2 августа 2017 года 14:45

Веское основание

Зачем вашему бизнесу новый «налоговый дизайн»?
И как это скажется на его прибыли?
Управляющий партнер умного сервиса для предпринимателей «Скрепки» Александр Кунаковский
Управляющий партнер умного сервиса для предпринимателей «Скрепки» Виталий Рожнов
К черту долгие подводки! Как оставаться в правовом поле и подобрать оптимальную схему уплаты налогов? Вопрос, который сегодня беспокоит, пожалуй, всех предпринимателей. Причем за последний год число бизнесменов, мыслящих именно в такой парадигме (ЭФФЕКТИВНО и ЗАКОННО), прибавилось значительно: по нашим наблюдениям, каждый 8-й из 10. Для них мы и написали эту статью.

Мне здесь предложат прочесть про «налоговую оптимизацию»? |

Само словосочетание «налоговая оптимизация» за последние годы обросло как достаточно правомерной, так и вовсе нехорошей коннотацией — зависит от случая и контекста. Но сознание предпринимателей при упоминании этой категории все больше разворачивается в сторону «схемок», уловок и приемов «на грани», которые якобы позволять платить налогов меньше (или не платить совсем).
Такой подход мы не разделяем: отношения государства и бизнеса — это система взаимных обязательств, и их надо исполнять (более подробно наша точка зрения по этому вопросу описана здесь).
Другой вопрос: в каком объеме и как оптимизироваться, чтобы для частного капитала не было негативных последствий. Вот об этом мы и рассказываем нашим партнерам. И поэтому наш очередной материал не про «налоговую оптимизацию», а — про «налоговый дизайн»: методику, которая позволит вам вести бизнес честно (платить налоги) и эффективно (совмещать это с планами по прибыли).

Меня уже однажды обманули: доверился консультантам, и ничего не вышло. |

Действительно, сейчас (как никогда раньше) появилось много так называемых «консультантов». Еще их принято называть «инфобизнесменами». Они действуют по двум нехитрым сценариям.

Сценарий первый — забросать клиента терминами и шаблонными решениями. Так у предпринимателя возникает впечатление, что он «приобщился к тайному знанию». Но полученная информация мало применима в компании. Впрочем, про это ее владелец или директор узнает позднее. Типовое решение, неучтенная скорость изменений в налоговом праве, банальные ошибки в расчетах, — и вот «инфобизнесмен» фактически продал бизнесмену воздух.

Сценарий второй — относительно хороший консультант вникает в специфику работы клиента, дает рекомендации, но на этом его работа заканчивается. Он не готов брать на себя ответственность за решения, которые сам же и придумал: нонсенс! И тогда руководитель сам внедряет предложенную методику. Но — опять же — отсутствие профильных знаний (дьявол, как мы помним, в деталях), нужного количества времени и пр. разваливают в общем-то жизнеспособную идею.

Есть хорошая аналогия: некоторые предприниматели думают, что приобретая CRM, они сразу же закрывают вопрос по всем направлениям, где применима эта система. Но это не так: любую систему нужно не только разработать, но еще и внедрить, и сопровождать.
За разработку «налогового дизайна» надо платить. За внедрение и сопровождение тоже... |
Нет, и вот почему. Те самые «консультанты» любят козырять своим опытом: мол, они берут на себя риски, связанные с особенностями их налоговой конструкции, указывая на судебные прецеденты по всей России. Например, ссылаются на какое-нибудь решение суда где-нибудь на Дальнем Востоке: «Вот, смотрите, так работать можно! Даже если налоговики решатся оспорить ваш инструмент». Ситуация, конечно, выглядит иначе.

Во-первых, любое решение по налоговым конструкциям должно быть взвешенным. Наше законодательство настолько дискретно, что оставляет огромное пространство для его различных трактовок. Например, налоговики нередко выпускают письма с разъяснениями той или иной нормы закона. И вместе с этим сразу же указывают: это разъяснение не является догмой, а скорее — экспертное мнение по частному вопросу.

