11 августа 2017 года 9:05
спецпроект ко дню строителя

Пусконакладка

Собственные производства стройматериалов: актив или чемодан без ручки?
Наталья Андросова
Заместитель главного редактора De Facto Наталья Андросова
«Инстеп», «ИП К.И.Т.», «Выбор» — в общем-то одни из лидеров строительного рынка Воронежа — уже несколько месяцев подряд испытывают серьезные трудности. Все эти (и ряд других крупных застройщиков) обеспечены собственными производствами стройматериалов. Но активы, созданные вчера для укрепления позиций, сегодня доставляют проблемы.

С чем столкнулись строители

Чтобы проиллюстрировать мысль, озвученную в начале, приведем примеры.

Пример 1. Как рассказывает председатель совета директоров «Инстепа» Анатолий Шмыгалев, компания с 2015 года сократила производство стройматериалов более чем в 2 раза и предвидит дальнейшее сокращение.

«Мощности загружены не более чем на 40%, при этом большую часть продукции мы продаем за пределы Воронежской области, — говорит Анатолий Шмыгалев. — Наше производство позволяет изготавливать железобетонные изделия панельного домостроения в объеме до 250 тысяч м2 в год, но сейчас мы производим всего 50 тысяч м2. И по факту другой номенклатуры изделий один наш завод мог бы закрыть потребности всей строительной отрасли Воронежской области, однако такого спроса нет и в зимний период предстоят простои».

Пример 2. Компания «Выбор», планировавшая в 2017 году запуск второй очереди завода панельного домостроения «Выбор-ОБД» мощностью 150 тыс. м2 в год, еще даже не приступила к его строительству. К началу лета застройщик находился лишь на этапе формирования земельного участка. Это предприятие (его владелец — Александр Цыбань) должно, по задумке, продавать стройматериалы в радиусе 1 тыс. км, а также обеспечивать свои стройки сырьем.

Пример 3. По словам директора «ИП К.И.Т.» Ивана Куликова, производство кирпича сейчас по объемам находится на уровне 1990-х годов. Кроме того, компании приходится загружать стройки деревянными окнами (в пропорции 50 на 50 с пластиковыми), цех изготовления которых есть в структуре компании. У потребителей же более востребованы квартиры с пластиковыми окнами, хоть это и не главный параметр выбора.

Как это на них сказывается

Наличие собственного производства стройматериалов и его развитие в производственных цепочках для строителей вопрос, конечно, стратегического значения. Поэтому и просадка на рынке жилья оказывает не сиюминутное воздействие на это направление, скорее оно инерционное. Руководители компаний указывают, что лишь в контексте кризиса нельзя оценивать правильность наличия производств в стратегиях бизнеса. Но вместе с тем объясняют, как происходящее доставляет проблем уже сегодня.

Проблема первая. Производства не позволяют сокращать издержки на содержание компании.

Даже при неполной загрузке мощностей производители вынуждены покрывать постоянные затраты предприятия. Во сколько обходится их содержание, называть отказываются наотрез, ссылаясь на то, что это крайне неприятная для афиширования тема. Однако по косвенным данным можно предположить хотя бы порядок цифр.

По словам Анатолия Шмыгалева, зимой завод работает еще меньше, производитель вынужден минимизировать затраты простоя, в результате многие рабочие могут находиться без содержания или под сокращением.

«Хотя мы очень надеемся, что сейчас снижение ипотечных ставок позволит ожить строительному и жилищному рынку», — отмечает Анатолий Шмыгалев.

По словам гендиректора ФК «Аксиома» Ивана Кандыбина, компании, имеющие солидные производственные мощности, обращались в «Аксиому» с целью перекупить землю под строительство или выступить подрядчиком, чтобы хоть как-то загрузить свои заводы.

