5 июля 2017 года 13:30

Поднять кассу

Как малому бизнесу «разглядеть» экономию 650 тыс. рублей в год благодаря онлайн-кассе?
Управляющий партнер умного сервиса для предпринимателей «Скрепки» Александр Кунаковский
Управляющий партнер умного сервиса для предпринимателей «Скрепки» Виталий Рожнов
Нет-нет, вы все правильно прочитали: действительно, установка онлайн-кассы в вашем торговом предприятии — это прежде всего возможность, а не «очередная проблема, навязанная государством». Эта статья для оптимистов, которые умеют считать деньги в своем бизнесе и никогда не перестают искать для этого новые инструменты.

Что случилось?

Итак, с 1 июля 2017 года согласно ФЗ-54 все предприятия с контрольно-кассовой техникой меняют формат взаимодействия с ФНС. Теперь данные о сделках, проводимых компанией, будут передаваться в налоговую через интернет — с помощью онлайн-касс (специальных платежных терминалов). И бизнесу нужно приобрести такую технику, выложив за это в среднем 100 тыс. рублей (сама касса плюс программное обеспечение (ПО), а также настройка устройства).

Почему все вокруг этим недовольны?

Для начала определимся, а в чем именно заключается массовое недовольство предпринимателей?

Во-первых, они говорят, что это для малого бизнеса — дорого. Действительно, небольшой компании порой непросто вынуть из оборота сотню тысяч и потратить ее на исполнение нового закона.

Во-вторых, это затраты по времени: «Ну вот, очередная головная боль... Как будто других дел не хватает. Им там, что, наверху заняться нечем?!» — думают бизнесмены.

В-третьих, это усиление контроля над бизнесом, считают некоторые: «Сижу» я, скажем, на ЕНВД, а зачем государству знать, сколько у меня тут денег через оборот проходит? Что-то тут не так».

Вот такие аргументы приводят противники установок онлайн-касс. Обоснованно? Вероятно, отчасти, но...
Почему все-таки нужно смотреть на это с оптимизмом?
...но стоп! Разве вы не помните, что у нас статья о результативном и оптимистичном? Будем откровенны, мир бизнеса (а точнее управление в части бухгалтерии и корпоративного права) очень сильно меняется. Подробно «Скрепки» писали об этом здесь и здесь. А как эти изменения вписываются в новую парадигму, которую можно разглядеть в ФЗ-54?

На самом деле, исполнение закона об онлайн-кассах — это не что иное, как продолжение стратегии государства на упорядочивание законных способов ведения бизнеса. Обратите внимание, все изменения в налоговом праве подчинены решению одной задачи: выстраиванию прозрачной и в общем-то достаточно простой модели взаимодействия. Иными словами, если государство де-юре выполняет свои обязательства и дает частному капиталу право на его преумножение, то почему бизнес не должен точно так же выполнять уже свои обязательства?

Если сравнить нас с развитыми рыночными экономиками Запада, можно увидеть огромную разницу в налоговых ставках для бизнеса там и в России. Разницу в нашу пользу. Пускай, это избитый аргумент, но он давно является фактом. Плюс ко всему прозрачность системы коммуникации государства и компаний — это своего рода барометр настроений предпринимателей. А когда чиновники видят напряженность или настороженность бизнесменов — это не так уж и плохо, по крайней мере, это определенный сигнал к действию: «Вас могут услышать».

Но главное качество, которое отличает результативного предпринимателя от борющегося за выживание, — это все-таки настроенность на продуктивное использование всех нововведений.
Для таких людей мы и написали такую статью. То есть для тех, кто узнав про затраты на онлайн-кассы, задался вопросом: «Ок, я потрачу 100 тысяч. А что еще за эти деньги я смогу получить и как?».
Итак, как я сэкономлю 650 тысяч в год?
Ключевая возможность (из которой в свою очередь раскрываются все остальные), которую дает онлайн-касса — это развернутая аналитика всего вашего бизнеса. Она становится доступной прежде всего за счет того софта (ПО), который ставится на новую кассу. Под аналитикой мы в этом случае подразумеваем возможность посмотреть на компанию совершенно другими глазами. Набор метрик, отслеживающих буквально все ключевые показатели деятельности, дает огромную пищу для размышлений. Спрос на определенные продукты, cost/income, управление затратами на маркетинг и многое-многое другое.
Иными словами, это все тот же принцип кастомизации, о котором мы любим вам рассказывать, — получение бизнесом и его владельцем инструмента (информации, ПО и т.п.), который индивидуально интегрируется в производственные процессы компании.
То есть результат предприниматель получает не от факта наличия продукции на полке в своем магазине, а от анализа, как и почему она продается или не продается, в какой срок и т. д. Время если не Big Data, то уж точно «малых и средних данных» наступило!