Во-вторых, вы наверняка держите в голове мотивацию наемных сотрудников. Нередко бухгалтер и юрист одной компании совершают противоречивые действия потому, что хотят «закрыть вопрос» только по своим должностным обязанностям. И, конечно, не учитывают необходимость разработки совместного решения для пользы всей компании (подробно мы писали об этом здесь).
Мир изменился, и однозначно стал «процессным»: любая деятельность в бизнесе превратилась в процесс (естественно с точками контроля по результатам). А если речь идет о процессе, то справедливо говорить и о постоянных изменениях.
Именно поэтому эксперты должны сопровождать работу грамотной налоговой конструкции не только на этапе разработке, но и на этапах внедрения и регулярного сопровождения.
Окей, а можно примеры хорошо разработанных налоговых конструкций |
Конечно, можно. Правда, сразу заострим внимание на том, что любая эффективная и правомерная схема налогообложения должна разрабатываться исключительно индивидуально: двух одинаковых компаний в природе не бывает. Поэтому приведенные нами примеры носят ознакомительный характер, а дискуссию вокруг них мы готовы вести за пределами этого материала — с учетом более детализированных условий.

Пример 1, из IT-индустрии. Попытка сэкономить в этой отрасли, наняв приходящего бухгалтера тысячи за 3 в месяц, скорее всего, приведет к тому, что вы будете работать на «упрощенке» в 6%. При годовой выручке 10 млн рублей объем налогов составит 600 тыс. рублей.

Большинство айтишников начинают как ИП, следовательно, им можно приобрести годовой патент за 60 тыс. рублей. Разница в налогах — в 10 раз! Или, другими словами, 550 тыс. рублей в год — то есть пара классных курортов для всей семьи. Или вложения в бизнес, решать вам.
до 600 тыс. рублей

составит годовой объем налогов при выручке IT-компании в 10 млн рублей на упрощенной системе налогообложения (6%)
до 60 тыс. рублей

составит годовой объем налогов при выручке той же IT-компании в 10 млн с покупкой патента (лайфхак от сервиса «Скрепки»)
Пример 2, из розничной торговли. Тут тоже немало ИП, но они чаще уплачивают ЕНВД. Вряд ли приглашенный бухгалтер станет заморачиваться, чтобы искать для вас выгоду. А она есть — опять же за счет патента. Но мотивирован ли ваш бухгалтер потрудиться и найти нехитрую формулу расчета с коэффициентом-дефлятором и региональным коэффициентом? И что дает эта формула при наличии патента? В зависимости от объема торговой площади, уровня знаний (где найти коэффициенты и — главное — как их применять) разница в вашу пользу так же составит несколько сотен тысяч рублей в год.

Пример 3, из event-рынка. Здесь полезно работать через агентский договор: нередко генподрядчик проведения мероприятий привлекает на субподряд сторонних партнеров и действительно платит им из бюджета мероприятия. А вот если не применить эту «агентскую конструкцию», то в качестве налогооблагаемого дохода ивентолог обязан будет начислить налоги на все доходы, а не только на свой заработок — агентское вознаграждение. Экономия может составить до 20 раз, но она не получится без грамотной правовой конструкции (налоговая конструкция ВСЕГДА должна опираться именно на этот базис!). Это не только правильно составленный агентский договор, это еще, к примеру, отчет агента (о котором почти никто не знает). Именно отчет агента будет вашим доказательством перед налоговиками того, что вы действительно получили от заказчика, скажем, 1 млн рублей, а в качестве налогооблагаемого дохода честно показали 100 тыс.
И во сколько может обойтись разработка «налогового дизайна |
Умный сервис для предпринимателей «Скрепки» — своего рода пионер воронежского рынка в части «налогового дизайна». Мы регулярно ищем оптимальные решения по налоговым конструкциям в самых разных сферах экономики, и обязательно с учетом специфики Воронежской области. Автоматизация нашей работы делает цену этой услуги справедливой и комфортной. За вполне адекватные деньги — 20-30 тыс. рублей — компания получит налоговую конструкцию с тщательной проработкой правовых особенностей отрасли.
И еще — |
Как мы уже говорили, разработка «налогового дизайна» — это одна из трех частей в большом проекте по построению эффективной и безошибочной с точки зрения права схемы налогообложения. Поэтому совсем скоро мы расскажем про внедрение «налогового дизайна» в разных отраслях экономики и его сопровождение.
Как найти «Скрепки»
+7‒951‒566‒22‒66
info@proskrepki.ru
Воронеж, Студенческая, 12а