«Относительно выгодно иметь свое производство, если строишь от 100 тысяч квадратных метров в год, — подсчитывает председатель совета директоров группы компаний «БиК» Дмитрий Большаков. — А если в этом году 30 тысяч, а в следующем 10, то не будет не только экономии, наоборот, затраты могут превысить доходы».
Падение темпов строительства в Воронеже
Проблема вторая. Становится меньше возможностей в принятии решений. «Сейчас производители стройматериалов и подрядчики стоят в очереди, чтобы предложить свои условия и продукцию, — комментирует Иван Кандыбин. — Цены последние 2-2,5 года подряд стабильны».

Отсутствие собственной базы сегодня дает свободу выбора, тогда как свои производства волей-неволей заставляют загружать мощности. «Не зря же у меня в компании работают 2 больших цеха по производству деревянных окон и дверей, — разводит руками Иван Куликов. — Да, мы производим и пластик, и он более востребован. Но будем загружать оба производства».
Почему собственные мощности стали проблемными
Еще несколько лет назад застройщики наращивали собственные производственные базы. С чем связано, что тренд изменился на прямо противоположный? Относительно причины происходящего строители единодушны: рекордное падение спроса на квартиры. Так, по итогам первого квартала Воронежская область оказалась второй в России по наибольшему падению темпов строительства жилья. По данным РИА «Рейтинг», падение по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составило 51,3%.

«Если раньше однокомнатные квартиры в центре продавали в среднем по 50 тысяч рублей за «квадрат», то сегодня это 35-38 тысяч, — сравнивает Дмитрий Большаков. — Перекупщики приобретали квартиры этажами. 50-70% жилья покупалось в инвестиционных целях. Сейчас этого нет, и производители стройматериалов уже сократили штаты на 30-50%».
Производства стройматериалов Воронежа
Другие факторы (например, изменения в страховании долевого участия в строительстве) тоже повлияли, но в гораздо меньшей степени.
Как ситуация скажется на строителях, их партнерах и потребителях
На строителях

«Такой глубокий спад спроса на рынке жилья не навсегда, — уверен Иван Кандыбин. — Покупать квартиры однозначно будут. Конечно, жестче станет конкуренция. Например, серьезно сократятся продажи долевки. Потребители будут выбирать из уже готового жилья, которое можно посмотреть».

Восстановление начнется, по прогнозам строителей, в течение 3 лет. И объемы строительства могут достигать не менее 90% от докризисных. При этом, как прогнозирует Дмитрий Большаков, произойдет существенное укрупнение игроков. Наиболее комфортно на рынке себя будут чувствовать как раз крупные строители с собственными производствами. Рассмотрим, какие возможности они получат.

Снижение себестоимости. «Когда «Выбор» строил свой завод, заявлялось, что он позволит компании снизить себестоимость строительства на 5-7%, — вспоминает Дмитрий Большаков. — Но я думаю, что собственные мощности дают снижение больше — до 10%. А с учетом того, что цены на жилье уже упали почти на 10%, такая экономия крайне актуальна».

Иван Куликов говорит, что на стройматериалах за счет своего производства он сэкономит до 50% с учетом логистики и других расходов, возникавших бы при их закупках.

Независимость от скачков цен на стройматериалы. «В 2008 году нам срочно нужен был достаточно большой объем арматуры, — проводит аналогию с прошлым кризисом Кандыбин. — Ждать было некогда, пришлось закупать по той цене, которая была на рынке. А буквально в следующем месяце она упала где-то на 40%».

Маркетинговые козыри. Очевидно, что собственное производство стройматериалов следует позиционировать как неотъемлемую часть добросовестной строительной компании, которая возводит качественные, безопасные, долговечные дома.

«Одно время был миф, что монолит однозначно хуже кирпича и в нем никто не будет жить, — вспоминает Иван Кандыбин. — Да, сейчас не время мифов (все-таки произошло снижение покупательской способности), но это ли не резерв роста для застройщиков — грамотно управлять сознанием потребителей, давая нужную информацию о качестве стройматериалов?»

