17 апреля 2017 года 16:45

Задать импульс

В кризис авторынка дилерская сеть создает собственный учебный центр
Пока авторынок показывает падение, Группа компаний «БОРАВТО» стабильно наращивает доход каждого дилерского центра. Как считают в компании, этого результата удалось добиться в том числе благодаря системе внутрикорпоративного обучения.

На ее базе дилерская сеть планирует организовать учебный центр не только для внутреннего, но и для внешнего обучения. В нем смогут заниматься как сотрудники самой группы компаний, так и представители малого и среднего бизнеса, в том числе не связанные с авторынком.

Как такая стратегия сыграет в кризис, мы проанализировали вместе с экспертами.
справка
«БОРАВТО» — крупнейший автохолдинг в Черноземье, постоянный участник профессионального рейтинга лучших дилерских предприятий журнала «АвтоБизнесРевю». Работает с 2005 года, сегодня в портфеле 8 популярных в России брендов: официальный дилер Kia, Mitsubishi, Lada, Chevrolet NIVA, УАЗ, Datsun, Nissan, Lifan.

Чему и кого планируется обучать?

Внутрикорпоративное обучение в его расширенном варианте действует в ГК «БОРАВТО» с 2012 года. Коучами выступают в основном топ-менеджеры компании. Так, например, своих коллег обучает руководитель направления сервиса Максим Осипов. Обучение проходит по нескольким направлениям.

Во-первых, это основы менеджмента. «Несмотря на то, что менеджменту, работе с сотрудниками, учат в вузах, мы видим, что их программы не адаптированы к современным условиям и недостаточны для эффективного управления», — говорит Максим Осипов.

Во-вторых, финансовые компетенции: основы бюджетирования. Оба этих направления ориентированы на менеджеров среднего звена.

В-третьих, все, что связано с работой с клиентами. Это не только навыки эффективных продаж, но и сопутствующие им темы. Например, конфликтология, юридическая грамотность, тренинги по психологии и так далее. Этим направлениям обучаются в основном сотрудники фронт-офиса (продавцы, мастера-консультанты).

Сейчас кроме офлайн-тренингов запущен сайт для дистанционного обучения. Прежде всего для сотрудников дилерских центров группы компаний из других городов — например, Тамбова и Борисоглебска. В будущем же планируется вывести как офлайн-, так и онлайн-обучение во внешнюю среду.
Коуч соглашается, что новому учебному центру еще придется побороться с предубеждением ко всем местным обучающим центрам: одно упоминание, что тренер из столицы, уже круто разворачивает спрос в его сторону. Однако, как он считает, в кризис компании все же будут делать здравый выбор между высоким ценником федеральных экспертов с непродолжительным сроком обучения (как правило, 1-2 дня) с одной стороны и местными, более выгодными и при этом не менее эффективными с другой стороны.

На вопрос, зачем учебному центру выходить за пределы компании, Максим Осипов отвечает однозначно: это своеобразная планка качества.

Какие возможности открывает учебный центр для компании?

Возможность первая. Обучение сотрудников практически без отрыва от производства. «Мы можем заниматься со своими сотрудниками 1-2 часа в вечернее время, можем разбить их на маленькие группы, чтобы не отрывать от работы всех, или перенести занятие на выходной, — рассказывает Максим Осипов. — Большинство же внешних занятий требует выбывания сотрудников из рабочего процесса минимум на день-два».

Возможность вторая. Контроль результата. «Корпоративные бизнес-тренеры — это поддержка связи с прошедшими обучение и после его завершения — комментирует директор макрорегиона Юг компании HeadHunter Ирина Веретенникова. — Как правило, вопросы возникают как раз после прохождения курса, во время применения знаний на практике. И даже если приглашенные тренеры оставляют свои контакты, практика показывает сотрудникам гораздо проще коммуницировать с внутренними».
«В «БОРАВТО» коучи не только могут разобрать в реальной практике с учениками все полученные знания, но и контролируют результат. Так, система обучения неразрывно связана с мотивацией: по его итогам проводится аттестация, присваиваются разряды, меняется уровень заработной платы».
боравто воронеж
Максим Осипов
руководитель направления сервиса ГК «БОРАВТО»
Возможность третья. Повышение статуса компании в глазах соискателей. «Если в 2016 году по сравнению с 2015-м прирост вакансий в сфере автобизнеса составил 31%, то в 2017-м по отношению к 2016-му планируется только 13%, — приводит цифры Ирина Веретенникова. — То есть потребность в кадрах сокращается. Но за качественных специалистов всегда идет конкуренция. И как свидетельствуют наши опросы, для соискателя сегодня важен не только уровень зарплаты в компании, но и корпоративное обучение — оно занимает второе место».

Максим Осипов добавляет, что во время проведения собеседований четко проявляется тенденция: многие соискатели в качестве критерия выбора работодателя указывают на перспективу карьерного роста, который невозможен без внутреннего обучения.

На вопрос о том, какие меры принимает группа компаний, чтобы обученные кадры не переходили к конкурентам, Максим Осипов отмечает оптимистично: таких случаев еще не было.

Возможность четвертая. Повышение качества обслуживания клиентов, что равняется росту прибыли. «Автобизнес построен прежде всего на взаимоотношении «человек — человек». На падающем рынке достаточно жесткая конкуренция, становится все меньше приверженцев отдельных марок. Выбор автодилера все чаще зависит от уровня сервиса», — рассуждает управляющий партнер консалтинговой компании Тимур Моисеев.
Какие при этом есть ограничения?
Ограничение 1. Дополнительные затраты в кризис. «Можно долго перечислять плюсы внутреннего обучения. Но основополагающим моментом остается его экономическая целесообразность», — отмечает Тимур Моисеев.

В «БОРАВТО» не раскрывают конкретных цифр вложений в запуск системы внутреннего обучения. Но отмечают, что коучи в ГК «БОРАВТО» — это не отдельные штатные единицы, а компетентные сотрудники компании, которые готовы и могут делиться теоретическими знаниями и наработками совершенствования практических навыков. А поскольку обучение проходит на базе дилерских центров, аренды дополнительных площадей, оплаты проезда к месту обучения, проживания также не требуется.
Наряду с этим специально созданный для этих целей учебный класс на 50 мест оснащен всем необходимым для прохождения эффективного обучения оборудованием.
Ограничение 2. Компания может вариться в собственных знаниях, но получать недостаточно информации о состоянии рынка. «С чем компания может столкнуться, так это с неким зацикливанием, — предостерегает Ирина Веретенникова. — То есть она будет совершенствовать свои навыки, но они потеряют актуальность, если не будет притока знаний извне».

Максим Осипов считает, что этот вопрос автоматически снимается тем, что они приглашают на отдельные занятия и внешних тренеров, а также сами коучи — это как раз те сотрудники, которые постоянно проходят внешнее обучение. Они являются участниками и спикерами профессиональных российских и федеральных конференций в сфере автобизнеса. В дополнение к этому в группе компаний ведется своя «База знаний», которая актуализируется в непрерывном режиме.

Конечно, показатели работы компании складываются из различных составляющих. И оценить, какую роль в общем результате сыграло именно обучение, сложно. Но те, кто уже почувствовал результат, — это клиенты дилерских центров. А довольный клиент — это уже немало!

На правах рекламы