая из этих категорий самая многочисленная. Именно в ней преобладают бездрайвовые настроения. В чем они выражаются?

Кейс 1. Авторынок уже не будет прежним, — грустен гендиректор ГК «Мотор Ленд» Евгений Катюшкин. — Это раньше мы снимали сливки. Сейчас единственный выход — не строить иллюзорных ожиданий.

Кейс 2. Владелец компании «Робин Сдобин» Александр Губарев пытается реализовать новые проекты. С начала года он открыл 7 пекарен и уже 3-е кафе «Моне». Но не чувствует удовлетворения: если раньше на плановые показатели удавалось выйти примерно через 3 месяца, то сегодня не удается и в течение года. Еще недавно 80% его мобильных точек выполняли план, сейчас — только 40%. По его словам, бизнес чувствует «полную потерю ориентиров».

«При этом по телевидению заявляется, что Россия начала выходить из кризиса. И что после этого думать бизнесмену? То ли он идиот, то ли все вокруг», — эмоционален предприниматель.

Каких-то резких спадов нет, но есть непонятное состояние общего «тухляка». Постепенно начинается эмоциональное выгорание. По его словам, многие его коллеги, казалось бы, владельцы успешного бизнеса, все чаще стали пытаться поднять себе настроение алкоголем.

Кейс 3. Владелица турагентства «На чемоданах» Валерия Суховей недавно открыла новое направление. Начав заниматься кундалини-йогой и медитацией для себя, она поняла, что услуга профессионального тренера в этой области сегодня весьма востребована: стандартные способы борьбы со стрессом уже не помогают. По ее словам, обычные фразы представителей крупного бизнеса, когда они приходят на первое занятие, такие: «Не вижу смысла что-то делать», «Пропадают амбиции», «Время могу найти на семью, на себя, на отдых, но не хочу», «Может, отдам бизнес в управление, и бог с ним», «Дело, которое было интересно почти всю жизнь, больше таким не является», «Не штырит», «Может, все бросить и свалить». Примерно с таким же настроем приходят и за турами. Большинство бизнесменов выбирают Мексику и Доминикану, чтобы апатично лежать на пляже и ничего не делать.

Как проявляется апатия в бизнесе

Эмоциональный настрой руководителей менялся следующим образом.

1-й этап. «Тучные» годы в экономике сопровождались бурным эмоциональным подъемом, всплеском креатива. Риски не вызывали особых опасений. Даже потерпев крах в одном бизнесе, большинство не отчаивалось и тут же принималось строить новый. Личная жизнь бизнесменов также была весьма бурной: когда все шло как по маслу, была возможность отправиться в длительное путешествие, поручив управление топу, или заняться саморазвитием. Благо финансы также позволяли.

2-й этап. Начало кризиса выбило из привычной колеи. Преобладающей эмоцией стала некоторая тревожность. Вадим Клецов говорит, что ощущался дисбаланс. Но однозначно это была еще сильная эмоция, заставившая встряхнуться. Если продолжать образный ряд Олега Брагинского, на реке образовался водоворот, но это отнюдь не напоминало застойное болото.

3-й этап. Оказалось, что очередной кризис — это не на месяц и даже не на год. Проходит время, но нового подъема все нет. Бизнес в состоянии ступора.

4-й этап. Начинается мобилизация усилий по скорейшему выходу компаний из кризиса. Она сопровождается внутренним подъемом.

5-й этап. Приходит осознание того, что принципиально изменить ничего нельзя, а все предыдущие усилия в общем-то тщетны. Да, все время что-то делается, ресурсы на это затрачиваются, но в целом положение вещей не меняется. При этом резко сократился объем прибыли, в том числе и личного заработка. Вот здесь руководителя и подстерегает апатия.

К чему она ведет? Прежде всего она сказывается на всем бизнесе и коллективе. Так, недавно мы с компанией «Класс Шестакова», в том числе с целью оптимизации расходов, начали по­дыскивать новый офис. Обратились в риэлторское агентство, готовы были в полном объеме оплатить услуги. Но директора компании апатия поглотила уже с головой. Еще бы! До этого риэлторский бизнес был весьма высокодоходным, да еще и колебания курса не так давно вызвали небывалый ажиотаж. А сегодня все по-другому, и света в конце туннеля как-то не видно. Настроение передалось всему коллективу. К нам приходил один сотрудник, другой. Они внимательно все выслушали, меланхолично записали пожелания... и пропали. Хотя пустующих офисов сегодня на рынке масса. Скорее у риэлторов нет настроения работать.

Но для многих бизнесменов проблема апатии не только отражается на работе их компании, а выходит на глубоко личный, можно сказать, философский уровень. Александр Губарев рассказывает о диалоге двух собственников компаний. Один из них говорит другому, что у него трое детей. Но ни с одним из них он так и не успел поиграть: пока он строил бизнес, дети выросли. Но самое главное — он не понимает, ради чего все это: сегодня дело всей его жизни не дает поводов ни для особой радости, ни для гордости. А главное — нагрузка в текущей экономической ситуации такая, что и сейчас времени на семью совсем не остается.
Почему руководители в апатии
Коренная причина апатии кроется в состоянии экономики — экономическая депрессия порождает подобные же настроения в бизнес-среде. Однако есть ряд сопутствующих причин, которые усугубляют это состояние руководителей.
Причина первая. Нельзя реализовать крупные проекты. «Многие коллеги рассказывают, что сейчас, чтобы заработать столько же, как раньше, приходится выкладываться больше. При этом не на какие-то новые креативные проекты, а на решение повседневных задач. А за рутиной и вовсе пропадает способность креативить», — рассказывает председатель совета директоров IT-компании «Кодофон» Александр Гармонов.