Иван Куликов признает, что пока вопросы, из чего и как построены дома, задают не более 2-3% покупателей. Так почему бы не вложиться в маркетинг этих тем? Любой грамотный директор по маркетингу скажет, что 2-3% интересующихся можно превратить уже в 20-30%. Конечно, когда фактор качества жилья снова выйдет на первые роли при выборе новой квартиры.

На потребителях

Оговоримся сразу: не надо питать иллюзий — независимо от уровня стабилизации рынка серьезного снижения цен на жилье от застройщиков с собственными производствами ждать не стоит. Хотя бы потому, что аппетит приходит во время еды: сегодня строители, по словам главы Союза строителей Воронежской области Владимира Астанина, довольствуются рентабельностью в 5-7%, хотя до кризиса это было 100%. Скорее потребителю стоит надеяться на рост конкуренции между компаниями в части качества жилья (анализируем тех, кто реально готов за это отвечать собственной репутацией).

«Из-за того что застройщики закупают стройматериалы, а не производят сами, качественного жилья всего 10%, — эмоционален Иван Куликов. — Влажность бетона должна быть 2-4%, а продают с 35-40%. Такие показатели опасны для живого организма. Помните, при Хрущеве был массовый мор свиней? Их перевели в бетонные свинарники низкого качества. Животные замерзали и болели. Боюсь, что некоторые дома сегодня возводятся из примерно таких же стройматериалов. Я хочу смело отвечать своей репутацией за те дома, что я строю. А не просыпаться посреди ночи в страхе, что там что-то обвалилось. Те же, кто не имеет собственного производства, пытаются всячески снизить закупочную цену материалов, в последнюю очередь думая о качестве».

Логичным продолжением этого ожидания потребителей может стать ожидание по снижению издержек на содержание жилья.

«Еще несколько лет назад никто не обращал внимания, например, на теплоэффективность материалов. Сегодня это важно, — комментирует сенатор Совфеда от Воронежской области Сергей Лукин. — Например, ячеистый бетон позволяет снизить потребление энергии в 3 раза. А это снижение платежей за коммунальные услуги. И потребитель уже приходит к этому пониманию. Именно собственные производства дают возможность экспериментировать с новыми научными разработками и быстро внедрять их в строительный процесс».

На партнерах застройщиков

Грузоперевозки. У крупных строителей и тем более тех, кто имеет собственные производства, свой автопарк. «Поэтому сокращают они их или наращивают — на нас это никак не влияет», — рассуждает гендиректор «Воронеж­транссервиса», председатель транспортного комитета региональной Торгово-промышленной палаты Иван Корнюшкин.

Другое дело, если с рынка будут уходить мелкие строители без своих производств. В этом случае эксперт предполагает сокращение заказов с их стороны. Однако оно будет не критичным для перевозчиков, так как массовый исход вряд ли произойдет быстро: в ближайшие 2-3 года строители будут достраивать запланированные объекты.

Производители стройматериалов. По словам Анатолия Шмыгалева, на производителей стройматериалов негативно влияют проблемы строителей. «Застройщики не от хорошей жизни вынуждают производителей снижать цены, в результате заводы работают практически без маржи, а в оплату продукции все чаще предлагаются не деньги, а квартиры», — поделился Шмыгалев.

По словам строителя Владимира Бубнова, уже началось сокращение заводов по производству бетона и железобетона. Этот тренд наметился уже четко и сегодня только получает свое развитие, рассказывал DF еще летом прошлого года совладелец ЖБИ-2 Александр Полянских.

Конечно, неправильно ставить вопрос о полном отказе лидеров рынка от собственных производств: настолько прочно они срослись с ними, что здесь свое влияние оказывают не только экономические, но и социальные, и политические факторы. Оттого и будет любопытно понаблюдать за решениями владельцев бизнеса: в головоломке «производство стройматериалов — актив или чемодан без ручки» им придется каждый раз искать нестандартные решения.