18 мая 2017 года 09:00

Выйти из сумрака

Новая реальность финансового и юридического блока вашего бизнеса. Готовы?
Управляющий партнер умного сервиса для предпринимателей «Скрепки» Александр Кунаковский
Управляющий партнер умного сервиса для предпринимателей «Скрепки» Виталий Рожнов
Недавние выездные проверки нескольких десятков компаний в Курской и Тверской областях завершились неприятным сюрпризом для бизнесменов, которые по тем или иным причинам, решили, что им не обязательно вести учет или они могут его вести в очень упрощенном виде. Волей случая налоговики «пересмотрели приоритеты», бросив силы именно на таких предпринимателей. Современные технологии мониторинга позволили ведомству массово вскрыть в ряде компаний факты отсутствия бухгалтерии, занижения доходов и так называемой «оптимизации» налогов. Иными словами, налоговики поняли, что фактов нарушения закона больше там, где он, по мнению владельцев бизнеса, якобы предоставлял больше возможностей работы «втемную».

Не верите в новую реальность и по-прежнему считаете, что вам-то уж точно удастся «решить» любой вопрос? Эта статья — для тех, кто, увы, скоро ошибется в таком мнении.

Что происходит и почему это важно

За последние месяцы в области бухгалтерского учета, налогового администрирования и права произошел ряд изменений, пропуск которых может болезненно отразиться на бизнесе и его владельцах.

Как была устроена жизнь предпринимателя вчера? Мы опустим долгий пролог о том, что «живем-то мы в России, и тут свои особенности, если хочешь заработать». Наша статья не об этом, как и не о несуществующих «страшилках», которыми любят пугать вас «бизнес-консультанты». Этот материал — про ваш путь к изменениям в управлении вашим бизнесом. И чем быстрее вы примете наличие этих изменений, тем более безболезненно они пройдут.

Итак, вчера в бухучете, налоговом администрировании и праве все (или почти все) строилось на одном простом правиле: «Делай, как я сказал». Именно так говорил владелец бизнеса бухгалтеру и/или юристу, полагая (где-то даже небезосновательно), что от любого неприятного факта, вскрывшегося при проверке, удастся «отскочить». И это прекрасно вписывалось в парадигму отношений государства и бизнеса формата «человек – человек». Вот приходит вполне себе конкретный сотрудник вполне себе конкретного ведомства на проверку в мою компанию. А я вполне себе конкретно мотивирую его не найти серьезных нарушений. Нехитрая и — главное — неподводившая схема.
Сейчас эта парадигма меняется коренным образом. Формат «человек – человек» уходит в прошлое, на смену ему приходит «бизнес – система (машина, программа, технология)». Вчера о вероятной проверке можно было подумать: «А что если...». Сегодня и завтра нужно мыслить: «Когда...».
Отметим 3 ключевых изменения в парадигме взаимоотношений государства и частного капитала.

Изменение 1. Межведомственное взаимодействие по контролю над бизнесом упорядочилось и стало гораздо эффективнее. Эффективнее во всех смыслах. Например, налоговая служба теперь активно взаимодействует практически со всеми ведомствами так, что может проследить всю цепочку взаимоотношений бизнеса на том или ином рынке. В том числе и все коммуникации владельцев.

Запрос в ЗАГС — установлен факт рождения, родства. Запрос в Росреестр — есть на руках перечень недвижимости (и по юрлицу, и по человеку лично). Запрос в ГИБДД — вот и список авто, иных транспортных средств. Запрос в ФСС и ПФР — получены данные об обязательных отчислениях. Далее, скорее всего, «просканируют» всех партнеров по бизнесу. Вы, к примеру, продавали по заниженной (в документах) цене. А им-то, очень вероятно, приходилось демонстрировать реальную (или завышенную). В итоге эта масса параметров сопоставляется таким образом, чтобы найти несовпадения. Которые и станут поводом — нет, уже не для проверки — а, к примеру, для блокировки банковского счета и списания с него денег. Ведь с банками ФНС также взаимодействует очень активно (вспоминаем немало «свежих» законов на эту тему и банковских инструкций — о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и т.п.).

А даже если и «повезло» проколоться так, что грозит проверка, то и она в большинстве случаев теперь проходит по новому сценарию. Для начала идет «артподготовка»: полицейские в силовом формате изымают технику. Вероятно, сотрудники МВД даже не будут ее включать — не их работа анализировать содержимое. А вот когда контент передадут экспертам, то они его изучат как следует. Поверьте, там давно умеют разбираться, что написано в тех самых «экселевских табличках».

Изменение 2. Изменился характер проверок бизнеса. Кстати, эта цепочка начинает развертываться зачастую не из-за мотивов отдельного госслужащего. Это вполне себе автоматизированная система, конвейер, формирующий почву для пристального внимания к бизнесу. Налоговая служба уже запустила работу по созданию сети федеральных центров обработки данных (ЦОД), которые аккумулируют в одном месте информацию обо всех «движениях» предпринимателей. Таких ЦОДов будет более 10 по всей стране. Давайте сравним. Вчера налоговая служба через региональные центры обработки информации могла за 5 суток обобщить всю сданную налоговую отчетность в единый файл. Это позволяет «отзеркалить» факты покупок и продаж у юрлиц и сопоставить их на предмет злоупотреблений. Сегодня, благодаря сети федеральных ЦОД сведения обо всех операциях всех компаний страны будут доступны уже за 8 часов.
А вот еще один занимательный факт, который мы выявили, наблюдая за работой надзорных ведомств. В них достаточно серьезно меняется кадровая политика: ставка делается на тех, кто создает технологии и автоматизирует работу (например, программисты), а не на тех, кто традиционно выполнял функции вручную (инспектор). Зачастую зарплатные предложения для линейных сотрудников отличаются на 3-4 порядка — в пользу технарей. Таким образом, проверка приходит уже не «искать» нарушение, а наказать за него (оно было найдено в автоматизированном режиме) и по цепочке выявить остальные.

