10 мая 2017 года 12:30

М4 «Дон»: почему идея платных участков превратилась в абсурд

Николай Киселев
Председатель Комитета по защите прав автомобилистов Николай Киселев
Руководитель «Автодора» Сергей Кельбах недавно заверил, что к 2020 году в России будет уже около 2 тыс. км платных автодорог (сейчас чуть более 500 км). На М4 «Дон» платный проезд введен уже на 11 участках трассы в Московской, Тульской, Липецкой и Воронежской областях. Насколько оправданны такие меры?

Достаточно ли в России бесплатных дорог?

Платные дороги начали появляться в начале XX века. Сначала в США, затем и в Европе. Но этому всегда предшествовало насыщение территории дорогами общего пользования и автомагистралями. И только потом заводилась речь о платных хайвеях и автобанах. В настоящее время доля платных дорог в большинстве развитых стран мира не превышает 1-2% от их общей протяженности, а в США составляет всего лишь 0,1%.

Наша дорожная сеть по мировым стандартам еще в зачаточном состоянии. Общая протяженность дорог в России в 5 раз меньше, чем в США, и в 3 раза меньше, чем в Китае. Автомагистралей почти в 100 раз меньше, чем в этих странах. Плотность дорожной сети (км/1000 км2) в 10 раз меньше, чем в Белоруссии и Швеции. Жители десятков тысяч наших сел и деревень до сих пор не имеют возможности добраться до ближайших райцентров по дорогам с твердым покрытием.

В Воронежской области, согласно официальным отчетам, протяженность дорог с твердым покрытием неуклонно растет. Если в 2004 году у нас их было около 9,2 тыс. км, то спустя 10 лет стало уже 15,8 тыс. км (+71,7%)! Однако ситуация в регионе не улучшилась. Весь фокус в том, что на баланс муниципалитетов стали ставить дороги, ранее считавшиеся бесхозными. Вот и получается, что на бумаге километров все больше, а плодородного чернозема под колесами автомобилей меньше не становится.

Вместо интенсивного строительства новых дорог, в которых остро нуждаются экономика и население, в России начали плодить шлагбаумы на нескольких нагруженных магистралях да собирать дань со всякого, кто на них выезжает.

В начале славных дел

Правовые основы для введения платного проезда в России возникли после появления в 2007 году Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности…». Закон предписывал, что платная дорога должна в обязательном порядке иметь бесплатный аналог. Причем дорога-дублер должна быть не более чем в 3 раза длиннее платной трассы.

Первая редакция закона разрешала делать платными только вновь построенные либо полностью реконструированные дороги. Сделать из М4 автобан на всем протяжении от Москвы до Черного моря прежний министр транспорта Игорь Левитин обещал к зимней Олимпиаде в Сочи в 2014 году. Когда невыполнение проекта стало очевидным, депутаты в очередной раз подкорректировали закон и разрешили взимать плату на отдельных участках существующих дорог. Шлагбаумы начали расти как грибы. Новые дороги строить практически перестали. Объезд Воронежа, например, попросту реконструировали и сделали платным. В качестве бесплатной альтернативы водителям предложили использовать городские улицы. Все по закону — не придерешься!

Правда, в приложении к распоряжению правительства России по этому участку М4 указано, что бесплатный объезд осуществляется по магистральным улицам регулируемого движения с числом полос от 4 до 8. Из Москвы виднее, конечно, но вообще-то у нас в областном центре нет дорог с восемью полосами. А на четырехполосных, которых тоже немного, и без транзитных машин пробки целыми днями.

Дальше — больше. В ноябре 2015 года в Воронежской области введен еще один платный участок протяженностью 89 км. Его предложили объезжать по областным дорогам. Длина маршрута — 212 км! Мало того что там и местные водители иной раз плутают, так ведь эти дороги не рассчитаны на такие осевые нагрузки, как М4! Не случайно отмечается повсеместное ухудшение состояния опорной сети областных дорог. Мы по-прежнему стоим в бесконечных пробках в Лосево, под Богучаром, Ростовом, Краснодаром.
М4-Дон-платные-участки
«Где деньги, Зин?»
Реалии жизни показывают, что за время действия закона о платных дорогах ничего кардинально не изменилось. Дополнительные поборы абсолютно не гарантируют комфорта и безопасности. Согласно статистике ГИБДД России, ежемесячно на платных участках трассы М4 происходит около 200 ДТП с пострадавшими. В летние месяцы автомобилисты теперь часами стоят в пробках перед терминалами оплаты, а зимой, как и прежде, частенько попадают на гололед и в снежные заносы. При этом на отдельных участках наши цены за проезд уже выше европейских.

Прошедшим летом родственники добирались из Москвы в Воронеж по платным участкам 8 часов! Раньше бесплатно доезжали за 5-6 часов. Я в этой связи вспомнил, как в начале 90-х доезжал из Воронежа до побережья Черного моря на далеко не новых «Жигулях» за 12 часов. Спустя четверть века я вновь потратил на 1000 км пути такое же время, но уже трижды доставал кошелек. И это в конце сентября 2016 года! А в разгар сезона земляки добирались до моря около суток! Вот так мировой опыт превращается в отечественный абсурд.

Так кому нужны такие платные дороги, если едешь по ним дольше, чем раньше, с фактически отсутствующим сервисом и без каких-либо гарантий безопасности? Похоже, только участникам концессионного соглашения, которое «Росавтодор» тщательно скрывает от глаз общественности.

Но власти на этом не останавливаются, а продолжают разрабатывать все новые механизмы беспардонного выкачивания денег из карманов автомобилистов. И каждый раз под благовидным предлогом изыскания средств на строительство новых и реконструкцию существующих дорог.

Вот теперь «Платон» придумали. Начали собирать деньги с владельцев грузовиков за вред, наносимый дорожному покрытию. Правда, на волне недовольства дальнобойщиков аппетиты пришлось умерить: тарифы снизили в 2 раза, а штрафы — аж в 100 раз! Тем не менее за первый год работы этой системы удалось собрать почти 20 млрд рублей.

Добавляйте сюда давно обещанный к отмене, но до сих пор исправно собираемый транспортный налог. По информации ФНС РФ, это еще более 100 млрд рублей в год.

Не забудьте зашитый в цене на топливо немалый акциз, который должен идти на формирование дорожного фонда. По оценкам экспертов, размер акцизов на данный момент намного больше суммарных сборов от «Платона» и транспортного налога.

Да с такими финансами объемы строительства новых дорог должны расти как на дрожжах! Но не видно по ТВ новостей об открытии новых федеральных и областных дорог. Основные дорожные темы последних лет — страшные ДТП и новые терминалы для оплаты проезда. Похоже, так будет и в следующем году. Боюсь, не за горами введение платного проезда по городским улицам.