5 мая 2017 года 14:00

Давай по маленькой

6 штучных микропроектов Воронежа, которые хотят стать бизнесом по-настоящему
Александр Ежов
Александр Ежов
Почему в Воронеже так трудно развивать семейный микробизнес (или небольшое дело, основанное друзьями), а на Западе это получается в разы легче? Представляем 6 историй воронежских предпринимателей, которые запустили штучные проекты и пытаются на этом заработать.

Арт-бар «Вышка» («Пушка»)

Основатели: Антон Сарычев, Никита Шишлов и Юрий Некрасов.

Год создания: 2016.

Концепция проекта: совмещение арт-пространства и бара. Площадка, на которой реализуются музыкальные, изобразительные и другие проекты. Летом действует как открытое пространство («Пушка»), в зимнее время имеет более стандартный вид кафе-бара с трансляцией фильмов (в том числе арт-хаус и документальные), проведением лекций. Прошлым летом в «Пушке» прошли распродажа подержанной одежды Trends For Friends, книг, виниловых пластинок, «Turbo-лекция» о производстве рекламы для ТВ и интернета, концерт рэпера Антохи МС и другие мероприятия. В основе концепции — бесплатный вход для горожан.

Средний чек: 500 рублей — бургер, салат, картошка плюс лимонад.
арт бар вышка пушка воронеж
Наши некоммерческие проекты — это риск, а в России рисковать не любят

Мы понимаем, что часть нашего бизнеса — некоммерческая деятельность и денег на этом не заработать. Мы экспериментируем, идем на риски. Такая модель больше распространена на Западе. В России не любят рисковать. Кроме того, понимания того, что инвестиции бывают долгими, не сформировалось. Особенно если инвестор и предприниматель — это 2 разных человека.
Антон Сарычев
Антон Сарычев
совладелец арт-бара «Вышка» («Пушка»)
Без сильного маркетинга проект быстро потеряет позиции

У проекта нет выраженного конкурентного преимущества для успешного сегментирования рынка. Концепцию нельзя назвать полностью уникальной. Средний чек заведения в рынке. Для успешного развития необходимо привлечение большого потока финансовых ресурсов на маркетинг.
Тимур Нигматуллин Финам
Тимур Нигматуллин
аналитик ГК «Финам»

Сеть уличного питания People Havaet

Основатели: Дмитрий и Юлия Субботины.

Год создания: 2016.

Концепция проекта: сеть уличного питания, состоящая из 2 контейнер-баров и передвижной станции, которая выезжает на мероприятия. Все меню People Havaet готовится на месте — при посетителях. При этом заведение заведомо отказалось от заморозки продуктов и покупки готовых напитков. People Havaet — сеть быстрого питания, ориентированная на сегмент потребителей средний +. Это ресторан, как отмечают его владельцы, вышедший на улицы города.

Средний чек: 500 рублей — большой бургер/стейк, картофель фри и свежевыжатый сок/морс.
People Havaet
Приходится бороться за каждого клиента

Трудность ведения такого бизнеса в Воронеже — его сезонность. Например, в Европе климат мягче, и там есть спрос на еду под открытым небом круглый год. Кроме того, у нас не такая высокая туристическая активность, как хотелось бы. Поэтому приходится бороться за каждого клиента, и если ты не производишь продукт достойного качества, то, скорее всего, бизнес будет убыточен.
Дмитрий Субботин People Havaet
Дмитрий Субботин
совладелец сети уличного питания People Havaet
В фастфуде потребитель выбирает по среднему чеку, а не по позиционированию

Средний чек в 500 рублей слишком высок для региона в сегменте фастфуд. И потребителю все равно, рестораном вы это назовете или нет. Скорее всего, компании не выйти в прибыль без внешнего финансирования и увеличения масштаба.
Тимур Нигматуллин Финам
Тимур Нигматуллин
аналитик ГК «Финам»

Авторская мебель Максима Кожанова

Авторская мебель Максима Кожанова
Основатель: Максим Кожанов.

Год создания: 2013.

Концепция проекта: создание мебели на заказ по индивидуальному проекту. Дизайн мебели может быть предложен мастером либо разработан по эскизу заказчика. Бизнес начинался с работы в b2c, но сегодня Максим Кажанов работает и в b2b — изготавливал пол для Камерного театра.