Вот, например, система (смарт-терминал) «Эвотор» позволяет через специальный кабинет следить сразу за сетью магазинов, кассирами, продажами — прямо через смартфон. Кроме того, систему можно интегрировать с 1С или вашей программой лояльности для клиентов. А, скажем, Quick Resto — хороший выбор для организации из HoReCa (кафе, бар, ресторан и пр.). Это симбиоз CRM-системы, инструментов учета и аналитики для роста прибыли, POS-системы обслуживания посетителей заведения. И плюс ко всему такая система работает в личном облачном сервисе. Перечислять конкретные IT-решения по этой теме можно довольно долго, вопрос в том, как его выбрать. И к нему мы вернемся чуть позже.

А теперь давайте посмотрим (на примере небольшого торгового предприятия), сколько можно сэкономить при помощи онлайн-кассы и соответствующего софта. Отметим сразу, в таблицу ниже занесены ключевые расходные статьи, связанные с внедрением этого инструмента.
Расчеты на примере малого торгового предприятия
Как есть
«Скрепки» рекомендуют
Касса с фискальным накопителем (разово)
от 35 000 рублей
от 35 000 рублей
Оператор фискальных данных (ОФД, разово)
3 000 рублей
3 000 рублей
Электронная цифровая подпись (ЭЦП, разово)
от 500 до 7 000 рублей
от 500 до 7 000 рублей
Товароучетная система (например, «1С Розница» или «1С Управление торговлей», (разово)
22 000 рублей
включено в сопровождение
Оборудование для товароучетной системы (разово)
от 40 000 рублей
не требуется (при использовании онлайн-кассы «Эвотор»)
Бухгалтерская учетная система («1С Предприятие», разово)
30 000 рублей
включено в сопровождение
Обновление учетных систем (раз в год)
20 000 рублей
включено в сопровождение
Сопровождение учетных систем (ежемесячно)
от 5 000 рублей
не требуется (при использовании онлайн-кассы «Эвотор»)
Специалист/бухгалтер для работы в товароучетной системе (ежемесячно)
от 15 000 рублей
включено в сопровождение
Бухгалтер (ежемесячно)
от 25 000 рублей
включено в сопровождение
Налоги на труд
от 20 000 рублей
0 рублей
Сервис «Скрепки»
от 20 000 рублей
ИТОГО ЗА ГОД
От 930 500 рублей
от 278 500 рублей
Экономия в год min
652 000 рублей
Как видите, основные резервы для оптимизации сосредоточены, естественно, не вокруг закупки оборудования, а вокруг его эксплуатации. То есть вокруг умения видеть эти самые скрытые возможности и превращать в инструменты. Возьмем, к примеру, частную стоматологию: если управлять очередью к зубному через онлайн-кассу и соответствующее IT-решение, можно забыть о потерях клиентов, которых администратор забыл «вручную» прозвонить и о дальнейших простоях врачей.

Логика пользования практически любыми информационными сервисами сегодня сводится к тому, чтобы быть готовым платить и за сопровождение (обслуживание) такого продукта. Создал сайт — инвестируешь в его продвижение, обновление и пр. — получаешь входящий трафик клиентов. Установил онлайн-кассу — вкладываешь в разбор информации — получаешь сигналы к изменениям в бизнес-процессах.

Ну а общий вывод еще более логичен: чтобы суметь сэкономить, нужно сосредотачиваться на профильных для себя функциях, а настройку и ведение аналитической системы — отдавать на аутсорсинг. Это позволяет сэкономить как сразу (см. таблицу выше), так и в течение всего срока работы такой техники, просто за счет того, что свое внимание вы посвятите тому, что умеете лучше всего — вести бизнес. А «Скрепки» возьмут на себя заботу о рутине.