Изменение 3. Бурный рост новых форм отчетности. Все то же развитие технологий позволяет ведомствам высвободить время для разработок новых форм отчетности, о которых знают далеко не все. Например, недавно была анонсирован документ, он позиционируется как упрощенный и заменяющий СЗВ-М, 6-НДФЛ и 2-НДФЛ. Форма может стать актуальной для микропредприятий на спецрежимах.

Согласитесь, ориентироваться в потоках отчетностей становится все сложнее. Но, судя по всему, это только начало.
Необходимость изменений действительно назрела

Наше заведение пришло к необходимости изменений в части бухгалтерского учета прежде всего по 2 причинам. Во-первых, нарастающая автоматизация работы надзорных ведомств приводит к тому, что просто стандартным штрафом (пеней) в 300 рублей за забывчивость не отделаться. Последствия могут быть куда более серьезными. Во-вторых, даже в малом предприятии невозможно отследить все изменения в сфере права - скорость этих изменений сильно выросла. И лучше, если такие изменения будет отслеживать грамотный консультант на аутсорсинге. А руководитель бизнеса сосредоточится на основной работе.
Воробьёва Александра
Александра Воробьёва
директор Хинкальной на Моисеева

Как начать проведение изменений

Очевидно, что выстраивание структуры бизнеса, которая будет соответствовать требованиям бухучета, налогового администрирования и права сегодняшнего и завтрашнего дня, происходит не одномоментно. Вместе с тем, чтобы прийти к эффективной модели, нужно начинать проводить изменения, будучи готовы к перестройке образа мыслей.
Итак, с чего начать? Спойлер: про «схемы» и «схемки» мы вам не расскажем. Мы дадим информацию для эволюционных, но правильных перемен.
Рекомендация первая. Начать управление финансовой и правовой частями компании комплексно, а не по отдельности. Завтрашний день бизнеса будет наполнен идеологией «кастомизации» (от customization — персонализация, индивидуализация), где клиент получает уникальное для себя решение по управлению, продукт «под ключ». В контексте этого изменения важно стремиться к перестроению так, чтобы вопросы бухгалтерии учитывали юридические аспекты и наоборот. И были релевантными запросам конкретного бизнеса. Например, это тема про то, как бухгалтер не должен «прикрывать» только себя, не обращая внимания на юридические риски, и — наоборот — юрист не должен блокировать решение по финансовой оптимизации только потому, что не потрудился найти грамотную правовую конструкцию.

Рекомендация вторая. Отслеживать изменения постоянно, это не разовое действие, как раньше (раз в какой-то период), а процесс. Как минимум вдвое-втрое чаще. Раз уж характер взаимоотношений государства и бизнеса меняется быстрее, чем мы привыкли думать, то и детальные изменения (из которых складывается общая картина) будут происходить в больших количествах. Конечно, когда на это нет времени, полезно обзавестись профессиональным консультантом. Поэтому вторая наша рекомендация во многом сопряжена со следующей, третьей.

Рекомендация третья. Сосредоточиться только на профильном функционале. А то, что не создает само по себе добавленной стоимости, надо передавать на аутсорсинг соответствующим специалистам. Как выбрать такого подрядчика? Ответ на этот вопрос предполагает развернутый ответ, и это станет предметом отдельной статьи в DF под нашим авторством. Но как минимум нужно ориентироваться на первые сигналы, которые потенциальный подрядчик дает относительно его базового делового подхода: он должен быть готов предлагать решения и показывать их как сильные, так и слабые стороны. Иными словами, это должен быть консультант с волей, а не «исполнитель воли» заказчика.

Очень часто подрядчик с такой позицией открывает бизнесу возможности, которые были у него, что называется, под носом. Например, в Воронеже, где отлично развита сфера IT (и в ней работают сотни организаций с огромными оборотами), мало кто знает, какие льготы доступны IT-предприятиям. А это, к примеру, поддержка государства при оформлении в штат кадров: ставки по обязательным взносам (разумеется, при соблюдении ряда условий) для компании снижаются с почти 30% до 14%.

Зачем следить за этой темой дальше

Очевидно, что озвученные рекомендации являются базовыми (в некотором смысле фундаментальными), а изменения будут происходить всегда. Именно поэтому мы запускаем серию публикаций в DF. Каждый материал будет посвящен отдельному вопросу по бухгалтерскому и налоговому учету, правовой и кадровой специфики ведения бизнеса и т.п. А читатели этой серии статей получат практичную, готовую к внедрению в компанию информацию. Например, в следующий раз мы расскажем, какой перечень корпоративных документов вы обязаны иметь и почему. Спорим, на 100% вы этот список не знаете?