Средний чек: 15 тыс. рублей.
Кредиты съедают большую часть прибыли

Займы под 15% годовых — это работа на грани рентабельности. При таких кредитах предприниматель большую часть выручки отдаст на погашение долга. На Западе ситуация с заемными деньгами другая. Кроме того, у нас не сформировался покупатель, который осознает, что мебель из IKEA и мебель, сделанная вручную, — это разные вещи. И соответственно, разная цена.
Максим Кожанов
Максим Кожанов
основатель предприятия
Госзаказ — главный шанс на выживание

Сам по себе бизнес перспективен, так как мы находимся в конце эпохи массового производства и все большего интереса к уникальной продукции. При этом экономика страны в целом находится в специфическом состоянии — все замерло. Покупательская способность снизилась на 10-15%. Когда она вырастет, пока неясно. Если бизнесу удастся закрепиться в госзаказе, это существенно повысит его шансы на выживаемость.
Руслан Гринберг
Руслан Гринберг
директор Института экономики РАН

Кафе-бар «Литера Б»

Основатели: Артем Рощупка, Роман Ревин

Год создания: 2016

Концепция проекта: «Литера Б» — заведение, отходящее от стандартных ресторанных принципов. Постоянные эксперименты с меню, расположение, скрытое от масс, и дружеская обстановка. Владельцы заведения сами готовят еду, а также сами проводят ротацию меню. Придумали закуску — ее подают клиентам и собирают отзывы. Понравилось — блюдо остается в меню, а если что-то не так, то снимается.

Средний чек: 500-700 рублей.
Кафе-бар Литера Б
В Воронеже больше доверяют сетевым брендам

У нас люди не привыкли к авторским проектам. На Западе давно поняли, что авторские, штучные заведения тем и уникальны. У нас же привыкли, что все должно быть по ГОСТу, а еще лучше — сетевой бренд. Если есть сеть, значит, это качественно и туда можно идти.
Артем Рощупка Литера Б
Артем Рощупка
совладелец кафе-бара «Литера Б»

Кафе-бар «Депо»

Кафе-бар Депо
Основатель: Роман Ревин.

Год создания: 2015.

Концепция проекта: заведение работает всего 3 дня в неделю по 4-5 часов. За стойкой — сам владелец, который подает пиво и кофе, виды и сорта которых привозит также сам из разных стран мира. Владелец позиционирует свой бар как самый маленький в Воронеже, предназначенный для узкого круга лиц. Также, по его заявлению, некоторые разновидности пива можно попробовать в Воронеже только в его заведении.

Средний чек: 500-700 рублей.
Часть привезенного из-за рубежа пива не годится в употребление

У нас высокие закупочные цены на хороший продукт. Это первая проблема. Вторая — сохранность продукта. Практика доставки пива в Россию из-за рубежа такова, что на транспортировке чаще всего экономят, поэтому почти половина доходящего к нам продукта в употребление уже не годится
Роман Ревин бар Депо
Роман Ревин
владелец кафе-бара «Депо»
Заведениям рано или поздно придется расширить аудиторию

Средний чек для таких заведений слишком высок. Поэтому уникальность концепции и оформления необходимо поддерживать с особенной тщательностью. Но работа на узкую аудиторию рано или поздно приведет к сокращению клиентского потока, поэтому следующий шаг — серьезные вложения в маркетинг.
Тимур Нигматуллин Финам
Тимур Нигматуллин
аналитик ГК «Финам»

Крафтовая пивоварня Ravencraft

Крафтовая пивоварня Ravencraft
Основатели: Илья Юрицын, Павел Рукавицын.

Год создания: 2012.

Концепция проекта: пивоварня родилась из хобби и желания ее владельцев попробовать пиво необычной рецептуры. Изначально они работали вдвоем — варили пиво, разливали его и развозили. Сами они считают пивоварню первой крафтовой в Воронеже. На пивоварне используют 22 постоянных вида бельгийского и немецкого солода и добавляют к ним еще 5 видов, которые ротируются. Кроме этого добавками служат такие ингредиенты, как вишня, чеснок, мед, хрен, виноград или апельсиновая цедра.

Средний чек: 160 рублей/бутылка.
Чтобы получить кредит или господдержку, ты уже должен быть не микробизнесом

Чтобы получить господдержку для производства напитков, например кваса, который мы планируем добавить в ассортимент, мы должны уже производить квас, у нас должны быть корпоративные клиенты и заключенные на месяцы вперед контракты. И только после этого мы можем получить кредит с господдержкой. В банке же мне пояснили: чтобы взять кредит на производство кваса, мы должны обеспечивать его в два раза. Либо залог, в роли которого может выступать только личное имущество. Это большие риски, которых на Западе нет.
Илья Юрицын Ravencraft
Илья Юрицын
совладелец крафтовой пивоварни Ravencraft
Проект может столкнуться с проблемами при масштабировании

У проекта очень правильный подход к сегментированию рынка. Но при наращивании объемов компания может столкнуться с недоступностью долгового финансирования, т. к. процентные ставки по кредитам зачастую превышают рентабельность подавляющего числа малых предприятий. Это, пожалуй, главный фактор, который препятствует развитию малого бизнеса в России в целом.
Тимур Нигматуллин Финам
Тимур Нигматуллин
аналитик ГК «Финам»