Причина вторая. Напряженный диалог с сотрудниками. Тому, чтобы руководителю все больше хотелось на все махнуть рукой, способствуют сотрудники, находящиеся в постоянном страхе, что их начнут сокращать. Впрочем, там, где удалось обойтись без сокращений и паники по этому поводу, тоже несладко. Александр Губарев рассказывает, что те его сотрудники, которые зарабатывали 30 тыс. рублей, сейчас просят проиндексировать зарплаты до 35. Предприниматель и рад бы это сделать, потому что считает: люди это заслужили. Но такой возможности без сокращения штата нет. Увы, все чаще в таких диалогах приходится участвовать лично главе всего бизнеса.

Причина третья. Напряженная внешнеполитическая ситуация влияет не только на настроение, но и на личные планы. Постоянный негативный информационный фон не может не сказаться на настроении, если и внутри своего бизнеса дела обстоят не лучшим образом. К этому добавляется и необходимость сократить свои путешествия или образование за рубежом, например, из соображений безопасности. А готовы к таким сокращениям не все. Далеко не малое число детей воронежских бизнесменов обучается за границей. И сегодня такое обучение стоит родителям не только больше денег, но и нервов.

Причина четвертая. Все способы борьбы со стрессом испробованы и не приносят желаемого результата. Когда начался кризис, бизнесу пришлось немало поработать. Но после работы каждый пытался снимать стресс своими методами. Теперь весь арсенал исчерпан.
«Например, раньше очень распространенным способом переключиться было пойти в спортзал, — говорит Валерия Суховей. — Но сегодня те, кто приходит ко мне, признаются, что это уже не помогает».
А Илья Ерихонов имеет весьма саркастичное мнение на этот счет: «Сегодня настроение хорошее разве что у алкоголиков: налил, выпил — поднялось!»
Можно ли что-то сделать?
Да, есть обстоятельства, которые сильнее нас. И мы действительно не можем их изменить. Однако, как писал Лев Толстой, дверь в мир открывается вовнутрь. Для начала стоит попробовать переломить свой настрой.
Способ 1. Не замыкаться в себе и как можно больше общаться. Различные курсы и тренинги хороши не только той информацией, которую на них сообщают, считает Александр Гармонов, но и возможностью пообщаться, обменяться мнениями. Наверняка среди посетителей найдется человек, который не впал в апатию и нашел способы развивать свой бизнес и сегодня. Его позитивная энергия может вас зарядить, а может и зародить какую-то свою идею.

Способ 2. Попробовать «украсть» идеи в Азии. В этом регионе все довольно бурно развивается, — считает Олег Брагинский. — Если захандрили, берите билет и отправляйтесь на выставку в Китай, Корею или Японию. Если даже увиденное не вдохновит вас на совершенствование своего продукта или проведение преобразований в компании, от чувства застоя вы точно избавитесь. Этот регион имеет другой менталитет, европейский сплин ему незнаком. И уж точно вы увидите, что жизнь продолжается и мир не стоит на месте.

Способ 3. Собрать мозговой штурм из лучших сотрудников. Сейчас стало очень модным вводить должность креативного директора или директора по развитию. И нужно сказать, что приход человека со стороны с новыми идеями, а главное — горящего жаждой деятельности может быть весьма полезен для компании. Правда, в Воронеже таких специалистов единицы. И если ваш бюджет не позволяет пригласить такого управленца из Москвы, ограничьтесь мозговым штурмом. Но при этом увеличьте количество присутствующих. Пусть это будут не только те топ-менеджеры, которых вы и так еженедельно видите на планерках, но и лучшие сотрудники из разных отделов, возможно, руководители среднего звена. Помните: вам нужна не готовая идея. Вам нужен толчок. И толковый парень с горящим взглядом вполне может подать какую-то интересную мысль, которую потом уже можно докрутить.

Способ 4. На выходе из апатии отправляйтесь в большое путешествие. Это рекомендация для тех, кто уже попробовал способы 1 и 3. Если вы в полном ступоре и не знаете, что делать (или не хотите, потому что все кажется вам бессмысленным), то вам нужна идея — возвращайтесь на шаг назад. Поездка вам не поможет, вы все равно вернетесь в прежнее состояние, переступив порог офиса. Но если вы уже что-то активно делаете, пытаетесь переломить ситуацию, но ужасно устали и у вас нет больше сил, то новые эмоции и впечатления из дальних странствий — для вас.

«Как-то я ездил на остров, на который можно добраться только с контрабандистам, и то в пути проведешь несколько недель. Вот тогда понимаешь, что такое настоящие трудности!» — советует экстремальное средство от хандры Олег Брагинский.
Не было бы счастья…
Но даже если вам продолжает казаться, что вы крутитесь как белка в колесе и остаетесь на месте, а в итоге ничего не меняется, то присмотритесь внимательнее к деталям. Вадим Клецов уверен, что те усилия, которые сейчас затрачивает бизнес, решая, казалось бы, мелкие вопросы, не напрасны. Например, в его компании именно благодаря тому, что крупные проекты в данный момент не реализуются, удалось уделить время работе с сервисом. И организовать службу доставки так, чтобы товар привозили покупателю в тот же день. Он уверен, что как только в экономике начнется подъем — а рано или поздно он обязательно начнется — такие детали сыграют свою роль в конкурентной борьбе. И те, кто не уделил внимания им сейчас, рискуют остаться позади.

Сейчас все как в притче о двух лягушках. Можно махать лапками, тратить кучу сил, делать рутинную работу, но все же взбить масло! А можно просто смириться с судьбой и пойти на дно. Мы надеемся, что среди тех, кто читает эту статью, выбирающих второй вариант попросту нет.